Тема 4. Жанры информационно-новостных материалов в медиарилейшнз (4 акад.часа)
План
1. Информационно-новостной жанр: приглашение, пресс-релиз
2. Исследовательско-новостной жанр: бэкграундер, лист вопросов-ответов
3. Фактологические жанры: факт-лист, биография, информационное письмо, фактическая справка, заявление для прессы
4. Информационные жанры: заметка, корреспонденция, интервью, репортаж, отчёт
4.1. Заметка
4.2. Корреспонденция
4.3. Репортаж
Литература
- Чумиков, А. Н. Медиарилейшнз: учеб. пос. для студ. вузов, обуч. по напр. подготовки «Реклама и связи с общественностью». — Москва: Аспект Пресс, 2014. — 184 с.
- Чернышова, Т. В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Т.В. Чернышова ; науч. ред. и предисл. Н.Д. Голева. — М.: URSS : Либроком, 2016. — 291 с.
- Назайкин, А. Н. Медиарилейшинз на 100% или искусство управления отношениями с прессой и социальными сетями. — М.: Издательство: Солон-пресс, 2020. — 380 с.
1. Информационно-новостной жанр: приглашение, пресс-релиз.
Информационно-новостной жанр включает в себя приглашение и пресс-релиз.
Приглашение — это текст о событии в жизни базисного субъекта PR, в котором адресату (конкретному лицу или организации) предлагается принять участие. Цель жанра — обеспечение участия в новостном событии значимых для базисного субъекта. Обязательными компонентами композиции приглашения являются: сообщение о характере мероприятия, месте и сроках его проведения, условиях участия.
Пресс-релиз — основной жанр PR-текста, содержащий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, связанном с базисным субъектом PR. Пресс-релиз печатается на специальном бланке, где отражаются элементы фирменного стиля (логотип организации, фирменные шрифт, офмцмальные данные об организации, подпись уполономоченного лица и т.д.)
2. Исследовательско-новостной жанр: бэкграундер, лист вопросов-ответов.
Исследовательско-новостной жанр включает в себя: бэкграундер и лист вопросов-ответов.
Бэкграундер — жанр PR-текста, предоставляющий расширенную информацию текущего характера о субъекте PR с целью поддержания паблицитного капитала. Содержит информацию о «фоне» события, то есть о том, что предшествовало событию и что стало ему причиной.
Лист вопросов-ответов — жанровая форма PR-текста, позволяющая в форме ответов на возможные и наиболее часто задаваемые вопросы поддерживать паблицитный капитал организации или фирмы. Этот PR-текст должен соответствовать информационным ожиданиям целевой аудитории PR.
Особенность исследовательско-новостного жанра. Это жанр, который сообщает неоперативную, но актуальную информацию, сопровождающую новостное событие, касающуюся базисного субъекта PR, и предполагает её анализ, интерпретацию и истолкование.
3. Фактологические жанры: факт-лист, биография, информационное письмо, фактическая справка, заявление для прессы.
Фактологические жанры пиар деятельности — это жанры, содержащие дополнительную информацию (прежде всего факты) по отношению к новостному событию в жизни базисного субъекта PR.
К фактологическим жанрам пиар относятся: факт-лист, биография, информационное письмо, фактическая справка, иногда заявление для прессы.
Факт-лист (фактическая справка) — жанр PR-текста, содержащий информацию справочного характера об организации, её руководстве, производимых товарах или предоставляемых услугах.
Биография — жанр PR-текста, который в оптимизированном виде представляет биографические сведения о публичной персоне, фактическую информацию о конкретном человеке. Структура биографии включает несколько блоков: персональную информацию (фамилия, имя, отчество, где и когда родился), образование, этапы карьеры, успехи, награды, семейное положение и т.п..
Фактическая справка - позволяет сотруднику пиар-службы оперативно использовать информацию об организации или о СМИ. В ней необходимо выделять главное и не перегружать журналиста или себя малозначительными цифрами и фактами. В зависимости от характера СМИ справка содержит разный набор деталей и профессиональных терминов.
Информационное письмо и заявление для прессы относят в специализированной литературе, преимущественно, к другим жанрам PR-текстов.
Как показывают наблюдения, в PR-коммуникации термин заявление для
СМИ используется для обозначения весьма разнородных в плане содержания,
структуры, постановки целей и выполняемых функций текстов.
Весь массив подобных текстов, имеющих указание на жанр заявления, возможно разделить на две группы:
- так называемые «нетипичные» заявления, не обладающие набором дифференциальных признаков указанного жанра;
- «типичные» заявления, характеризующиеся определенными дифференциальными признаками, среди которых можно
- назвать цель, функции, сферу и ситуацию публичных коммуникаций, характер информации, форму сообщения, структурно-композиционные и стилистикоязыковые особенности текста и некоторые другие.
Заявления для СМИ в отличии от Комюнике, используются коммерческими организациями для антикризисного управления, в случае экстренных и внештатных ситуаций. Для организации антикризисного PR.
4. Информационные жанры: заметка, корреспонденция, интервью, репортаж, отчёт.
Информационные жанры пиар-деятельности состоят из: земетки, корреспонденции, интервью, репортажа и отчета. Назрела необходимость сформулировать определения всех видов информационного жанра.
- Заметка. Это один из самых небольших по размеру материалов, в котором оперативно, кратко, точно и ясно излагается новость. В заметке не указывается авторская позиция, её эмоции, ход сбора информации — только голые факты: события, герои, даты и т.д..
- Корреспонденция. Это материал большего объёма, чем заметка. В нём новостная информация подаётся в развёрнутом виде. Так, например, какое-либо событие освещается с приведением подробностей, деталей. В корреспонденции могут присутствовать элементы оценки, прогноза и т.д..
- Интервью. Это материал, полученный журналистом непосредственно от человека — источника информации с помощью задаваемых ему вопросов. Изложение сведений, мнений, комментариев ведётся от имени интервьюируемого, а не от имени журналиста.
- Репортаж. Репортаж описывает происходящее динамично, в настоящем времени. Аудитория смотрит на происшествие глазами очевидца и как бы сама присутствует на месте события (на стадионе, в зале суда, в эпицентре стихийного бедствия и т.д.). Цель репортажа — наглядно информировать, но не комментировать или объяснять.
- Отчёт. Это материал, описывающий результаты, итоги прошедшего события или излагающий принятые решения на каком-либо мероприятии. Обычно публикуются отчёты о съездах, конференциях, собраниях и т.д.. Отчёт является достаточно формальным, строгим документом и, соответственно, требует документальной точности.
В этой лекции раскроем более детальную характеристику всех информационных жанров медиарилейшинз и пиар-деятельности.
4.1. Заметка.
Заметка один из самых небольших по размеру материалов, в котором оперативно, кратко, точно и ясно излагается новость.
