Казалось бы, байдарочному двухлопастному веслу уже не онда тысяча лет, а уж опытных туристов-водников у нас пруд пруди. Можно на часик погрузиться в какой-нибудь форум посвященный водному туризму и там профессионалы точно с удовольствием (и ли без него) растолкуют новичку что и как.
Казалась бы, но нет… Как всегда, есть своя специфика и нюансы.
Длина весла
Речь идёт именно о выборе весла для каяков, которые позиционируются именно как рыболовные. Наверное 99,9% таковых на сегодняшний день относятся к типу называемому sit-on-top. Это означает, что в отличие от каяков и байдарок для сплавов, которые относятся к другому типу – sit-in, вы изначально будете сидеть выше относительно воды.
Sit-on-top буквально переводится как "сидеть сверху", а sit-in, соответственно, "сидеть внутри".
Такая посадка означает, что геометрически от вашего уровня груди, который можно условно принять за центр вращения весла, до воды будет большее расстояние, нежели у классических сплавных каяков. Ещё один нюанс – рыболовные каяки шире, иногда значительно, чем их "собратья".
Всё это говорит о том, что чтобы дотянуться до водной глади, а тем более делать полноценные гребки, при этом не раскачиваясь в каяке как неваляшка от бора к борту, вам понадобится весло повышенной длины. Особенно это касается высокорослых рыболовов.
Классическая формула подразумевает длину весла равной росту гребца с вытянутой вверх рукой. Но мы к этому должны прибавить ещё сантиметров 15-20.
Рукоять весла
Рукоять весла, она же в простонародии шафт (от англ. shaft) – очень важный элемент, от которого зависит не только удобство обращения, но и эффективность гребли.
Современные вёсла могут иметь как разборную, так и неразборную конструкцию. Последнее касается больше всяких спортивных вариантов, что нам не очень интересно. На сколько частей разбирается рукоять – это чисто ваш выбор по компактности хранения и транспортировки.
Компактный многочастный вариант так же удобен, если весло не является основным движителем на каяке, в случае педального или электро-привода.
Важно обратить внимание на диаметр рукояти. Слишком тонкое весло в крупных руках не даст полноценно передавать усилие и будет вызывать дискомфорт при длительной гребле. Тот же самый результат выйдет и при обратной ситуации с толстым шафтом в миниатюрных руках. Малый диаметр (26-27 мм) подойдёт для женщин, подростков и мужчин с небольшой антропометрией ладони, для всех остальных – стандартный (29 мм).
Бывают ещё всякие овальные формы типа 29х34 мм, но всё это для тех, кто уже знает чего хочет от весла. Всякие изогнутые шафты тоже оставляем спортсменам.
Лопасти весла
У самых простых и недорогих вёсел лопасти имеют симметричную форму. Это не сильно оптимальная конфигурация, так как создаёт при гребке излишнее сопротивление и паразитные вибрации. Ассиметричная форма лопасти имеет лучшую гидродинамику и даёт меньшую нагрузку на гребца. Не стоит увлекаться шириной лопасти, если вы не атлет. Для рядового рыболова подойдут более узкие и длинные, позволяющие грести на большие дистанции без экстремального напряжения.
Более глубокий изгиб лопасти позволяет делать более мощные гребки, но и сил на это тратится тоже больше. Так что не стоит этим увлекаться.
Некоторые лопасти у вёсел, позиционирующихся для рыболовов имеют специфичную прорезь для извлечения зацепов. Сложно сказать, насколько это полезная опция, так как полноценным отцепом это сложно назвать, но если на вашем весле такое есть, то пусть будет.
Материалы весла
Вот тут начинается самое интересное, так как от материалов и из комбинаций непосредственно зависит как вес весла, так и его стоимость.
Для рукояти применяются три материала – алюминий, стеклопластик (он же фиберглас) и углепластик (он же карбон). Стоимость этих материалов идёт по восходящей.
