Найти в Дзене
Истории Кристины

Зачем в СССР хотели ликвидировать брак и что из этого получилось?

Оглавление

Декрет Саратовского Губернского Совета народных комиссаров, опубликованный в начале 1918 года, лихо провозглашал девушек от 17 до 30 лет «достоянием всего трудового народа». Воспользоваться этим «достоянием» могли все мужчины, исправно платившие общественные взносы, но «не чаще четырех раз в неделю и не более трех часов».

Фрагмент советского плаката - правда, более позднего времени.
Фрагмент советского плаката - правда, более позднего времени.

Данный прекрасный документ был опубликован в «Известиях Саратовского Совета» и, несомненно, был фальшивкой от и до. Однако байка распространилась по всей стране (так что она даже дожила до наших дней), и очень многие в нее поверили. Например, представители «белого движения» пугали крестьян, что при большевиках всем им всем «придется спать под одним одеялом». И те боялись – так как верили. Как так получилось, разбираемся далее.

Семейное право до революции

То, что семейное право Российской империи нуждалось в реформировании, сомнению не подлежит. Например, развестись в ту пору прекрасную было практически невозможно – (бывшие) супруги могли ждать решения Священного Синода десятилетиями – и при этом так и не дождаться. Например, в 1880 году было зарегистрировано 920 разводов, а в 1890 – 942. Хорошо ли это? Думаю, не очень здорово, когда ненавидящие друг друга люди насильно должны существовать вместе в том или ином виде. Да, случались исключения, когда разводы давали всего за пару лет, но мы же знаем, что одно исключение на несколько тысяч случаев лишь подтверждает правило:

Уехать без дозволения мужа женщина никуда не могла (а до замужества – без разрешения родителей), так как собственного паспорта у лиц женского пола не было. Их вписывали в документы отца или мужа. Мы даже знаем примеры, что женщины выходили замуж фиктивно, чтобы получить свободу передвижений и решений: так поступили Елена Блаватская и Софья Ковалевская.

Про легальные а борты мы уже не говорим – безопасно прекратить нежелательное материнство было невозможно.

Большевики взялись за семейный и женский вопрос серьезно, возжелав произвести новую революцию в личной жизни освобожденных советских граждан (и гражданок, соответственно).

Реформы большевиков

Прежде всего революционеры устранили конкурентов: перво-наперво единственным законным союзом объявили брак гражданский, а венчание в церкви стало необязательной церемонией, которая проводилась лишь из прихоти брачующихся. Точно так же проходили и разводы: теперь дело о разводе рассматривал суд максимум за полчаса. Для заключения и расторжения брака не требовалось ничьих разрешений кроме желания супругов. Более того, развести могли по заявлению лишь одной из сторон. Также была определена возрастная планка для вступления в брак: 16 лет для девушек, 18 – для юношей (интересно, откуда взялась такая разница).

Сенсацией стала легализация а бор тов в 1920 году. Для того времени такое нововведение несомненно стало благом: в условиях послереволюционной и послевоенной разрухи, тотальной нищеты, голода, постоянных атак извне материнство могло обернуться катастрофой: молодые женщины, зачастую лишившиеся мужей, просто не имели возможности растить детей.

Для того, чтобы освободить женские руки для работы над восстановлением израненного, обескровленного государства создавались доступные общественные столовые и детские сады.

-2

Казалось бы, на этом можно было остановиться, но большевики пошли дальше. Большой проблемой для страны были, так сказать, «женщины с пониженной социальной ответственностью» и их клиенты. Заболевания, которые распространяли эти люди, были настолько массовым явлением, что стали серьезной проблемой. И решить эту проблему попробовали через изменение самой сути семьи.

«На волю, всех на волю»

Новый подход к отношениям весьма четко сформулировала Александра Коллонтай:

«Для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в виде проходящей связи».
Александра Михайловна Коллонтай. Не все мои чители любят эту женщину, но отрицать ее общественные заслуги нельзя. Вот что бы мы делали без детских садов, скажите?)
Александра Михайловна Коллонтай. Не все мои чители любят эту женщину, но отрицать ее общественные заслуги нельзя. Вот что бы мы делали без детских садов, скажите?)

То есть институт семьи фактически отменялся. А что делать, если человек в принципе не может найти себе партнера для отношений?

Выход был и в этой ситуации, и ответственными за разрешение данного непростого вопроса были назначены, как ни странно, женщины. Стало все шире распространяться мнение, что сознательная гражданка должна пойти на встречу товарищу в целях удовлетворения его нужд. Что думает на этот счет сама женщина, было уже не так важно – гражданский долг есть гражданский долг.

Сценарий из агитационной постановки, 1920-е гг.
Сценарий из агитационной постановки, 1920-е гг.

Тем не менее, несмотря на расхожесть мифов о том, что официальные декреты подобного содержания существовали в разных местах и формах, ничего подобного на самом деле никогда не издавалось. В том числе и декрет, с которого я начала свою статью. Еще раз подчеркну, что это утка, сохранившаяся еще с того сложного времени. И, кстати, автор за нее серьезно поплатился – анархисты шутку не оценили и донесли свое мнение до автора весьма немилосердным способом.

Но идея есть идея, и находились люди, которые всерьез вознамерились воплотить ее в реальность. Вылилось это в то, что по стране прокатилась настоящая волна и з на сил ований. Самым известным, ярким и отвратительным прецедентом стало Чубаровское дело – интересующиеся, уверена, смогут поискать информацию про сие непотребство самостоятельно.

К тому же налицо было непринятие подобных новых идеалов самими освобождаемыми гражданами. Раскрепощение женщин и освобождение семьи было, конечно, делом важным и нужным, но все же не такими видели эти процессы большинство советских граждан. Постепенно революционный запал стих, стало понятно, что семейный эксперимент провалился, и начался постепенный откат обратно, к нашим любимым традиционным ценностям, не без своих перегибов, разумеется – но это уже совсем другая история.