Заметка — это пиар жанр, краткое сообщение, в котором излагается какой-либо факт или ставится конкретный вопрос.
Главные требования к заметке — оперативность, актуальность и краткость. В ней не излагается авторская позиция, его эмоции, ход сбора информации — только голые факты: события, герои, даты и прочее.
Заметка может быть нескольких типов:
- Событийная. Цель: сообщить о событии. Её структура следует логике восприятия информации: сначала нужно сказать, что произошло, затем где, когда и почему.
- Заметка-аннотация. Даёт краткую информацию о каком-либо большом тексте (статье, научном труде, книге).
- Заметка-комментарий. Содержит краткую информацию и оценку события.
4.2. Корреспонденция.
Материал большего объёма, чем заметка. В нём новостная информация подаётся в развёрнутом виде, с приведением подробностей и деталей.
Корреспонденция — это материал большего объёма, чем заметка, в котором новостная информация подаётся в развёрнутом виде, с приведением подробностей и деталей.
В корреспонденции могут присутствовать элементы оценки, прогноза и т. д.. Вместе с тем она не претендует на глубокий анализ, на сопоставление фактов и т. д..
4.3. Репортаж.
Описывает происходящее динамично, в настоящем времени. Аудитория смотрит на происшествие глазами очевидца и как бы присутствует на месте события.
Репортаж — один из основных жанров журналистики и пиар-деятельности, оперативно освещающий события, участником или очевидцем которых стал корреспондент.
Особенности репортажа:
- Динамичность и наглядность в описании происходящего. Аудитория смотрит на происшествие глазами очевидца и как бы сама присутствует на месте события.
- Использование глаголов настоящего времени для создания эффекта присутствия.
- Обязательный элемент — описание местности, где происходит действие, присутствующих людей, погоды.
- Задача репортажа — не только воссоздать картину события, но и вызвать у читателя (слушателя, зрителя) определённые чувства и отношение к событию.
Стандартная композиция репортажа: зачин (описание места действия, погоды, состояния окружающей среды), центральная часть (рассказ о событии), концовка (оценка события, краткий вывод).
Тема 5. PR-потенциал корпоративного издания и иных средств корпоративной коммуникации (4 акад.часа)
План
1. Определение корпоративного издания как инструмента PR-деятельности компании: цели, задачи и содержание
1.1. Цели и задачи корпоративного издания для внешней и внутренней аудитории
1.2. Содержание корпоративного издания: статическая и динамическая информация
2. Как корпоративное издание выражает корпоративную философию и культуру организации-учредителя
3.Основные виды внешних корпоративных изданий
3.1. Корпоративные издания способствующие продвижению компании, её продуктов и услуг среди целевой аудитории
3.2. Корпоративные издания оптимизирующие коммуникативное пространство, доверительные отношения между компанией и потребителями
3.3. Корпоративные коммуникации использующиеся для реализации PR-стратегии: внутренний корпоративный сайт, стенды и доски информации, листовки, голосовые оповещения
4. Продвижение PR и корпоративной коммуникации путем создания общего сообщения
5.Повышение эффективности трансформации бизнеса в рамках реализации стратегии по корпоративным коммуникациям
Литература
- Потапчук В. А. Модель корпоративной коммуникации в XXI веке // Коммуникология. — 2016. — Т. 4. — №5. — С. 152–175.
- Чумиков А. Н. Связи с общественностью. Практикум: учебное пособие для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 173 с.
- Хамидов И. И. Корпоративные издания как инструмент PR // Вестник МУ. Журналистика. — 2009. — №3. — С. 232–239.
- Харлампиева С. С. Корпоративная пресса как инструмент маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. — 2009. — №3. — С. 73–76.
1. Определение корпоративного издания как инструмента PR-деятельности компании: цели, задачи и содержание.
Корпоративное издание — это собирательное понятие, которое объединяет в себе как печатные, так и электронные средства коммуникации, направленные на формирование корпоративной идеологии.
Цели корпоративного издания как инструмента PR-деятельности компании:
- создание и поддержание корпоративного духа;
- формирование корпоративной культуры;
- информирование сотрудников о деятельности компании;
- разъяснения решений руководства;
- информирование о достижениях отдельных сотрудников;
- обратная связь с персоналом.
Задачи корпоративного издания:
- информирование о целях, миссии и ценностях корпорации;
- повышение лояльности сотрудников к руководству и компании;
- управление имиджем организации;
- привлечение клиентов.
Содержание корпоративного издания обычно включает:
- информацию о деятельности компании и её руководства;
- репортажи о лучших сотрудниках компании, информацию о поощрениях;
- общественную жизнь;
- интервью с руководителями и работниками компании;
- официальные заявления руководства;
- письма сотрудников.
1.1. Цели и задачи корпоративного издания для внешней и внутренней аудитории
Цели и задачи корпоративного издания для внешней аудитории:
- Цель: продвижение компании, её продуктов и услуг среди целевой аудитории.
- Задачи: позиционирование компании, обозначение сферы и направлений её деятельности; ознакомление потребителей и партнёров с информацией о текущей деятельности компании, её достижениях и планах на будущее; создание позитивного информационного фона и положительной мотивации.
Цели и задачи корпоративного издания для внутренней аудитории:
- Цель: формирование и поддержание корпоративной культуры организации, налаживание внутриорганизационных каналов коммуникаций.
- Задачи: поддержка информированности работников об основных направлениях бизнеса, ориентирах и целях организации; обсуждение существующих в компании проблем и их решение; предоставление сотрудникам информации, необходимой им для профессионального выполнения своих функций; поощрение работников в поддержке и улучшении организационных стандартов качества, эффективности и социальной ответственности; признание достижений и успехов работников.
1.2. Содержание корпоративного издания: статическая и динамическая информация
Статическая информация в корпоративном издании включает контакты компании, сведения о её руководстве, дистрибьюторах, представителях, ценах на продукты (услуги) компании
Динамическая информация представляет собой новости компании, рынка или отрасли, сведения о новых продуктах (услугах, проектах, программах) компании, достижениях и победах организации, интервью с руководителями и сотрудниками компании, ответы на вопросы читателей, рекомендации, советы специалистов компании
2. Как корпоративное издание выражает корпоративную философию и культуру организации-учредителя.
Корпоративное издание выражает корпоративную философию и культуру организации-учредителя за счёт информационного формата — постоянных рубрик и подбора информации.
Контент издания ограничивается корпоративным полем (профилем компании), а его дизайн содержит графические, цветовые, индексальные (логотип) и вербальные (слоган) компоненты фирменного стиля.
3. Основные виды внешних корпоративных изданий.