Алюминий, вернее его сплавы, сейчас можно встретить только на самых дешёвых вёслах. Это самый тяжелый вариант. К тому же, если вы рыбачите в морской воде, то коррозия неизбежна. Стыки элементов такого весла склонны либо к разбалтыванию, либо наоборот, к глухому заклиниванию из-за той же коррозии. Рекомендовать такое весло можно только если у вас оно не является основным движителем, либо в качестве запасного.
Алюминий имеет высокую теплопроводность, поэтому жутко некомфортен при низких температурах воды и воздуха.
Стеклопластик более технологичен и из него получаются вполне достойные вёсла. Единственное, нужно следить за возможными внешними повреждениями рукояти, так как вода может проникать внутрь композита по волокнам стекла, как по капиллярам. Это может примести к негативным последствиям.
Углепластик в настоящее время является лучшим из материалов, так как ничто с ним не может сравниться по отношению прочностных характеристик к весу. Но за всё необходимо платить. С одной стороны деньгами, а с другой тем, что этот материал чрезвычайно боится ударных нагрузок. И нечаянный удар весла о камни может закончится тем, что в руках у вас потом окажется набор из углепластиковых элементов, которые в весло собрать уже никак не получится.
Нужно отметить, что иногда последние два материала применяются в смешанном композите, когда часть оболочки (обычно внешняя) выполняется из карбона, а внутренняя из стекловолокна. Такой вариант позволяет найти как компромисс по весу, так и по цене. Будьте внимательны, так как внешне такие вёсна не отличимы от чисто карбоновых, но вес выдаст их сразу.
В дорогих моделях можно встретить и такой материал как кевлар. Его используют для локального усиления углепластиковых конструкций, так как он меньше подвержен ударным нагрузкам. Но это что-то на дорогом языке.
Теперь о материалах лопасти. Тут в качестве самого бюджетного варианта выступает полиэтилен низкого давления, такой же, из которого сделан ваш каяк. единственный его плюс – он не очень боится повреждений. В остальном – одни минусы. На втором месте стоят лопасти из термопласта. Это вполне достойный и практичный вариант. Из чистого стеклопластика лопасти делают редко, но в связке с карбоном можно довольно часто увидеть. Тоже неплохой выбор. А вот с чисто карбоновыми лопастями лучше не связываться, если вы не уверены в своей аккуратности, либо рыбачите в сложных мелководных акваториях, где вполне возможет удар лопасти о камни или иные подводные препятствия. Да, в весе они безусловно выигрывают, но риски не стоят того.
Оптимальный угол наклона одной лопасти к другой обычно принимают в 60°, но разъёмные вёсла позволяют его настроить под ваш стиль гребли.
Общие рекомендации
- Не покупайте весло до покупки каяка, так как понять необходимую длину лучше сидя непосредственно в нём.
- Не стремитесь купить самое дорогое весло, так как они как правило предназначены для спортсменов и не дадут вам никаких преимуществ в рыбалке.
- Если основным движителем является педальный привод или электромотор, то на весле можно сэкономить и купить бюджетное.
- Весло требует бережного отношения, поэтому никогда не бросайте его на камни и там, где кто-то, в том числе вы, может на него наступить.
- Весло должно сохранять положительную плавучесть, поэтому если таковой нет, то добавьте к веслу элементы, которые будут удерживать его на плаву.
- От потери весла спасёт специальный эластичный поводок (лиш), который вы можете прикрепить либо к себе, либо к каяку.
- Если бюджет позволяет, то возьмите весло с карбоновой рукоятью, так как даже в сравнении со стеклопластиком по весу это небо и земля.
- Если вы собираетесь выходить в большие открытые акватории, то неплохо бы обзавестись запасным разборным веслом. Случиться может всякое - поломка, потеря.
- Для крепления весла на борту лучше всего обзавестись специальными кронштейнами, чем постоянно бросать весло в кокпите.