Я не люблю картинок, они убивают воображение, доводят скуку до сентиментального самопотакания... Так образом будет правомерным вполне сказать, что Петербург давно стал собранием открыток.
А.Т.Драгомощенко «Петербург на полях»
Возвращаюсь на канал после почти годового перерыва. Работы меньше не стало, времени больше тоже не стало, но жаль бросать начатое. Тем более, что текстов за полгода накопились тома, вдобавок к тем томам, которые не были опубликованы.
Сегодняшняя статья про фотографию. Точнее, это будет серия статей по мотивам моих кураторских текстов для выставки "Пермь как Пермь", которая была показана в Пермской художественной галерее в 2018 году.
Идея и название выставки частично заимствованы из книги пермского ученого-литературоведа, доктора филологических наук Владимира Васильевича Абашева «Пермь как текст», где речь идет о поиске «пермской идеи» в литературных текстах. Только на выставке для исследования пермской идентичности использовалась не литература, а фотография.
Фотография – идеальный проводник для виртуальной экспедиции в поисках «пермской идеи», поскольку люди, снимающие город, поневоле структурируют его пространство и время, выделяя наиболее важное содержание для себя и, как следствие – для тех других, кто будет рассматривать их фотографии на выставках или в социальных сетях.
В проекте приняли участие более 50 авторов: как опытные и уже известные в Перми фотографы, так и молодые фотографы-блогеры, никогда ранее не участвовавшие в выставках, приславшие более 1000 фотографий. Критерий первоначального отбора был один: "снимки, которые лучше всего характеризуют Пермь". Изучив полученные фотографии, мы выбрали наиболее часто встречающиеся сюжеты и образы и включили в экспозицию более 200 фотографий, которые были объединены в тематические блоки.
Пермь открыточная
У каждого города есть более или менее обширный набор презентационных «открыточных» образов — всем известных пейзажей, зданий, объектов и ракурсов, свойственных только ему. Именно по ним, точнее по их изображениям город узнают жители других регионов и стран. Именно эти локации фотографируются туристами в первую очередь, именно они впоследствии печатаются на открытках, путеводителях или выкладываются в интернет.
Современный список «открыточных» видов Перми, который можно получить по запросу «фотографии Перми» в любой поисковой системе, относительно невелик. Самыми фотографируемыми сегодня объектами являются здание Спасо-Преображенского кафедрального собора на Комсомольском проспекте, городская эспланада, здание Вознесенской церкви на Екатерининской улице, различные виды городской эспланады, здание ГУВД на Комсомольской площади, известное как "Башня смерти", виды на набережную со стороны Камы, Коммунальный или железнодорожный мосты (как правило, на фоне закат), арт-объект «Счастье не за горами», созданный художником Борисом Матросовым в 2009 году.
Количество «открыточных» видов Перми — величина исторически переменная. Самые ранние снимки нашего города, сделанных в начале ХХ века С.М. Прокудиным-Горским, сложно назвать открыточными (по крайнее мере, бОльшую их часть), поскольку задачи для съемки у Сергея Михайловича были другие. Тем не менее первые фотографические открытки, точнее почтовые карточки с видами Перми были отпечатаны с его фотографий. Их ценность не столько в эстетике, сколько в истории и в революционном для того времени фотографическом процессе, выбранном Сергеем Михайловичем для создания цветных отпечатков. Вряд ли многие в начале ХХ века, и уж тем более сейчас, вдохновились бы поехать в Пермь, посмотрев на эти снимки, поскольку они правдивы, не избирательны и показывают город таким, каким он был.
Видовые наборы "Молотов" (1955-1957)
Совсем иная картина на молотовских фотооткрытках 1955-1957 гг.
На этих фотографиях Пермь выглядит как Москва в миниатюре. Здесь реализован принцип идеализации реальности, сформулированный еще в античной классике и утвержденный в качестве одного из главных императивов соцреализма: изображать действительность не такой, какая она есть, а такой, какой она должна быть.
Чего стоит арка, открывавшая улицу К. Маркса со стороны Камы (ныне утраченная). Это даже не Москва, а какой-то четвертый Рим. Открыточная утопия придавала провинциальному городу столичную выправку и парадность. Но стоило чуть отойти от парадной локации, как Пермь менялась до неузнаваемости (не для пермяков, конечно, а для тех, кто судил о городе по открыткам).
Так выглядела будущая центральная площадь города в 1957 году. Ничего московского или римского, все наше, родное провинциальное.
Помимо лучших образцов пермской архитектуры, в молотовскую открыточную серию вошли местные хиты монументальной пропаганды. В каждом образцовом советском городе должен быть свой вождь мирового пролетариата. И у нас он был, есть, и будет быть.
А вот это очень любопытная карточка. Сам я не встречал ее в наборах, но знакомый филокартист уверил меня, что она там была. Центральный колхозный рынок - неординарная локация для сувенирной открытки. Хотя в советское время центральный рынок действительно был экономическим и логистическим центром Перми (здесь встречались потоки горожан и приезжих из области, торговали дефицитным товаром и обменивались винилом и книгами), вряд ли в силу только этих причин его бы поместили на открытку.
Видовые наборы "Пермь" (1960 - 1980-е)
Открыточные наборы брежневского периода утратили имперский пафос. Пермь приросла, унылыми по нынешним временам, жилыми и административными высотками, обретя облик "современного индустриального города".
Вряд ли кто-то из туристов сегодня остановился бы ради такого снимка на улицах Перми (разве что ради проезжающей винтажной "Волги"). Но у подобных видов другие задачи: показать современность и благоустроенность городской среды. А многоэтажные "коробки" в брежневские времена определенно были символом прогресса.
Высотки открывают новые ракурсы, панорамные виды центра становятся обязательным атрибутом открыточных наборов. При этом, у рядовых горожанам и гостей города шансы попасть на эти видовые точки были практически нулевые. Фотография, приведенная ниже сделана с верхних этажей (или с крыши) здания Центробанка.
А вот этот снимок сделан, судя по всему, с "Башни смерти" (УВД), куда простым смертным по доброй воле тоже не попасть.
Цирк и кино, как "главные из искусств" в образцовом советском городе также должны быть обеспечены современными зданиями.
Старый "Кристалл", при всей своей неказистости в дневное время суток, был по-своему инновационным в плане архитектуры. Свое название он получил за стены из стеклоблоков, из которых в советское время обычно делали перегородки в душевых, окна в производственных помещениях, в банях, бассейнах и т.п. Стеклоблоки были материалом "второго плана", их крайне редко использовали не для украшения, тем более - на парадных фасадах общественных зданий, выходящих на главные улицы города. Поэтому, да, кинотеатр "Кристалл" имел право олицетворять собой Пермь на видовых открытках.
На серии 1987-1988 года "Кристалл" сфотографирован ночью, выглядит эффектнее, чем днем. Следует отметить, что ночных видов Перми на советских открытках немного. То ли фотографы не вдохновлялись, то ли слишком темно было. Сейчас, наоборот топовые виды по запросу "Пермь" в поисковиках преимущественно ночные.
Железнодорожный вокзал - ворота города, куда без него? Хотя для современного человека провинциальный конструктивизм однозначно проигрывает провинциальному модерну, для советского человека визуальная "современность" уездного города, видимо, была важнее "традиционности".
Единственное старинное здание на открытках этого периода - Кафедральный Спасо-Преображенский собор. в то время занятый Пермской художественной галереей. Вероятно, будучи самым узнаваемым зданием в городе, бесспорной архитектурной доминантой, собор не мог быть исключен из списка достопримечательностей.