Основные виды внешних корпоративных изданий в зависимости от целевой аудитории можно разделить на два типа:
- Издания для клиентов (Business-to-client). Предназначены для конечных потребителей, их основная задача — повышение лояльности к бренду компании и увеличение объёмов продаж. В изданиях обычно содержится полезная информация о продукте или услуге, а также информация развлекательного характера.
- Издания для партнёров по бизнесу (Business-to-business). Нацелены на деловых партнёров компании, их задача — формирование имиджа компании в деловой среде, укрепление бизнес-контактов. Такие издания могут быть ориентированы на бизнес-среду (для партнёров, инвесторов и экспертов) или на органы законодательной власти (для компаний, представляющих отрасль).
3.1. Корпоративные издания способствующие продвижению компании, её продуктов и услуг среди целевой аудитории
Корпоративные издания, способствующие продвижению компании, её продуктов и услуг среди целевой аудитории, имею свою типологию, которая опирается на принцип зависимости от целевой аудитории.
Внутренние издания предназначены для сотрудников компании. Их цель — сформировать и поддержать корпоративную культуру организации, наладить внутриорганизационные каналы коммуникаций.
Внешние издания адресованы клиентам и партнёрам компании. Их задача — улучшить имидж компании в глазах потребителей и контрагентов.
Клиентский журнал или газета (Business-to-Customer, В2С) помогает повысить лояльность клиентов к компании. Это достигается с помощью ненавязчивой информации о товарах (услугах) и путём вовлечения читателей в создание потребительской политики через опросы, публикации клиентских писем, конкурсы и пр..
Деловая периодика (Business-to-Business, В2В) ориентирована на бизнес-партнёров. Её цель — сформировать имидж компании в деловой среде, укрепить её бизнес-контакты.
3.2. Корпоративные издания оптимизирующие коммуникативное пространство, доверительные отношения между компанией и потребителями
Корпоративные издания могут оптимизировать коммуникативное пространство и способствовать доверительным отношениям между компанией и потребителями благодаря ряду функций:
- Информационная. Предоставляет основные сведения о характере деятельности компании, её руководстве, продуктах, услугах и т. д..
- Идеологическая. Разъясняет миссию, стратегию и цели компании, создаёт условия для формирования и укрепления корпоративной культуры, повышает трудовую отдачу работников и их доверие к компании.
- Организационная. Повышает эффективность коммуникации между удалёнными подразделениями и филиалами компании и головным предприятием, устанавливает каналы обратной связи для сотрудников и руководства.
- Имиджевая. Поддерживает имидж организации среди её сотрудников, партнёров и клиентов.
- Просветительская. Знакомит аудиторию с новой техникой или выпускаемой продукцией, с изменениями в законодательстве, системе управления компанией, с ноу-хау и достижениями коллег.
- Развлекательная. Привлекает внимание к изданию, создаёт разнообразие и развлекает читателя.
При планировании выпуска корпоративного издания важно чётко представлять его аудиторию и понимать функции, которые оно должно выполнять. Исходя из этого формируются концепция, рубрикатор и редакционная политика издания.
3.3. Корпоративные коммуникации использующиеся для реализации PR-стратегии: внутренний корпоративный сайт, стенды и доски информации, листовки, голосовые оповещения
Корпоративные коммуникации, используемые для реализации PR-стратегии, включают такие каналы коммуникации как:
- Внутренний корпоративный сайт. Как правило, он одновременно используется для целей как внутреннего, так и внешнего PR.
- Стенды и доски информации. На них размещают объявления о поощрениях, конкурсах, нововведениях и другие разделы.
- Листовки и голосовые оповещения. С их помощью до сотрудников доносят важную информацию, например, об основных мероприятиях или изменениях в компании.
Эти инструменты относятся к группе информационных инструментов корпоративного PR. Они ориентированы на оказание информационного воздействия на персонал организации.
4. Продвижение PR и корпоративной коммуникации путем создания общего сообщения.
Продвижение PR и корпоративной коммуникации путём создания общего сообщения предполагает ведение работы на одной странице, чтобы создать и укрепить репутацию компании.
Для этого используются разнообразные методы, включая пресс-релизы, интервью, маркетинговые материалы и другие инструменты. Например, внутри компании репутация поддерживается через организацию встреч команды и распространение внутренних материалов, таких как справочники сотрудников.
Пример: если в новостях сообщается, что вице-президент компании подвергался сексуальным домогательствам к секретарше, то PR и корпоративная коммуникация должны создать общее сообщение, которое бы ответило на вопросы аудитории. В зависимости от обстоятельств сообщение может заключаться в том, что компания уволила руководителя, предложила секретарю денежный расчёт или встала на сторону вице-президента.
Цель такого подхода — обеспечить единство восприятия бренда как внутри компании, так и среди внешней аудитории.
5. Повышение эффективности трансформации бизнеса в рамках реализации стратегии по корпоративным коммуникациям.
Повышение эффективности корпоративных коммуникаций достигается следующими методами:
- Заручиться доверием. Сотрудники должны доверять руководству и лидерам изменений.
- Предоставлять подробную, но не избыточную информацию о происходящих процессах. Сведения должны быть донесены до сотрудников в достаточном количестве и на понятном им языке.
- Делиться и хорошими, и плохими новостями. Важно не только говорить о положительных сторонах трансформации, но и предупреждать о возможных рисках.
- Объяснять, как изменения коснутся лично каждого сотрудника. Осознание личной выгоды оказывается наиболее сильным мотиватором в этом случае.
- Избегать излишнего контента. Одна качественно подготовленная презентация с целями и результатами даст более структурированную и наглядную информацию о происходящих событиях.
- Максимизировать долю личного общения. В период изменений необходимо прямое и открытое общение сотрудников не только с генеральным директором, но и с лидерами мнений.
Также для повышения эффективности коммуникации внутри компании можно чётко определить цели и ожидания, постоянно обучать и развивать навыки сотрудников, улучшить каналы коммуникации (обеспечить их доступность и удобство).
Тема 6. PR-текст в системе публичных коммуникаций (4 акад.часа)
План
1. Общее понятие PR-текста и его базовые характеристики
1.1. Отличие PR-текста от текстов смежных коммуникационных сфер (рекламного и журналистского).
1.2. Источники PR-текста (первичные и вторичные).
1.3. Объект PR-текста (организация и её деятельность, первое лицо или сотрудники).
2. Специфическая модель письменных PR-коммуникаций
2.1. Классификация PR-текстов по признакам адресата (целевая группа общественности) и способа доставки текста (прямая личная доставка, директ-мейл, опосредование через СМИ)
2.2. Жанровая типология PR-текстов (оперативно-новостные, исследовательско-новостные, фактологические, исследовательские и образно-новостные жанры).
3. PR-тексты в различных сферах публичных коммуникаций (политической, экономической, духовно-культурной).
4. Основные требования к PR-тексту (адекватность и объективность, обеспечение взаимосвязи между субъектами коммуникации).
