Найти в Дзене
Четыре Семерки

Nightwish. Yesterwynde. Битва со временем

Невезуча все таки Флор Янсен. Обладая действительно хорошими вокальными данными и сильным голосом так и не получить в свое распоряжение хоть сколько-нибудь хитовые мелодии от маэстро Туомаса Холопайнена в течении едва ли не десяти лет своего пребывания в Nightwish. Это, безусловно, как-то обидно даже. Во времена Тарьи Турунен классные мелодии лились из главного композитора группы словно из рога изобилия, да и Анетт Ользон кое-что перепало. Но как только в коллективе появилась Флор - ручей иссяк и все тут. В самом деле - перечислять хиты и запоминающиеся вещи с первых альбомов Nightwish не составит особого труда - одна к одной, но если речь об альбомах позднего периода, то вспомнить что-либо выделяющееся довольно сложно. От прослушивания есть ощущение, словно просеиваешь слабо обогащенную породу...песок, песок, иной раз и камушек попадется, а иногда и что-то красивое-блестящее все-таки окажется в руках. Но увы - не так часто как хотелось бы. Новый альбом Nightwish должен был прервать

Невезуча все таки Флор Янсен. Обладая действительно хорошими вокальными данными и сильным голосом так и не получить в свое распоряжение хоть сколько-нибудь хитовые мелодии от маэстро Туомаса Холопайнена в течении едва ли не десяти лет своего пребывания в Nightwish. Это, безусловно, как-то обидно даже. Во времена Тарьи Турунен классные мелодии лились из главного композитора группы словно из рога изобилия, да и Анетт Ользон кое-что перепало. Но как только в коллективе появилась Флор - ручей иссяк и все тут.

В самом деле - перечислять хиты и запоминающиеся вещи с первых альбомов Nightwish не составит особого труда - одна к одной, но если речь об альбомах позднего периода, то вспомнить что-либо выделяющееся довольно сложно. От прослушивания есть ощущение, словно просеиваешь слабо обогащенную породу...песок, песок, иной раз и камушек попадется, а иногда и что-то красивое-блестящее все-таки окажется в руках. Но увы - не так часто как хотелось бы.

 Nightwish / Yesterwynde
Nightwish / Yesterwynde

Новый альбом Nightwish должен был прервать печальную тенденцию помпезных, но невыразительных релизов, которая оформилась после двух предыдущих альбомов группы вполне отчетливо. Тем более, что создание Yesterwynde в очередной раз потребовало внушительного времени - добрые четыре года. За это время можно было бы попробовать найти что-то новое в музыке, отсеять слабые вещи и как следует отшлифовать то, что действительно этого заслуживает.

Вступительная Yesterwynde вроде бы оправдывает лучшие ожидания - после размеренного, атмосферного, но немного невнятного вступления начинается действительно красивая тема( примерно с 1:25) с голосом Флор Янсен. Впечатляет. Но очень быстро заканчивается трек - общий хронометраж 2:43. Итого - целая минута хорошей музыки.

Не менее оптимистично начинается и An Ocean Of Strange Islands - воплощенная красота. К сожалению далее нас ожидает монотонная скоростная долбежка с ничем не примечательной мелодией в куплетах. К счастью переход к припеву и сама мелодия припева куда более удачны - звучит словно прорыв на свободу, куда-то к небесам. В песне безусловно есть хорошие фрагменты, но расстраивает обилие вторичных и типовых мест. В заключительной медленной части обыгрывается мелодия припева - лучшее, что тут есть. В целом - скорее хорошо, чем плохо, но заезженные годами клише местами портят впечатление.

Увы, но следующая The Antikythera Mechanism практически полностью из этих заезженных клише и состоит...и начинается скука. Серая вокальная мелодия, невразумительные гитарные риффы, давно привычные гармонии, типовая оркестровка - не за что "уху зацепиться"! Попытки оживить микс с помощью электроники дело не спасают.

Более радикально обновить саунд группа пытается на The Day Of... с помощью ухода в нечто, напоминающее синт-поп с элементами симфонической музыки. Возможно, пару десятилетий назад это и слушалось бы если не революционно, то достаточно современно. Но в 2024 году сам по себе такой эксперимент никого не удивит. Мелодии вторичны, из категории "где-то слышал", а чего-то еще интересного Nightwish тут предложить не смогли.

