Ждала нового «Носферату» по нескольким причинам. Во-первых, Роберт Эггерс - определенно очень интересный режиссер и история о Дракуле идеально укладывается в его фильмографию. Во-вторых, люблю этот сюжет, особенно экранизацию Копполы 1992 года, а трейлер “Носферату” тоже намекал нам на историю любви. В-третьих, интересный актерский состав, начиная с Билла Скарсгарда, которого хотелось бы понаблюдать в роли бессмертного вампира, и продолжая Уильямом Дефо, Николасом Холтом, Аароном Тейлором-Джонсоном… Наверно, тут надо бы ещё назвать Лили-Роуз Депп в главной женской роли, но, честно, она уже на уровне трейлера вызвала у меня сомнения. Ну что ж, посмотрим, что получилось в итоге.
Смотрела в кинотеатре и сразу скажу, что это кино, конечно, имеет свою магию. Некоторые кадры определённо очень красивые (хотя местами очень темные). Много натурных съемок, детали проработаны, темп нормальный для этого жанра - история не проседает, но с другой стороны достаточно неспешна, что свойственно сюжетам 19 века. И вроде бы все хорошо, но от этого “хорошо” тебе никак)) В том плане что фильм со своей стepильной картинкой и такими же четкими однозначными персонажами не вызывает ровным счетом никаких эмоций. Ни одному персонажу не хочется сопереживать. Ну, разве что герой Аарона Тейлора-Джонсона (он здесь в одном лице за 3-х женихов Люси из классического “Дракулы”), до некоторой поры производит впечатление единственного здравомыслящего человека в этом дурдоме, но в духе современных трендов его наша сильная и независимая главная героиня его обвиняет во всех смертных грехах.
А вот теперь немного вернемся назад. Я не стала вдаваться в сюжет, поскольку “Носферату” - это пересказ “Дракулы” Брэма Стокера в слегка измененном варианте, поскольку, когда его собирались экранизировать в первый раз в 1920-х, авторы фильма то ли не захотели, то ли не смогли купить права на роман, поэтому они поменяли место действия (Германия вместо Англии), имена героев (тот же Дракула стал графом Орлоком), ну и внесли некоторые изменения в сюжет. В частности именно тогда и появилась идея о некой одержимости графом Эллен (в оригинале героиню звали Миной). Эллен в новом фильме играет Лили-Роуз Депп. Не могу сказать, насколько проблема в актрисе или в сценарии, но образ главной героини угроблен. Она не вызывает ровным счетом никакого сочувствия. Мутная припадочная девица, которая сидит на шее у подруги и ее мужа и всячески страдает от непонимания своей “меланхолии”. И вся она такая несчастная в этой женской доле дворянки 19 века, что и пробуждает она идущего к ней демона (Орлока).
Знаете на кого больше всего похож Билл Скарсгард в роли Орлока? На Тараса Бульбу))) Который бы этак пару лет пролежал в могилке и был бы подъеден червяками. Орлок не вызывает ровным счетом также никакого сочувствия или страха или еще какой эмоции. Совершенно функциональный персонаж, никак не раскрытый. Какой смысл был прятать под гримом Скарсгарда? Он неузнаваем и не показывает практически ни одной эмоции. Зачем ему эта Эллен? Почему он, проживший не один век, так по-идиoтски умирает в финале, тут вопросов тьма - ответов ноль. Иногда некоторые сцены в фильме показаны будто ровно потому, что они просто были в романе, они не особенно связаны ни между собой, ни с логикой. Каким образом у них Томас (Джон Харкер в оригинальном романе) в исполнении Николаса Холта едет из Германии в Богемию в замок Орлока на одном коне, а Орлок плывет оттуда же в Германию на русском корабле. Богемия граничила с Германией и там не было моря… Ну, просто в книге был корабль (потому что Англия - это остров…) Вопросов тьма - ответов нет.
Вернусь к любимой постановке Копполы, где просто была введена одна деталь, которая мгновенно придала логику всей истории - там Мина была реинкарнацией погибшей и горячо любимой жены Дракулы. И сразу конфликт и у Дракулы, который хочет быть с любимой, но не хочет обрекать ее на вечный вампиризм, и у Мины, которая вроде и мужа любит, и Дракула ее манит как запретный плод. Ну и прям-таки скажем Олдман в роли Дракулы очень неплохо выглядел, Мина (Вайнона Райдер) - тоже красотка. Лили Роуз Депп - ну… Хотя на фоне слегка разложившегося Тараса Бульбы, конечно, она очень даже ничего))))
Недавно пересматривала как раз “Дракулу” и подумала, что так сейчас нельзя снимать - там довольно много oбнaженки, причем с явной, говоря современным языком, объективацией женщин. Но… Это смотрится красиво) Чувственно). “Носферату” 2024 этого лишен напрочь. Характерный пример. В “Дракуле” была очень красивая сцена с Киану Ривзом и тремя полуoбнaженными вампиршами, которые сначала играют с ним, а затем начинают наносить ему раны и пить его кpoвь. В новом “Носферату” на Томасе лежит и пьет его кpoвь полудoхлый Орлок. Красиво?)) Нет. Страшно? Отнюдь. Фильм, несмотря на жанр хоррора, ничего пугающего не показывает, местами попытки есть, но они скорее неприятные, чем страшные.
Ждала также какого-то яркого перфоманса от Уильяма Дефо - актер ведь шикарный, но его герой - некий аналог ван Хельзинга получился таким же аккуратным, но неинтересным как и весь остальной фильм. Зато у него был котик) Очередной современный тренд на пару к сильным женщинам))
По итогу - фильм можно посмотреть один раз. Снят он хорошо (лучше многого, что сейчас выходит в кинотеатрах), но сомневаюсь, что кто-то о нем вспомнит через пару лет после выхода. Ровным счетом ничего цепляющего внимания.
А вы уже смотрели новый фильм? Какая экранизация “Дракулы” у вас любимая?