Литература
- Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 288 с.
- Балахонская Л. В. PR-текст: структура, содержание, оформление. — СПб.: Свое издательство, 2015. — 199 с.
- Данилина В. В., Луканина М. В., Минаева Л. В., Салиева Л. К. Связи с общественностью: составление документов: Теория и практика. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 282 с.
- Уилкокс Д. Л. Как создавать PR-тексты и эффективно взаимодействовать со СМИ. Инфра. — М., 2004. — 760 с.
1. Общее понятие PR-текста и его базовые характеристики.
PR-текст — разновидность текстов массовой коммуникации, письменный текст на бумажном или электронном носителе, служащий целям формирования или приращения паблицитного капитала базисного PR-субъекта, обладающий скрытым (или реже — прямым) авторством, предназначенный для внешней или внутренней общественности.
Базовые характеристики PR-текста:
- функционирует в пространстве публичных коммуникаций;
- инициирован базисным субъектом PR;
- направлен одной из групп целевой аудитории;
- содержит PR-информацию;
- распространяется через каналы СМИ;
- обладает скрытым или мнимым авторством.
Функции PR-текста:
- онтологическая — информационно-познавательная (передача информации общекультурного плана);
- функция конструирования публичного дискурса (создание или трансформация существующего представления целевой группы общественности о субъекте).
1.1. Отличие PR-текста от текстов смежных коммуникационных сфер (рекламного и журналистского).
Отличие PR-текста от текстов смежных коммуникационных сфер (рекламного и журналистского) заключается в их целях и характере информации.
PR-текст направлен на формирование доверия и уважения к бренду, создание лояльной аудитории. Он содержит информацию о новостных событиях в жизни базисного субъекта PR и имеет чёткую адресную аудиторию.
Рекламные тексты нацелены на изменение поведенческих реакций потенциального потребителя услуги или товара. Они несут обязательную рекламную «маркировку» — информацию о том, где и как можно воспользоваться тем или иным товаром или услугой. Рекламные тексты воздействуют на эмоции читателя, призывая его к действию.
Журналистские тексты представляют собой целенаправленное отражение действительности автором для массового адресата — аудитории. Их основной критерий — объективность. В то время как журналист стремится к объективности, PR-специалист продвигает и защищает интересы организации.
1.2. Источники PR-текста (первичные и вторичные)
Первичные источники PR-текста содержат информацию, инициированную субъектом PR-деятельности.
К ним относятся:
- Письменные источники: директивные и распорядительные документы (законы, постановления, приказы и т. д.), административно-организационные документы (планы, уставы, акты и т. д.), финансовая документация (финансовые отчёты), учётная документация.
- Устные источники: сообщения первого или должностного лица организации или коллегиального органа, представляющего конкретный базисный субъект PR.
Вторичные источники не исходят непосредственно от субъекта, а отражают общественную точку зрения о нём. Чаще всего вторичными источниками служат выступления, публикации в СМИ.
1.3. Объект PR-текста (организация и её деятельность, первое лицо или сотрудники)
Объект PR-текста — социальная реальность, выступающая в виде организации и её деятельности, первого лица или сотрудников данной организации.
2. Специфическая модель письменных PR-коммуникаций.
Специфическая модель письменных PR-коммуникаций включает следующие элементы:
- Первичный источник — это прямой предметный субъект PR, который может совпадать с первичным источником.
- Вторичный источник — это технологический субъект PR.
- Исходное сообщение — представлено PR-текстом.
- Канал — это типологическая разновидность PR-текста.
- Код — это жанровая разновидность PR-текста.
- Посредник в распространении информации. Им выступает орган СМИ.
- Распространённое сообщение — это опосредованный через СМИ PR-текст.
- Получатель. Им выступает целевая общественность.
- Результат акта коммуникации — это создание оптимальной коммуникационной среды базисного субъекта PR, позиционирование или поддержание паблицитного капитала базисного субъекта PR.
- Обратная связь — это обратная связь от получателя к субъекту PR.
2.1. Классификация PR-текстов по признакам адресата (целевая группа общественности) и способа доставки текста (прямая личная доставка, директ-мейл, опосредование через СМИ)
Классификация PR-текстов по признакам адресата (целевая группа общественности) и способа доставки текста включает следующие группы:
По адресату PR-тексты делятся на предназначенные для внешней и внутренней общественности:
- Для внешней общественности: пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, биография, байлайнер, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, годовой отчёт, проспект, буклет, ньюслеттер, листовка, пресс-ревю, годовой отчёт, имиджевая статья, имиджевое интервью, кейс-стори.
- Для внутренней общественности: приглашение, биография, письмо, поздравление, годовой отчёт, ньюслеттер, пресс-ревю.
По способу доставки PR-тексты классифицируются на:
1. Прямые (директ-тексты) — доставляются напрямую, способом адресной рассылки или личной доставки (из рук в руки). К ним относятся пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, лист вопросов и ответов, факт-лист, биография, байлайнер, письмо избирателям, письмо акционерам, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, проспект, буклет.
2. Опосредуемые — доставляются через СМИ, когда PR-текст публикуется без изменений и часто является основой для журналистского текста. К ним относятся приглашение, факт-лист, биография, письмо избирателям, листовка, поздравление, пресс-ревю.
2.2. Жанровая типология PR-текстов (оперативно-новостные, исследовательско-новостные, фактологические, исследовательские и образно-новостные жанры).
Жанровая типология PR-текстов включает следующие группы:
- Оперативно-новостные жанры. К ним относятся информирующие тексты, в первую очередь это пресс-релизы, анонсы и приглашения на различные мероприятия. В текстах данного жанра описываются основные характеристики продукта или персоны.
- Исследовательско-новостные жанры. В эту группу текстов входят актуальные, но не оперативные материалы. В первую очередь, это опросные листы и анкеты. Особенностью жанра является то, что в нём, в отличие от оперативно-новостного жанра, первична не новизна события, а отражение причинно-следственных связей между объектом и аналитической информацией о нём.
- Образно-новостные жанры. Группа текстов, как правило, написанных от имени руководителя — обзоры, статьи, письма, поздравления. Могут сочетать в себе признаки любых жанров, но определяющим параметром в данном случае выступает то, что событие отражается от имени руководителя предприятия или его подразделения.
- Фактологические жанры. Тексты, содержащие, помимо основной информации о предмете, дополнительную — в частности, биографические и описательные компоненты. Примером фактологического жанра являются биографии и факт-листы.
- Исследовательские жанры. Группа текстов, зачастую представляющих собой самостоятельные журналистские материалы. Для жанра характерно наличие рационально-логических аналитических элементов в тексте, использование различных источников информации, а также отражение личности автора. Часто тексты данного жанра тяготеют к научности. Примером жанрового текста может быть заявление для СМИ.
