Найти в Дзене
*Соцрежим

Зачем и почему в центре Варшавы появилась Сталинская высотка - подарок Польше от СССР

Дворец культуры и науки, величественный колосс из гранита и мрамора, навсегда изменил панораму центра Варшавы - площадь Парадов. Небоскрёб в сорок два этажа стал архитектурной доминантой города и достопримечательностью ПНР - Польской народной республики. Так называлась страна, будучи членом соцлагеря. Могучее творение советского архитектора Льва Руднева начали возводить в польской столице в 1952 году, закончили - в 1955 году. Его высота со шпилем - 237 метров. Его построили советские люди, было задействовано 3500 специалистов и рабочих. Оплату их труда, стоимость всех этапов строительства производили из казны СССР. Это был шикарный презент социалистической Польше от "старшего брата", который сам ещё не восстановился после Второй мировой войны. И его прозвали "подарком Сталина". В те времена он носил имя этого советского руководителя. Варшава получила гранитно-мраморный дворец площадью 123 000 квадратных метров только жилой площади, на которой разместились 3288 комнат, холлов, бальных
Оглавление

Дворец культуры и науки, величественный колосс из гранита и мрамора, навсегда изменил панораму центра Варшавы - площадь Парадов. Небоскрёб в сорок два этажа стал архитектурной доминантой города и достопримечательностью ПНР - Польской народной республики. Так называлась страна, будучи членом соцлагеря.

Строительство сталинской высотки в Варшаве

Могучее творение советского архитектора Льва Руднева начали возводить в польской столице в 1952 году, закончили - в 1955 году. Его высота со шпилем - 237 метров.

-2

Его построили советские люди, было задействовано 3500 специалистов и рабочих. Оплату их труда, стоимость всех этапов строительства производили из казны СССР.

  • Есть данные, что при возведении этого небоскрёба погибло шестнадцать рабочих из-за несчастных случаев на производстве.

Это был шикарный презент социалистической Польше от "старшего брата", который сам ещё не восстановился после Второй мировой войны. И его прозвали "подарком Сталина". В те времена он носил имя этого советского руководителя.

Варшава получила гранитно-мраморный дворец площадью 123 000 квадратных метров только жилой площади, на которой разместились 3288 комнат, холлов, бальных залов и камерных помещений. Их обслуживали 36 лифтов, которые развозили гостей и персонал на 42 этажа.

Внутри и снаружи здание украшено колоннами, рельефами, скульптурами.

Там есть смотровая площадка:

-3

Примерно в таком же виде гигантский дворец остался до сегодняшних дней. Для его жизнеобеспечения необходимо электроэнергии столько, сколько потребляет город с населением 30 000 человек.

Чтобы новый сотрудник изучил все помещения, коридоры и переходы здания, нужно более двух лет.

Главная достопримечательность ПНР

Этот варшавский дворец Руднева часто называют близнецом московского МГУ, сестрой всех сталинских высоток, среди которых гостиницы «Украина» и «Ленинградская», знаменитый жилой дома на Котельнической набережной. Нечто общее, действительно, есть в их облике.

Но польская версия рудневского небоскрёба имеет и свои характерные черты. Это признают и польские специалисты.

Например, архитектор Марек Квятковский считает, что Дворец культуры и науки более польский, чем русский. А он, между прочим, профессор истории архитектуры, а ещё - директор Королевского парка Лазенки в Варшаве.

"Его эклектичное сочетание классических колонн, статуй героев 20 века и рельефов отражает многие другие здания в Польше. Руднев путешествовал по Польше и посетил её здания эпохи возрождения до начала строительства, и он включил в них некоторые типично польские мотивы". М. Квятковский.

Небоскрёб в середине прошлого века был самым высоким в Европе. Но ниже МГУ. И обзор дворца входил во все туристические маршруты по Варшаве.

Проклятие капиталистической Польши

Со сменой политического режима в Польше изменилось отношение к советскому наследию в этой стране. Родилась шутка: самый счастливый человек в Варшаве - смотритель, который живет на верхнем этаже Дворца культуры, ведь он единственный, кто может выглянуть из своего окна и не увидеть сталинскую высотку.

Остальные столичные жители, действительно, отовсюду видят хотя бы шпиль этого здания-гиганта.

Некоторые вместе с водой норовят выплеснуть и ребёнка. Они заявляют, что у главы СССР Иосифа Сталина был дьявольский план - установить в центре польской столицы монстра, который подавляет всё в городе, дескать, это умышленный символ угнетения и подчинения польского народа Советам.

Другие желали только избавится от имён и других напоминаний о Ленине, Сталине.

Но не так давно величавый дворец официально признали памятником культуры, и надежды радикалов уничтожить здание остались только в их мечтах.

К тому же, такое предприятие обошлось бы астрономически дорого польскому бюджету, ведь дворец построен на совесть.

Помните, куплет из фильма "Москва слезам не верит":

Чтоб построить новый дом

Динамита грянул гром!

Не взорвался старый дом -

Рухнул новый за углом!

Судьба высотки в наши дни

Здравомыслящие поляки различают политику и культуру. Например, краевед Ярослав Зелинский чётко высказал своё отношение к сталинской высотке в Варшаве.

Здание уникально не только своей архитектурой, но и техническим оборудованием, отделкой, мебелью. Внесение его в реестр памятников поможет сохранить стремительно исчезающие элементы интерьеров в стиле ар-деко, напоминающие о первых небоскрёбах Нью-Йорка или Чикаго, которые все были модернизированы и растеряли большую часть исторического содержания. А нам удалось это сохранить. Я. Зелинский.

И он неспроста сравнивает Дворец культуры и науки с высотками Нью-Йорка и Чикаго – изначально стиль сталинских высоток сопоставляли с Эмпайр-стейт-билдинг, Вулворт-билдингом, зданием муниципалитета на Манхэттене.

-4

Сейчас в роскошном дворце работают несколько театров, кинокомплексы, вузы, галереи, музеи, библиотеки, рестораны. Что приносит польской столице весомый доход.

-5

Интересный факт

-6

Зал конгрессов - самое внушительное помещение варшавской высотки, он рассчитан на три тысячи мест. Ранее там проходили съезды партии. Туристы, побывавшие в варшавском Дворце культуры и науки несколько лет назад, рассказали, что у зала есть тайна.

-7

Под сценой расположены несколько рядов кресел. В былые времена это были самые почётные места для партийных лидеров. Которые сидели, конечно, не под сценой. Специальный механизм поднимал эти ряды кресел на уровень сцены.

Так рассказывают варшавские старожилы. Возможно, это городской миф.