Найти в Дзене
Илья-да-Катя

Развлекательное образование

Что можно сделать, чтобы ребёнок учился с удовольствием, чтобы легко, радостно и без напряга? Очень много чего можно сделать! Столько разных приёмов и методов уже придумано и продолжает создаваться. Есть обучающие игры и даже мультфильмы, есть очень творческие учителя, способные превратить урок в незабываемое представление. Учиться же просто так - скучно, ужасно скучно и напряжно! И желание избежать напряга - совершенно естественно. В первую очередь для нас, взрослых, родителей и учителей. Поэтому мы так любим и с радостью пользуемся всякими штучками и приёмчиками, которые помогают усадить ребёнка за уроки без сопротивления. И волки сыты - и мы спокойны! Однако, подобное развлекательное образование оказывается либо не совсем развлекательным, либо не совсем образованием. То есть, либо все эти игры и фокусы только отвлекают внимание от сути и замусоривают процесс, усложняя его, либо сам образовательный компонент теряется вовсе и игра остаётся просто игрой. Что не так уж и плохо, ведь игр

Что можно сделать, чтобы ребёнок учился с удовольствием, чтобы легко, радостно и без напряга?

Очень много чего можно сделать! Столько разных приёмов и методов уже придумано и продолжает создаваться. Есть обучающие игры и даже мультфильмы, есть очень творческие учителя, способные превратить урок в незабываемое представление.

Учиться же просто так - скучно, ужасно скучно и напряжно! И желание избежать напряга - совершенно естественно. В первую очередь для нас, взрослых, родителей и учителей. Поэтому мы так любим и с радостью пользуемся всякими штучками и приёмчиками, которые помогают усадить ребёнка за уроки без сопротивления. И волки сыты - и мы спокойны!

Однако, подобное развлекательное образование оказывается либо не совсем развлекательным, либо не совсем образованием. То есть, либо все эти игры и фокусы только отвлекают внимание от сути и замусоривают процесс, усложняя его, либо сам образовательный компонент теряется вовсе и игра остаётся просто игрой. Что не так уж и плохо, ведь игры очень важны для развития, но полноценное образование это не заменяет.

Делаем бумажные самолётики в "Любимой школе"
Делаем бумажные самолётики в "Любимой школе"

Каким же должно быть образование тогда? Серым, тяжким и унылым, как наши будни?

Для чего мы тратим столько душевных и материальных сил на это образование? Чтобы что? Чтобы наши дети нашли высокооплачиваемую работу? Чтобы хорошо устроились в жизни?

Что будет с ребёнком, если его совсем не грузить и не напрягать? Совершенно очевидно, что никаким маугли он не станет. Читать и писать он худо-бедно научится - по телефону, по играм и магазинам. Впитает поп-культуру и пропаганду, в целом очень неплохо будет ориентироваться в окружающем пространстве на уровне пользователя-потребителя.

Да, наверняка с провалами по общегуманитарным и специализированным знаниям, например, не будет знать, кто такой Генрих Наваррский, или к какой части речи относится слово "вечереет", и в таком духе... Но не только, образование - это сжатый опыт человечества, это строительный материал для собственного мировоззрения.

Образование - это про то, что быть человеком - это труд. Само образование это труд. И когда видишь смысл в нём, то трудишься с радостью, когда нет - с отвращением. Поэтому главное - видеть смысл, а не развлекать. Прежде всего мы, родители и учителя должны видеть смысл.

Мы должны сами внутри чувствовать, что изучать историю, искусство, математику, физику - это важно. Что это может вдохновлять. Убеждённость заразна!

Если же мы будем исходить из предпосылки "я сам не знаю зачем это надо, но так положено", то либо нам стоит принять формальное поверхностное отношение со стороны наших детей, либо будет работать принцип: "хочешь научить ненавидеть - заставь любить".

А все развлекательные и игровые моменты - это как сладкое. Очень хорошо и полезно когда иногда и по чуть-чуть, но если всё питание свести к конфеткам и пироженкам - ничего хорошего не выйдет.

Сейчас многие весьма щепетильно относятся к своему питанию, и порой даже делают из этого предмет гордости и строят вокруг этого образ жизни, делают своей работой.

Образование - это тоже самое, только ещё важнее. И в нём тоже есть тяжёлые и лёгкие блюда, фастфуд разной степени вредности, откровенно несъедобные компоненты...

Школа - это столовка, университет - пищекомбинат, телевизор - помойное ведро, а образовательно-развлекательные игры - конфетки и мороженки (как вы понимаете, тоже бывают разного качества).

Так что все эти выдумки, шутки-прибаутки с песнями и танцами хороши и полезны, как исключение, но не как правило. Это всё должно оставаться особенным, тем, что помогает улыбнуться и отвлечься, но из этого не может состоять весь ментальный рацион.

Тут тоже с детства важно прививать правильный вкус. Не будет ребёнок, который до 7 лет просидел на "кислотных" мультиках адекватно воспринимать книги, как и подросток, выросший на наггетсах не оценит ПП-шную кухню.

И ещё, надо помнить, что наша задача - не "скормить" всего и побольше, а привить вкус к здоровому и полезному, и ребёнок будет потреблять сам, в удобном для него режиме, если, конечно, не сидит на суррогатах...