3. PR-тексты в различных сферах публичных коммуникаций (политической, экономической, духовно-культурной).
PR-тексты в различных сферах публичных коммуникаций (политической, экономической, духовно-культурной) имеют свою специфику.
В политических коммуникациях предметом PR-текста может быть, например, выступление первого лица политической организации, слоган, отражающий основное содержание программы деятельности базисного субъекта политических коммуникаций.
В экономической сфере предметом PR-текста может быть изменение характера производства, юбилей фирмы.
В духовно-культурной сфере предметом PR-текста может быть, например, юбилей деятеля культуры.
В каждой из сфер публичных коммуникаций есть своя специфика в приоритетных формах текстовой подачи PR-информации.
Также в зависимости от коммуникативной направленности (характера адресата) выделяют три группы PR-текстов: материалы для СМИ, тексты, использующиеся в корпоративных коммуникациях, тексты, предназначенные для распространения в массовой аудитории.
4. Основные требования к PR-тексту (адекватность и объективность, обеспечение взаимосвязи между субъектами коммуникации).
Основные требования к PR-тексту:
- Адекватность и объективность. Сообщаемые факты должны точно соответствовать действительности, а при их изложении нужно учитывать возможные погрешности измерителя того или иного явления, не подгонять факты под заранее определённую схему и соблюдать осторожность в их интерпретации.
- Обеспечение взаимосвязи между субъектами коммуникации. PR-текст должен содержать информацию, которая будет интересна и доступна определённой социальной группе в силу своей типичности и одновременно индивидуальности. Например, это может быть открытие нового производства, имеющего специфические индивидуальные черты.
Таким образом, основное требование к PR-тексту — поддерживать динамическое единство и целостность социальной системы, обеспечивать взаимосвязь между элементами общности или общностями (индивидами, социальными, профессиональными, региональными группами).
Тема 7. Мероприятия для СМИ: виды, технологии организации и проведения (6 акад.часа)
План
1. Определение понятия мероприятий для СМИ.
2. Виды мероприятий для СМИ: пресс-конференция, брифинг, пресс-тур, презентация, пресс-завтрак, фотоколл
2.1. Пресс-конференция.
2.2. Брифинг.
2.3. Пресс-тур
2.4. Презентация
2.5. Пресс-завтрак (пресс-ланч)
2.6. Фотоколл
3. Технологии организации мероприятий для СМИ
3.1. Формирование материально-технической базы
3.2. Формирование бюджета
3.3. Медиапланирование и продвижение мероприятия
3.4. Подведение итогов и оценка эффективности
Литература
- Спурнова Т. Event своими руками. Доступное руководство по организации событий. — М.: Эксмо-Пресс, 2019. — 330 с.
- Франкель Н. Партнёрство и спонсорство в event-индустрии. Игра вдолгую. — СПб.: Питер, 2020. — 231 с.
- Юркова А. Конференц-анатомия. Как найти себя в индустрии встреч. — М.: Издательское решение, 2015. — 350 с.
- Берлов А., Шумович А. Искусство проведения мероприятий. Беседы мастеров Бу и Шу. — М.: Манн, Иванов и Фербер. — 336 с.
1. Определение понятия мероприятий для СМИ.
Мероприятия для СМИ — это события, созданные для владельцев, редакторов, журналистов и представителей медиа с целью донесения достоверной и оперативной информации по тем или иным вопросам от лица компании или персоны.
К мероприятиям для СМИ относятся:
- Пресс-конференция. Представители компании, органа власти или общественной организации делают заявление для журналистов, после чего отвечают на вопросы.
- Брифинг. Оперативное выступление перед журналистами по случаю какого-либо события.
- Круглый стол/конференция. Мероприятия для привлечения широкой аудитории к какой-либо проблеме.
- Презентация. Представление компанией нового объекта, услуги или товарной категории.
- Пресс-тур. Мероприятие, цель которого получить объёмные публикации в СМИ.
- Пресс-ланч. Встреча журналистов с первыми лицами компании и общение во время завтрака или обеда.
2. Виды мероприятий для СМИ: пресс-конференция, брифинг, пресс-тур, презентация, пресс-завтрак, фотоколл.
Виды мероприятий для СМИ:
- Пресс-конференция. Представители компании, органа власти или общественной организации делают заявление для журналистов, после чего отвечают на вопросы. Продолжительность мероприятия составляет 30–50 минут, но может растянуться до нескольких часов в случае особой актуальности темы.
- Брифинг. Оперативное выступление перед журналистами по случаю какого-либо события. В отличие от пресс-конференции, не может занимать больше 30 минут.
- Пресс-тур. Организуется в случае необходимости проведения мероприятия на малодоступном в обычное время объекте (например, на масштабной стройке), а также для повышения лояльности журналистов. Пресс-тур даёт журналистам возможность увидеть те или иные объекты вживую и создать более привлекательный материал.
- Презентация. Представление компанией нового объекта, услуги или товарной категории. Как правило, проводится ТОП-менеджером или другой медиа-активной персоной компании, к которой лояльны потребители и СМИ.
- Пресс-завтрак. Организуется для неформальной встречи корпоративных экспертов с журналистами наиболее значимых СМИ, нередко в очень узком кругу. Цель пресс-завтраков — конфиденциальное или кулуарное обсуждение сложных проблем современного бизнеса.
- Круглый стол или конференция. Проводится для привлечения широкой аудитории к какой-либо проблеме. В отличие от пресс-конференций и брифингов, на круглом столе могут присутствовать сторонники различных точек зрения на проблему, таким образом, журналисты могут получить всесторонние знания о предмете обсуждения.
2.1. Пресс-конференция.
Событие для предоставления фактографической, проблемной информации из первых рук по различным аспектам с возможностью уточнения версии с помощью вопросов и ответов.
Пресс-конференция — это встреча журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур, имеющая целью предоставление СМИ фактографической, проблемной и комментирующей информации.
Она предполагает авторитетность источника новостей, получение информации «из первых рук», возможность проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.
2.2. Брифинг.
Брифинг — событие, в ходе которого до представителей СМИ доносится та или иная информация.
Это краткая пресс-конференция, посвящённая одному вопросу. На брифинге излагается официальная позиция, делается короткое информационное сообщение по какой-либо проблеме (обычно, в отличие от пресс-конференции, без ответов на вопросы приглашённых).
Брифинг носит закрытый характер, на него приглашаются только определённые заранее представители СМИ.
2.3. Пресс-тур.
Заранее запланированное мероприятие длительностью от нескольких часов до нескольких дней, в ходе которого журналистам проводят экскурсию (по региону, заводу, цеху, производству, спортивным объектам) с целью получения дальнейших публикаций.
