После посещения ряда обителей, расположенных на территории Рязанской области (Александро-Невский Ибердский монастырь, Скопинский Дмитриевский мужской монастырь, Свято-Духов Скопинский монастырь) мы перебираемся в областной центр. В настоящее время на территории Рязани функционируют три монастыря: Спасо-Преображенский, Троицкий (мужской) и Казанский (женский), с которыми нам и предстоит познакомиться в ближайшее время. Первым "героем" нашего повествования будет Казанская женская обитель, расположенная между улицами Фурмана и Затинной.
История монастыря берет свое начало в XVI в., и тогда он располагался недалеко от Архиерейского дома (Дворец Олега), на территории рязанского кремля. При новом размежевании г. Рязани (в 1779 г.) генерал-губернатор М.Н. Кречетников потребовал перенести монастырь на новое место - в Ямскую слободу к храму св. Николая.
На "переезд" из казны была выделена и соответствующая сумма - 31 рубль. Однако, до Ямской слободы монастырь так и не добрался: игуменья при поддержке вышестоящего церковного руководства добилась того, чтобы монастырь перевели к Вознесенской церкви (район Старого Базара), основателем которой (ктитором) был купец Ипатьев (Игнатьев). После того, как все организационные моменты были решены, в Вознесенском храме были обустроены приделы в честь Казанской Божией Матери и священномученика Харлампия.
Расцвет Казанского монастыря пришелся на вторую половину XIX в. : в 1870 г. вместо деревянного Вознесенского храма (который уже к этому времени пришел в негодность) на средства московского купца Н.П. Суворова и ряд др. благотворителей возводится каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери,
появляются каменный надвратный (над святыми вратами) храм в честь великомученицы Варвары с колокольней
и многочисленные строения,
среди которых четырехклассное училище, больница с богадельней, библиотека, швейная мастерская, свечной заводик и др.
В итоге Казанский монастырь занимает целый квартал между Монастырской (Фурманова), Вознесенской, Затинной и Владимирской (Свободы) ул. При этом вся территория обители была обнесена высокой каменной оградой, которая впоследствии и сыграла в судьбе монастыря злую шутку.
В XX век первоклассный Казанский монастырь вступает с казной в 100 тыс. рублей, а на его кладбище хоронят уже не только монахинь, но и известных (заслуженных) горожан.
После 1917 г. все монастырское добро было национализировано, монахини изгнаны, а территория обители (благодаря своей стене) превратилась в "Рязанский губернский концлагерь", в котором единовременно с 1919 по 1923 гг. находилось от 900 до 6000 заключенных.
Первыми его "клиентами" были местный губернатор Кисель-Загорянский, городской голова И. Антонов, сотня жандармов и другие, уважаемые в прошлом, люди - все они ждали приговоров ревтрибунала. В 1923 г. "Рязанский губернский лагерь принудительных работ" был расформирован.
Примечание: сегодня на территории монастыря установлен Памятный знак, напоминающий о тех событиях
"Модернизированный" Казанский собор
сначала был передан под красноармейский клуб, а потом, вплоть до 2006 г. в нем размещался Рязанский областной архив.
Что же касается второго монастырского храма (с колокольней), который до 1917 г. выглядел следующим образом,
то его, как и большинство других монастырских строений достаточно быстро переоборудовали
под жилье...
В 2005 г. здание Казанского собора монастыря было передано Рязанской епархии, после чего начались работы по его восстановлению, которые продолжались до 2012 г.
В итоге, в настоящее время, главный монастырский храм выглядит следующим образом.
В последующие (после 2012 г.) время началось и благоустройство прилегающей к храму территории:
- восстановление фрагмента монастырской стены возле угловой башни с восточной стороны,
которая еще совсем недавно была следующей;
- воссоздание монастырского некрополя;
- приведение в порядок зданий, возвращенных обители
и др. работы,
в результате которых Казанский монастырь снова приобретает черты своего былого величия.
На этом можно было бы и закончить рассказ про обитель,
но посмотрите, что находится по соседству, на ул. Фурманова.
Причем этот "особняк" (развалины которого ничем не огорожены и представляют опасность) уже не подавал "признаков жизни" и в 2016 г.
Неужели за 9 лет нельзя было демонтировать сие сооружение?
Ну и, конечно же, отдельный вопрос по поводу бывшего надвратного храма, который в настоящее время сложно назвать "украшением Рязани".
Источники информации:
1. Портал "Рязанский мартиролог" (https://stopgulag.org/)
2. Портал "Фотографии прошлого" (https://pastvu.com/)
3. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Н. Добролюбов, 1884 г.
4.