Вплоть до XIV в. к востоку от Москвы простирался обширный бортный лес, принадлежавший слуге князя Ивана Калиты Васильцу. Со временем лес частично вырубался, и на освобожденных от леса землях возникали селения, образовавшие Васильцев стан Московского уезда. На берегах лесной речки Серебрянки, которая в разные времена называлась Робкой, Фобкой и Измайловкой, на рубеже XV-XVI веков возникло село Измайлово.
Село находилось у старинного Стромынского тракта, соединявшего Московские и Владимиро-Суздальские земли. Князь Владимир Всеволодович Мономах в «Поучении детям» упоминает свое прохождение через землю вятичей, когда шел он из Киева в Залесскую Русь: «А се вы поведаю, дети моя, труд свой, оже ся есмь тружалъ, пути дея и ловы с 13 лет. Первое к Ростову идох, сквозе вятиче, посла мя отец, а сам иде Курьску…А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихом первую зиму». Из приведенного видно, что дважды Владимир Мономах ходил на вятичей, причем ходил напрямую, дорогой, получившей наименование Стромынской, после того как в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского в селе Стромынь был основан Успенский монастырь. В настоящее время об этой дороге нам напоминает улица Стромынка, а село Измайлово дало название трем столичным районам – Измайлово, Северное Измайлово, Восточное Измайлово, площади, проспекту, бульвару, двум улицам и проезду.
Измайлово происходит от имени Измаил – первенец Авраама (Быт. 16:3) от рабыни Агари. Был удален Авраамом вместе со своей матерью в пустыню Фаран, где вырос и женился на египтянке (Быт. 21:21) и родил двенадцать сыновей, ставших родоначальниками племен бедуинов, заселивших впоследствии Синайский полуостров.
Ранняя история села Измайлова неизвестна, но для наибольшей объективности мы приведем все известные гипотезы.
Исследователи топонимики древней Москвы считают, что название села Измайлова происходит от его первых владельцев. В Московском государстве было два дворянских рода Измайловых. Первый вел начало от наместника хана Батыя Ивана Шаи, в XIII веке перешедшего на службу к Рязанскому князю Олегу Ивановичу. Внук Шаи носил имя Измаил. Упоминается потомок Шаи, сражавшийся в 1492 году под московскими знаменами против литовцев. Другой представитель рязанской ветви Измайловых, Артемий Иванович, был окольничим у царя Михаила Федоровича. Второй род Измайловых происходил от литовского князя Марка Демидовича, поступившего на службу к князю Ивану Михайловичу Тверскому. С довольно раннего времени тверские бояре переходили на московскую службу. С середины XV в. известен воевода Лев Измайлов, возглавивший в 1446 г. тверскую рать, сражавшуюся в междоусобной войне на стороне великого князя Василия Темного. Сторонники версии, что именно Лев Измайлов был награжден за верную службу землями к востоку от Москвы, основываются на том, что на планах села Измайлова XVII в. отмечают Левонову пустошь. Историк И. М. Снегирев допускал, что «Измайлово» перекочевало в Москву вместе с переселенными сюда при царе Алексее Михайловиче крестьянами села Измайлово Нижегородской губернии. Крестьяне Измайловские, по большей части, переселены из царских вотчин разных областей России, как показывает самое название слобод, из которых состоит село, именно: Калгановская, Хохловка, Панская, Звериная, Колдомка и Аламовка.
Предание доносит до нас также версию о том, что Измайлово было названо по имени Измаилки, любимого шута царя Алексея Михайловича.
Более отчетливо история Измайлова прослеживается со второй половины XVI в. В 1550 году царь Иоанн IV решает поселить вблизи Москвы «избранную тысячу» - 1070 наиболее приближенных дворян, которых можно было легко вызвать в Москву для ответственных поручений. Одним из этих дворян, являющихся опорой царской власти, является брат царицы Анастасии Романовны, окольничий Никита Романович Захарьин-Юрьев. Царский шурин оказался умным политиком, а также способным и энергичным государственным деятелем, благодаря чему стал одним из влиятельных придворных Ивана Грозного. В 1560-х годах Никита Романович возглавляет Приказ Большого Дворца и входит в Земскую думу, в которой остается и в годы опричных репрессий, не входя в Опричную думу; в 1574 г. возглавляет сторожевую и станичную службу на южных рубежах государства; в 1576-1577 годах ведет переговоры с послами императора Максимилиана, а с 1580 по 1584 год является наместником в Новгороде. Согласно данных писцовой книги 1573-1574 годов за Никитой Романовичем значилось вотчинное село Измайлово с деревнями Софроново, Меленки и Брюхово. Здесь, в своих подмосковных имениях, он следил за хозяйством, отдыхал от государевой службы и охотился.