Пресс-тур — заранее запланированное мероприятие длительностью от нескольких часов до нескольких дней, в ходе которого журналистам проводят экскурсию (по региону, заводу, цеху, производству, спортивным объектам) с целью получения дальнейших публикаций.
2.4. Презентация.
Официальное представление (новой компании, продукции, филиала, меню, проекта) средствам массовой информации.
Презентация — официальное представление новой компании, продукции, филиала, меню или проекта средствам массовой информации.
2.5. Пресс-завтрак (пресс-ланч). Предоставление информации журналистам в неформальной обстановке за лёгкими закусками.
Пресс-завтрак (пресс-ланч) — это мероприятие для неформального общения представителей компании с журналистами, на котором они получают информацию в непринуждённой обстановке за лёгкими закусками.
Цель пресс-ланча — получить позитивные упоминания в СМИ и донести важную информацию от компании, организации или лица.
Основные этапы пресс-ланча:
- Встреча и рассадка гостей. Журналистам подают напитки и еду. Для пресс-ланча можно подготовить информационные буклеты с важной информацией о компании и мероприятии.
- Презентация. Спикер представляет себя, а затем подготовленную компанией информацию по анонсированной теме.
- Ответы на вопросы. Как только презентация заканчивается, представители СМИ задают вопросы.
- Мини-интервью. Далее журналисты спрашивают то, что интересно им или изданию: такие вопросы уже не связаны с темой презентации. Это возможность получить эксклюзивное интервью.
- Подведение итогов. Модератор пресс-ланча завершает мероприятие, благодарит всех за участие.
Пресс-ланчи проводятся по поводу значимых событий: запуск нового продукта, анонс важного партнёрства, предстоящее крупное мероприятие и т.д.
2.6. Фотоколл.
Фотоколл — событие для фотографов от СМИ для съёмки знаменитостей (в рамках кинофестиваля или другого культурного мероприятия) или участников различных ивентов.
Фотографии являются важнейшим элементом пиар-деятельности, однако у пресс-службы или у журналистов имеется возможность посетить фотокол или сделать удачные фотографии. Поэтому зачастую пресс-службы прибегают к ресурсам, где можно найти фотографии для редакционной деятельности. Приведем примеры нескольких фотобанков (фотостоков):
- Фотобанк «Фотодженика». В нём представлены качественные легальные фотографии — портреты знаменитостей и иллюстративные изображения на любую тему — для использования в редакционной деятельности.
- Российский фотобанк «Лори» содержит большую базу авторских фотографий из разных областей жизни и деятельности. Они продаются по различным лицензиям, цена зависит от целей использования. Помимо фото на сайте можно найти иллюстрации и видеоролики для ваших проектов.
- Русскоязычный сервис «RuPixel» относительно новый и содержит не так много фотографий – около 16300. Картинки разделены на несколько категорий, есть удобный поиск по сайту. Его преимущество – возможность совершенно бесплатно скачивать любые изображения в хорошем качестве и использовать их без риска нарушения авторских прав.
Примером студий, которые на аутсорсе посещают фотоколы также велика, пример этому фотостудия PhotoIDEAL production. Специалисты студии занимаются репортажной съёмкой деловых мероприятий: встреч, семинаров, презентаций, конференций, съездов. Чтобы заказать съёмку, нужно отправить заявку на электронную почту студии, в письме указать дату, место проведения, тематику мероприятия, собственные пожелания к сюжету фотосессии, количество участников/гостей (если это уже известно), краткие сведения о помещении.
3. Технологии организации мероприятий для СМИ.
Современные технологии организации мероприятий для СМИ:
- Концентрация на контенте. Важно хорошо подготовить спикера, обсудить все возможные вопросы и отрепетировать выступление. Выбирая издания, стоит изучить их специфику и тематику, чтобы понять, как правильно заинтересовать журналиста.
- Выбор площадки. Общие требования к помещению: близость к метро, расположение в центре города, техническое оснащение. Можно рассмотреть нестандартные площадки, например выставочные галереи, кинотеатры.
- Рассылка приглашений. Её стоит начинать минимум за две недели до даты мероприятия. Обычно ивенты для СМИ проводятся в будние дни в рабочее время. Оптимальным временем для проведения подобных мероприятий является утро, но не ранее 10:00.
- Проработка фуршетной части. Важно уделить внимание фуршету и подобрать локацию для его организации. Для организаторов мероприятия фуршетная часть — это ещё и возможность собрать обратную связь о впечатлениях гостей и заручиться обещаниями бесплатной публикации.
- Подготовка подарков. Стоит дарить что-то небольшое, но полезное. К вопросу подарков нужно подходить с фантазией и юмором, чтобы оставить приятное впечатление.
Также на мероприятии для прессы должен быть столик «Регистрация», где сосредоточены все информационные материалы, план акции, рекламная продукция, подарки. На протяжении всего мероприятия за столом с информационными материалами постоянно должен находиться один из организаторов.
3.1. Формирование материально-технической базы мероприятия
Подбор оптимальной площадки проведения, подготовка специального оборудования, подбор дополнительного персонала, создание и закупка сувенирной продукции, подарков, раздаточного материала
Формирование материально-технической базы мероприятия включает следующие аспекты:
- Подбор оптимальной площадки. При выборе места нужно учесть вместимость, расположение (удобство для целевой аудитории), доступность для всех участников, в том числе людей с ограниченными физическими возможностями, и наличие необходимого оборудования (аудио- и видеотехника, презентационные экраны, микрофоны). Можно обратиться за помощью к профессионалам в области организации мероприятий — ивент-агентствам.
- Подготовка специального оборудования. Нужно проверить наличие и возможность подключения оборудования, протестировать его работоспособность, подготовить внешний вид (если необходимо). За несколько дней до мероприятия оборудование монтируют, настраивают все необходимые параметры и тестируют в условиях ивента.
- Подбор дополнительного персонала. Можно самостоятельно найти сотрудников, используя объявления на тематических порталах или спрашивая контакты у знакомых. Альтернативный вариант — воспользоваться услугами профильной компании.
- Создание и закупка сувенирной продукции, подарков, раздаточного материала. Для изготовления сувенирной продукции можно обратиться к специалистам, которые разработают уникальную концепцию и произведут сувениры, подарки и подарочную упаковку. Например, заказать бизнес-подарки, премиальные статуэтки, корпоративные сувениры, спортивные награды (кубки, медали, значки, дипломы) можно в сувенирной мастерской Vetro.
3.2. Формирование бюджета.
При планировании затрат важно учитывать формат и масштаб мероприятия, количество участников, каналы и инструменты, которые будут задействованы для продвижения события.
Для формирования бюджета мероприятия с учётом формата, масштаба, количества участников и инструментов продвижения необходимо выполнить следующие шаги:
- Определить цель и формат мероприятия. Исходя из этого, можно составить примерный список того, на что будут потрачены деньги.
