Найти в Дзене
Роман Шкловский

Выбор лодки для путешествий по рекам и озерам. Рассуждение первое

Начну с паруса. Казалось бы, одни минусы. За погодой следи, ветер, как правило, дует не оттуда, откуда надо. Вернее, как раз куда надо, оттуда и дует. То есть, навстречу. «Вмордувинд» называется. Если выразиться интеллигентно – ветер в лицо. Или наоборот – штиль. И ты бултыхаешься посередине реки на судовом ходу, как сами знаете что. А из-за мыса уже какой-нибудь «Волго-Балт» выглядывает. И я наступаю на все свои чувства истинного приверженца паруса, дергаю стартер китайского моторчика, а он не подает никаких признаков жизни. Дергаю еще. И ещё. А «Волго-Балт» уже гудит. Причем как-то не оптимистично гудит. Угрожающе и нервно гудит. Стресс, адреналин зашкаливает… «Волго-Балт» проходит в десятке метров. Все хорошо. Начинаю успокаиваться. Вижу, что воздушная крышка на движке закрыта. Откручиваю. Мотор заводится. Фух… Или другой случай. Плыву со слабым ветерком по водохранилищу. Подняты полные паруса. Солнышко, тепло, блики на воде, водичка у форштевня приятно журчит. Наслаждаюсь. Вдруг п

Мотор или парус

На реке Воронеж
На реке Воронеж

Начну с паруса. Казалось бы, одни минусы. За погодой следи, ветер, как правило, дует не оттуда, откуда надо. Вернее, как раз куда надо, оттуда и дует. То есть, навстречу. «Вмордувинд» называется. Если выразиться интеллигентно – ветер в лицо.

Ветер на Селигере
Ветер на Селигере

Или наоборот – штиль. И ты бултыхаешься посередине реки на судовом ходу, как сами знаете что. А из-за мыса уже какой-нибудь «Волго-Балт» выглядывает. И я наступаю на все свои чувства истинного приверженца паруса, дергаю стартер китайского моторчика, а он не подает никаких признаков жизни. Дергаю еще. И ещё. А «Волго-Балт» уже гудит. Причем как-то не оптимистично гудит. Угрожающе и нервно гудит. Стресс, адреналин зашкаливает…

«Волго-Балт» проходит в десятке метров. Все хорошо. Начинаю успокаиваться. Вижу, что воздушная крышка на движке закрыта. Откручиваю. Мотор заводится. Фух…

На Волге
На Волге

Или другой случай. Плыву со слабым ветерком по водохранилищу. Подняты полные паруса. Солнышко, тепло, блики на воде, водичка у форштевня приятно журчит. Наслаждаюсь.

Вдруг порыв. У нас так бывает. Водохранилище находится в черте города. Толи из-за множества зданий вокруг, толи еще из-за каких иных причин, ветер стабильным вообще редко бывает. Почти всегда порывистый. Это-то я знал. Не знал, что вот так. Дул еле-еле и вдруг сразу метров 10 в секунду. А у меня полные паруса на полном бейдевинде. И я такой расслабленный, нога на ногу, развалился в кокпите.

В слабый ветер
В слабый ветер

В миг - лодка на боку, а я сам верхом на наветренном борту. Как я там очутился, до сих пор не помню. Процесс начисто стерся из памяти. Наверное, телепортировался.

Но опять все закончилось хорошо. «Аргоша» (так зовут мою лодку) все-таки на воду парусами не легла, привелась сама к ветру и, сделав небольшой пируэт, встала на ровный киль. А тут и порыв прошел, как и не было. Опять тишь да благодать. Но меня уже не проведешь. Беру оба рифа на гроте и поглаживаю трясущиеся коленки.

С мотором немного иначе. Ветер, порывы большого неудобства не доставляют. По крайней мере, перевернуться от внезапно налетевшего шквала шансы нулевые. Ну, или почти нулевые. Главное, чтобы большой волны не было.

Но и мотор - не идеальная штука. Может не завестись. Это ещё полбеды. А может и заглохнуть в самый неподходящий момент. На том же судовом ходу или у каменистого берега. И ветерок навальный. Куда деваться, что делать? А некуда деваться и из дел только молитва и остается. Ну и про якорь не забыть. Тоже может помочь в такой ситуации.

Навальный ветер на Ладоге
Навальный ветер на Ладоге

Ладно, допустим двигатель работает, как часики. Настоящие. Производства Швейцарии. Но маршрут-то дальний. Почему дальний? А потому что скорость большая, от ветра не зависим, едем поэтому далеко, так как близко – это не путешествие получится, а просто покатушки. Встает другой вопрос. Где бензин брать? С собой канистрами затариться и с ними же в обнимку спать? Так себе выход. Лучше заправки по пути найти. Если получится.

Очевидный выбор – мотосэйлор. То есть и парус есть и моторчик имеется. Тут тебе и тишина, и журчание водички у форштевня, и бензина на порядок меньше потребуется. Вопрос только в пропорциях. Поставить ли на парусную лодку вспомогательный движок или на моторку приспособить дополнительное парусное вооружение. Для меня вывод очевиден. Причем, этот вывод не основывается на логике рассуждений.

Просто, мне нравятся паруса. И это «нравится», безусловно и есть главный критерий выбора.

А вы что думаете?

На Воронежском водохранилище
На Воронежском водохранилище

По мотивам своих путешествий под парусом я написал книгу, которая называется "Путешествия на "Аргоше". Полный печатный вариант книги продается на OZON. Перейдите по этой ссылке