В 1586 г. Никита Романович Захарьин-Юрьев умер, оставив семерых сыновей, которые стали носителями фамилии Романовых по имени деда Романа Юрьевича Захарьина. Один из семерых сыновей, Федор Никитич, стал отцом царя Михаила Федоровича и удостоился патриаршества.
Высокое положение Романовых, благодаря родству по женской линии с царской семьей, вызвало неудовольствие пришедшего к власти Бориса Годунова. Романовых обвинили в покушении на жизнь царя и подвергли опале. Трое из семерых братьев – Василий, Александр и Михаил погибли в ссылке, Федор Никитич с супругой пострижены в монашество, а Иван Никитич по прозвищу «Каша», вернувшись из двухлетней ссылки, владел селом Измайловым, права на которое ему были возвращены при Лжедмитрии I.
В Смутное время Измайлово оказалось в зоне боевых действий, что привело его к разорению. В 1609 г. наступали войска гетмана Сапеги. Царский воевода Михаил Шуйский поставил близ села Измайлова на Стромынской дороге деревянную крепость, разбил неприятельский отряд и взял в плен 300 поляков. После Смуты восстановление хозяйства шло медленно. По данным на 1623 г. в Измайлове находился двор боярский, охотный двор, 5 дворов нищих и 10 крестьянских бобыльских дворов (29 человек). В 1646 г. в селе насчитывалось уже 32 крестьянских двора. В те времена в восточном Подмосковье начали образовываться государевы имения.
После смерти в 1640 г. Ивана Никитича, село Измайлово с другими имениями перешло его сыну Никите Ивановичу, который вошел в историю как любитель всего западного. В его доме было много диковинных для Московии европейских вещей – часы, органы, драгоценные чаши и кубки. Никита Иванович ходил в европейском платье, своих слуг одевал в ливреи. Сохранилось предание, что эти новшества до того раздражали патриарха Никона, что он завладев европейскими платьями владельца Измайлова, изрезал их в куски. Никита Иванович приобрел для плавания по Яузе, Хапиловке и Серебрянке легкий английский бот «Святой Николай». Именно этот бот, ставший «дедушкой русского флота», был найден много лет спустя юным Петром в льняном амбаре Измайлова, починен голландским мастером Карштеном Брандтом и спущен на воду.
После смерти измайловского «западника» в 1663 г. село перешло в ведение Тайного приказа. Точнее будет сказать, что с этого времени Измайлово входит в особое хозяйственно-административное ведомство, состоящее под контролем Тайного приказа. Экономика страны в то время переживала последствия Смуты. Россия медленно оправлялась от разорения. Особенно тяжело восстанавливалось сельское хозяйство в обезлюдевших центральных уездах. Царь Алексей Михайлович для обеспечения нужд двора организовывает образцово-экспериментальное хозяйство, начинается интенсивное заселение и расширение Измайлова, бурное развитие его хозяйства.
К середине 60-х годов XVII века в состав Измайловской вотчины входили села Ивановское, Меленки, Коломенки, Софроново, Николаевское, Новинское, Штанниково, Озерецкое, Петровское, Павловское, Архангельское, Ситково, Щитниково и Осеево. Таким образом, владения Измайлова тянулись от владений Чудова монастыря (с. Черкизово) на севере до сел Гиреева и Кускова на юге, от Семеновского на западе до Пехра-Покровского на востоке.