- Узнать число приглашённых. От количества участников будет зависеть сумма потраченных средств.
- Определиться с границами бюджета. Желательно заранее знать, сколько денег компания может выделить на организацию мероприятия для СМИ.
- Составить смету расходов. В ней нужно отразить основные и дополнительные траты. Сначала следует подобрать площадки, выяснить стоимость аренды, меню, обслуживания. Затем нужно найти ведущего и артистов, выбрать, что будет входить в праздничную программу, и узнать, сколько это стоит. В конце следует посчитать транспортные расходы, оплату услуг персонала, оформление и другие детали.
- Согласовать бюджет у руководства. Это финальный этап перед подготовкой к мероприятию. Затем смета направляется в бухгалтерию, чтобы компания могла выделить нужную сумму и зафиксировать её в бухгалтерской и налоговой отчётности.
Основные статьи расходов, которые обычно включают в смету:
- Площадка и её оформление. Аренда зала нужной площади или места на свежем воздухе с учётом количества участников, формата мероприятия и других факторов.
- Оборудование. В расходы нужно включить оплату аренды и транспортировки звукового и осветительного оборудования.
- Активности. Организация специальных стоек, интерактивных элементов, квестов — отдельная строка расходов. Нужно детально расписать, чем будут заняты участники, и указать стоимость каждого развлекательного элемента.
Также в смету закладывают непредвиденные затраты, так как предугадать все форс-мажоры невозможно.
3.3. Медиапланирование и продвижение мероприятия.
Медиапланирование включает определение целевой аудитории, выбор медианосителей, места и времени размещения рекламы, составление графика с точным указанием дат, часов, минут, размеров, длительности размещения.
Также предполагают календарный план использования медианосителей и комплекс мероприятий, направленных на продвижение события.Основные каналы и методы продвижения специальных мероприятий, рассчитанных на массовую аудиторию:
- Средства массовой информации. Анонсы мероприятия в различных СМИ (телевидение, радио, печатная массовая и отраслевая пресса, глянцевые издания), пресс-релизы, информационные и имиджевые статьи, интервью с организаторами, совместные медиа-проекты, пресс-туры.
- Digital-коммуникации. Специальный раздел на сайте и промо-сайт мероприятия, email-рассылка, анонсы в социальных сетях компании и тематических сообществах, розыгрыш билетов, анонсы и пресс-релизы на целевых сайтах и порталах, контекстная и медийная реклама, таргетированная реклама в соцсетях.
- Наружная реклама, реклама на транспорте и афиши в местах скопления целевой аудитории.
- Использование каналов коммуникации партнёров (сайты, социальные сети, рассылки).
- Приглашения на мероприятия лидеров мнения, блогеров, популярных персон и инфлюенсеров, анонсы мероприятия в их соцсетях.
3.4. Подведение итогов и оценка эффективности.
После реализации любого вида мероприятия важно составить и распространить пост-релизы с итогами и достигнутыми результатами, разместить соответствующую новость на сайте, выразить благодарность участникам. Также важно собрать маркетинговые и статистические данные, по возможности провести опросы, проанализировать отзывы в онлайн-среде.
Для подведения итогов и оценки эффективности мероприятия рекомендуется:
- Составить и распространить пост-релизы с итогами и достигнутыми результатами. Также нужно разместить соответствующую новость на сайте.
- Выразить благодарность участникам путём рассылки писем, личных звонков, размещения поста в социальных сетях.
- Собрать маркетинговые и статистические данные. По возможности провести опросы.
- Проанализировать отзывы в онлайн-среде при помощи поисковых запросов и хештегов. Стоит оценить общую тональность отзывов — каких больше: негативных или позитивных.
Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:
- Количественные: соотношение количества регистраций и реальное количество участников мероприятия;
- уровень медиаохвата (количество публикаций до мероприятия, количество упоминаний после события, публикации по целевому хештегу в соцсетях, «лайки», «репосты», количество СМИ, пришедших на мероприятие);
- количество переходов на сайт;
- вовлечённость, голосования в режиме реального времени;
- количество повторных посещений;
- показатели обратной связи;
- ROI (показатель окупаемости ивент-проекта).
- Качественные: модальность публикаций в СМИ и отзывов в онлайн-среде (методом контент-анализа);
- эмоции, взгляд и перемещения во время проведения события (методом включённого наблюдения);
- впечатления, сформированный образ (методом опроса).
По итогам проведения события также нужно составить отчёты и оценить перспективы повторного проведения.
Тема 8. Мониторинг СМИ: принципы, инструменты, технологии (4 акад.часа)
План
1. Определение мониторинга СМИ
1.1. Цели мониторинга
1.2. Этапы мониторинга
2. Инструменты мониторинга
3. Технологии мониторинга
3.1. Создание отчётов и визуализация данных
4. Принятие решений и план действий
Литература
- Агратин Е. Г. Система комплексного анализа новостей // Информационные ресурсы России. — 2007. — №6(100). — С. 6.
- Амиров Р. С. Мониторинг СМИ как инструмент PR // Маркетинговые коммуникации. — 2007. - №2. — С. 98–102.
- Воскресенская Н. Г., Фирулина Е. Г. Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа: Учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. — 66 с..
- Вороной А. А., Манько П. М. Сравнительный анализ информационно-аналитических систем для обработки открытых источников информации // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2007. - №3 (69). — С. 194–205.
- Ефимова Н. В. Практикум по контент-анализу: учебно-методическое пособие. — Мн.: БГУ, 2015. — 135 с.
- Комаров В. Н., Рощин С. М. Мониторинг и системный анализ информации электронных СМИ для предприятий оборонно-промышленного комплекса России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. — 2019. — Т. 8. - №2(46). — С. 22–25.
- Исследования СМИ: методология, подходы, методы: учебно-методическое пособие / под ред. И. Фомичевой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. — 236 с.
1. Определение мониторинга СМИ.
Мониторинг СМИ - это отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике.
Отслеживание с определённой периодичностью информации по интересующей тематике, публикуемой в средствах массовой информации, осуществляется исходя из целей мониторинага.
1.1. Цели мониторинга.
К целям относятся анализ: сведений рекламных кампаний, активности конкурентов, изменений в информационном пространстве, творческих стратегий.
Цели мониторинга:
- Анализ сведений рекламных кампаний. Проводится подробная детализация размещённой информации, независимая проверка, уточняющая достоверность представляемых данных.
- Мониторинг активности конкурентов. Рассматривается динамика их рекламной активности, изучается, как распределяются затраты на носители и медиаканалы.
- Оценка изменений в информационном пространстве. Изучается распределение информации в СМИ, их тематика, динамика упоминаний PR-кампаний в средствах массовой информации, а также насколько позитивно, негативно или нейтрально отражены упоминания.
- Наблюдение и разбор творческих стратегий. Проводится наблюдение и последующий разбор информации, размещённой в прессе, изучаются целевые группы, в которых заинтересованы конкуренты, базы рекламных образцов, сроки выходов новых творческих проектов, построение конкурентами коммуникационных сообщений, изучение видеороликов, изображений, аудиозаписей.
1.2. Этапы мониторинга.
Этапы мониторинга СМИ:
- Определение СМИ. Определяется перечень средств массовой информации, в которых наиболее ярко, подробно и востребовано преподносится интересующий информационный контент. На этом этапе также определяется перечень тематических телевизионных каналов, радиопередач, периодических изданий, в том числе интернет-изданий, частота обновлений интернет и наружной рекламы.
- Сбор информации. Производится непосредственно сбор информации по заранее определённым критериям.
- Систематизация данных. Принцип систематизации зависит от задач мониторинга. Например, можно рассортировать упоминания по датам, выбрать издания, которые проявили заинтересованность и написали обстоятельные обзоры, отдельно выбрать негативные упоминания, чтобы разобраться с причинами их появления.
- Анализ собранной информации. Анализ завершается составлением отчёта и разработкой плана дальнейших действий. Сразу после анализа результатов есть смысл составить рекомендации для проведения следующей акции: что можно улучшить, на что обратить внимание.
Первый этап включает подготовительную работу по определению СМИ в интересующем сегменте, где наиболее полно отражается информация по избранной тематике. На втором этапе производится сбор информации по заранее определённым критериям. На третьем этапе проводится систематизация собранной информации по определённым признакам для последующего проведения анализа. На заключительном, четвёртом этапе проводится анализ заранее переработанной в ходе систематизации информации, составляются предложения для совершенствования осуществляемых мероприятий.
2. Инструменты мониторинга.
К ним относятся поисковые машины (Яндекс, Рамблер, Мэйл.Ру, Google, Yahoo и т. д.), сервисы упоминаний (Brand Analytics, IQBuzz, Babkee, Медиалогия, StarComment, ПрессИндекс, Крибум, Google Alert), системы мониторинга (SiteSputnik, Website-Watcher, Avalanche), RSS-агрегаторы (Feedly), парсеры сайтов (Datacol), базы СМИ («Медиалогия», Public.ru, Prex.ru, «СМИмонитор»).
Инструменты мониторинга:
- Поисковые машины (Яндекс, Рамблер, Мэйл.Ру, Google, Yahoo и т. д). Для сбора данных используется расширенный функционал или комбинации поисковых операторов.
- Сервисы упоминаний (Brand Analytics, IQBuzz, Babkee, Медиалогия, StarComment, ПрессИндекс, Крибум, Google Alert). Позволяют находить упоминания по ключевой фразе.
- Системы мониторинга (SiteSputnik, Website-Watcher, Avalanche). Осуществляют мониторинг веб-сайтов на предмет появления новой информации.
- RSS-агрегаторы (Feedly). Позволяют просматривать новые записи сразу с нескольких сайтов, сортировать и группировать их по датам, ресурсам, авторам и другим критериям.
- Базы СМИ («Медиалогия», Public.ru, Prex.ru, «СМИмонитор»). Включают инструменты для мониторинга и анализа СМИ и социальных медиа в режиме реального времени.
3. Технологии мониторинга.
К ним относятся аудио- и видеозапись, высокоскоростные текстовые сканеры и программное обеспечение для распознавания текста. Автоматизация процесса возможна за счёт внедрения методов интеллектуального анализа данных и машинного обучения.
Технологии мониторинга включают:
- Аудио- и видеозапись. С их помощью записывают радио- и телепередачи, социальные сети, веб-телевидение, собирают вырезки из печатных изданий и данные из онлайн-источников информации.
- Высокоскоростные текстовые сканеры и программное обеспечение для распознавания текста. Эти технологии помогают анализировать текстовые данные, например, отзывы клиентов, сообщения в социальных сетях или новостные статьи.
Автоматизация процесса мониторинга возможна за счёт внедрения методов интеллектуального анализа данных и машинного обучения. Они собирают и индексируют данные со всех типов сайтов онлайн-СМИ, что позволяет пользователю упрощённо искать конкретные сведения на этих сайтах, например, бренды, упоминания и мнения.
3.1. Создание отчётов и визуализация данных.
Графики, диаграммы, дашборды и другие форматы наглядно представляют результаты мониторинга и позволяют легче работать с данными.
Для создания отчётов и визуализации данных можно использовать различные инструменты, например:
- SAP Zoho Analytics. Сервис позволяет загружать, объединять и наглядно представлять сведения, а также собирать дашборды с помощью конструктора.
- Analytics Logi Composer. Программное обеспечение, в котором аналитики, используя графический интерфейс, могут создавать дашборды при помощи перетаскивания визуальных элементов или их замены в конструкторе.
- Google Студия данных. Бесплатный сервис визуализации данных, который позволяет быстро сводить, анализировать и визуализировать информацию в интерактивной панели управления.
- Google Data Studio. Бесплатный инструмент для визуализации и анализа данных, который позволяет собирать, объединять и представлять данные из различных источников в одном месте.
4. Принятие решений и плана действий.
Информация, полученная из мониторинга, используется для планирования стратегий. Бизнес может реагировать на негатив, улучшать продукты и услуги, определять новые возможности и решать выявленные проблемы.
Информация, полученная из мониторинга, используется для принятия решений и планирования действий в бизнесе. Вот некоторые способы:
- Репутационный менеджмент. Мониторинг выявляет положительные и отрицательные новости и упоминания, связанные с брендом или продуктом. Это позволяет принять меры для защиты репутации, разработать план действий по исправлению ситуации, связаться с недовольными клиентами и предложить решение.
- Получение обратной связи от потребителей. Мониторинг позволяет бизнесу получить обратную связь от потребителей о своих продуктах и услугах. Это помогает выявить проблемы, вовремя узнавать о новых трендах и потребностях рынка, адаптировать стратегии продаж и маркетинга.
- Улучшение продуктов и услуг. Просмотр комментариев в СМИ помогает бизнесу понять, какие стороны продукта или услуги не нравятся клиентам. С помощью этой информации можно улучшить качество продукции, добавить новые функции, внести изменения в работу.
- Идентификация трендов и понимание рынка. Мониторинг позволяет отслеживать актуальные темы и тренды в отрасли, а также изучать мнения потребителей. Это помогает компаниям адаптировать свою стратегию и продукты к требованиям рынка.
- Конкурентная разведка. Мониторинг позволяет бизнесу следить за действиями конкурентов, анализировать их стратегии, продукты, рекламные кампании и т. д.. Сравнение с конкурентами — источник вдохновения и новых идей.
Для более глубокого анализа и принятия решений можно обратиться к экспертам консалтинговых компаний.