С 1665 г. ведется возведение каменных риг, мельниц и плотин, в строительстве которых принимает участие известный зодчий Иван Кузнечик. В том же году в Новой слободе, населенной переселенцами, срублена новая церковь Рождества Христова. В 1667 году была вновь запружена речка, что образовало Серебряно-Виноградный пруд, окруживший своими водами остров, в середине которого расположилась царская усадьба. К концу XVII века в Измайлово числились зверинец, стекольный, винокуренный и кирпичный заводы, пивоварня, медоварня, маслобойня, 27 прудов, 10 мельниц, 3 сада, 5 заповедных рощ, 385 крестьянских и 11 бобыльских дворов. В Измайлове изстари процветало пчеловодство, например в 1677 году было собрано 179 пудов меда, столько же воска. На аптекарском огороде выращивали лечебные травы; в садах яблоки, груши, вишню и сливу; из кустарников преобладали смородина, барбарис, крыжовник и малина; в теплицах высаживали южные сорта огурцов, виноград, дыни и арбузы; разводили рыбу, птицу и скотину; сеяли лен, гречу, мак, рожь, овес, ячмень, яровую пшеницу, полбу, просо, коноплю; из цветов и плодов шиповника изготавливали косметические и лекарственные средства.
Экспериментируя с налаживанием производства шелка, разводили тутовые деревья и шелковичных червей.
Отовсюду свозились в образцовое хозяйство лучшие знатоки своего дела: из Пскова льняных дел мастера; из Белгорода и Смоленска мельники, плотники, кузнецы, сыромятники, сапожники, портные, пасечники и зверовщики. Садами и огородами ведали астраханцы и монахи киевских монастырей. Они приезжали в Измайлово с просеянной через решето землей, собственными семенами, кустами и саженцами. В 1663 году выписали в Москву знатока шелкового дела армянина Лариона Льгова. Для разведения хлопчатника был найден на Тереке умелец Федор Амосов. Аптекарские травы, травы-красители и цветы выращивали немцы и голландцы.
Немало потрудился над воплощением царских идей в Измайлове выдающийся государственный деятель и энергичный управленец думный дьяк Артамон Матвеев. С 13-летнего возраста воспитывавшийся во дворце вместе с будущим царем Алексеем Михайловичем, Артамон Сергеевич стал доверенным лицом и единомышленником царя в деле государственных преобразований.
В 1671-1679 годах на месте деревянной Покровской церкви возводится каменный Покровский собор, в эти же годы строится новый деревянный дворец «из муромского красного брусья в ус», ста шести метровый каменный мост и каменная мостовая башня, служившая одновременно колокольней собора. В 1687-1688 годах завершается строительство великолепной церкви св. Иоасафа царевича индийского.
В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, был ликвидирован Тайный приказ, а село Измайлово перешло в ведение Приказа Большого Дворца: «Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич всея Великая и Малая и Белыя Рoccии Самодержец Московского уезду в наши Великого Государя дворцовая села путному ключнику Устину Зелёному, в прошлом 184 (1676) года Февраля в 11 день по нашему Великого Государя указу велено в Московском уезде село Измайлово с приселки и деревнями, которое ведомо было в приказе Тайных дел, ведать в приказе Болшого Дворца».
В Измайловской царской усадьбе помимо передового хозяйства, сосредотачивались также все новшества западной культуры. Стены царского дворца были увешаны картинами с сюжетами из жизни царей Артаксеркса и Константина. Ученый монах Симеон Полоцкий, воспитывавший царских детей, читал августейшим слушателям свои произведения. С 1670-х годов в Измайлове существовал театр, известно даже имя одного из актеров, певчего и живописца Василия Репского. Этот домашний театр просуществовал до начала XVIII века.
По одной из версий Измайлово считается местом рождения Петра I. Необходимо сказать, что документальных источников, доподлинно устанавливающих место рождения Петра нет. Исследователи называют три места – это Кремлевский дворец и подмосковные дворцовые села Коломенское и Измайлово. И. М. Снегирев пишет о местном предании: «царь Алексей Михайлович был тогда в селе Коломенском, когда царица разрешилась от бремени в Измайлове. В другом виде оно повторяется так: царица была в Коломенском, где услышав, что царь занемог в Измайлове после охоты, приехала к нему и на другой день там разрешилась от бремени».
Будущий император Петр бывал в Измайлове у своего старшего брата и восприемника при крещении, царя Федора Алексеевича, а в 1690-1693 годах в Измайловских рощах проходили маневры Преображенского и Семеновского полков, в которых Петр Алексеевич принимал участие как сержант и бомбардир.
Измайлово было главной загородной резиденцией для семьи царя Ивана V Алексеевича, брата Петра I. После смерти в 1696 году царя Ивана V, в Измайлово стала проживать его вдова, царица Прасковья Федоровна, урожденная Салтыкова, с дочерьми - царевнами Анной, Екатериной и Прасковьей. Царица Прасковья Федоровна, воспитанная в духе древнего благочестия, была очень религиозна и нищелюбива. При ее дворе всегда находились юродивые, убогие, бродячие богомольцы. До 1696 года стольником при дворе Прасковьи Федоровны состоял будущий историк Василий Никитич Татищев, навсегда сохранивший отношения с вдовствующей царицей и оставивший о ее дворе теплые воспоминания. Император Петр, бывавший в Измайлово уже эпизодически, очень уважал свою невестку. По свидетельству голштинского министра Г. Ф. Бассевича, Прасковья Федоровна была единственная из придворных особ, кому дозволялось сохранить старинное русское одеяние.
Часто посещала Измайлово супруга Петра I Евдокия Федоровна Лопухина с сыном, царевичем Алексеем Петровичем. Император Петр II, находясь в Москве, выезжал в Измайлово для соколиной охоты. Гравюра Ивана Зубова, изображающая въезд в 1729 году в Измайлово Петра II, запечатлела царскую усадьбу в период ее расцвета: деревянный дворец, съезжий двор, Покровский собор и церковь царевича Иоасафа.
В Измайлово прошло детство императрицы Анны Иоанновны. Сюда она приехала после коронации летом 1730 года. Измайловским назвала императрица новый лейб-гвардии полк, сформированный из лифляндцев, курляндцев, а также других иноземцев и русских дворян. В 1730-1731 годах императрица долго пребывала в Измайлово и заседания Сената проходили в Мостовой башне, прозванной с той поры Сенатской. По указанию Анны Иоанновны устроен новый зверинец, где заводятся олени, лоси, туры и изюбры. Из Кабарды и Ирана доставили дикобразов, кабанов, китайских коров, диких ослов, сайгаков, кабанов, обезьян. Кроме этого при Анне Иоанновне в Измайлово содержались большой птичий и псарный двор.
При императрице Елизавете Петровне через заповедную рощу прорубили просеку, которая известна сейчас как Главная аллея. Она вела от царского острова к дворцу морганатического супруга императрицы Алексея Разумовского в Перове, построенного любимым архитектором императрицы, Растрелли. Им же был построен и деревянный охотничий замок в измайловском лесу.
XVIII век для Измайлова – это период постепенного упадка хозяйства царской вотчины и уменьшения ее территории. В 1765 году по распоряжению императрицы Екатерины II был разобран, пришедший в ветхость деревянный дворец. А в 1767 году был разобран каменный мост, от которого до наших дней сохранилась лишь проездная башня.
При императоре Павле I было учреждено Удельное ведомство, к которому и было отнесено Измайлово. В 1800 году в селе Измайлово значился 121 двор с 753 душами обоего пола. В 1826 году был закрыт зверинец.
Новая страница истории Измайлова была открыта после того как в 1837 году, посетивший свою вотчину император Николай I, определил быть здесь военной богадельне. Но не только Николаевская военная богадельня определяла жизнь Измайлова. Село постепенно становилось промышленным пригородом Москвы. Измайловская ткацкая мануфактура, выросшая из небольшой фабрики, принадлежавшей англичанину Ричарду Гиллю, была одним из крупных предприятий Московского уезда. В 1885 году на фабрике работало 1545 рабочих, при ней имелись своя больница и харчевная лавка.
В 1898 году население Измайлова составляло более двух тысяч человек, а в 1926 году 2449 жителей. В 1930 году часть измайловского леса была превращена в парк культуры и отдыха им. Сталина. В 1935 году Измайлово вошло в черту города, став частью Сталинского района столицы.
Владимир Мямлин