Пространное вступление к Perfume Of The Timeless может быть обещает что-то другое? Да нет, все те же мелодии по следам собственного творчества прошлых лет, но намного менее удачные. Вообще стал ловить себя на мысли, что наиболее приятно слушать "тихие" и медленные фрагменты музыки, в них больше красоты и смысла. Там где "оркестр" дополняет группа слишком много однообразия, давно избитых приемов и предсказуемости.

Довольно типична мелодия и у баллады Sway, тем не менее эта песня - один из хороших моментов на пластинке. Меланхоличное и раздумчивое настроение и голос Флор - не такой холодный как обычно, все это идет в плюс. По крайней мере не терроризируют однообразным скучным power-metal, а то ведь к этому времени уже начинает ощущаться некая усталость от прослушивания.

The Children Of 'Ata. Та же беда - начинают за здравие, радуя красивым вступлением, неплохой мелодией и аранжировкой, но дальше вступает группа и все возвращается на круги своя....довольно скучные круги, стоит заметить.

Музыка Nightwish стремится казаться сложной, пафосной и напыщенной, но в основе своей она довольно проста и принципиально не отличается от того, что они записывали на заре своей карьеры. Если отвлечься от псевдо симфонических аранжировок, всех этих дудок и волынок, то в базе окажутся все те же мощные, но примитивные паттерны, из которых собирается основная часть музыки. Все эти квадраты, акцентированные триоли, поданные с оглушительной мощью( та-да-дам! та-да-дам! та-да-дам!!!) так и кочуют из альбома в альбом, разве что со временем маэстро Холопайнен все более умело маскирует их обилием клавишных и псевдо-симфонизма. В ранних альбомах, если разобраться - все то же самое, разве что вместо пышной симфоники и дудок музыканты старались справиться своими силами, не будучи очень сильными инструменталистами все таки выжимая максимум, на пике своих возможностей. И да - там был полный порядок с отличными вокальными мелодиями, да и голос Турунен была настоящим украшением музыки группы.

Слушать Nightwish на их последних альбомах довольно скучно, как раз потому, что в плане музыки они уже давно ничего нового не предлагают, более того - даже их лучшие ранние работы звучали в плане аранжировки и композиции довольно наивно. Но при этом в музыке тех лет ощущалась искренность и неподдельное желание выдать свой максимум как музыкантов. Подумать только - когда-то Эмпу играл неплохие гитарные соло и выдавал иногда достаточно интересные риффы. Которые вполне полезно было бы разучить начинающему гитаристу. Юкка Невалайнен был интересен как барабанщик, в его игре чувствовалась индивидуальность, этакий "вечный двигатель", который постоянно в работе. Марко Хиетала пусть нравился далеко не всем как второй вокалист, но его голос был узнаваем. А как звучит группа сейчас? Можно дать характеристику всего одним словом - безлико.

 Когда - то на альбомах Nightwish встречались вполне интересные гитарные партии.
Когда - то на альбомах Nightwish встречались вполне интересные гитарные партии.

Но продолжим прослушивание...

Тем более, что Something Whispered Follow Me ритмически более интересна, да и штатный гитарист наконец-то выдал что-то, хоть чуть более цепляющее, чем однообразный грув. Чередование гитарных мелодий и парящего голоса Флор на фоне прерывистого ритма и атмосферной аранжировки слушаются неплохо. Песня не выдающаяся, но приятная на слух.

Вступление к Spider Silk куда интереснее самой песни. К середине трека он успевает набить оскомину. В самом деле - как им самим не надоело? Все это, возможно, неплохо слушается, когда только знакомишься с группами подобного стиля, но в сотый раз одни и те же клише и приемы вызывают только скуку и отторжение. Грамотных ремесленников слышно, но где хоть что-то от Художника? Концовка, правда, снова возвращает в приятную нирвану - красиво! Пока что не могу отделаться от ощущения, что лучшее на альбоме - это редкие баллады и красивые романтичные вступления.

Hiraeth только подтверждает это наблюдение. Теплая и душевная музыка, я даже расстроен был когда началась быстрая часть - можно было обойтись и без нее. От этого песня только выиграла бы.

Мелодия The Weave напоминает мелодии с ранних альбомов Тарьи Турунен, музыка же предсказуемо скучна и не блещет оригинальностью. К концу альбома слушать эти однообразные ритмические рисунки надоедает.

Но у нас еще заключительный трек...

Слава богам, Lanternlight сделана в спокойной, даже в чем-то камерной манере. Отстраненный голос и задумчивое фортепиано создают в воображении картинки - от хмурых смурных облаков к моментам просветления, где музыка постепенно набирает силу. Голос Троя Донокли, который часто критикуют за невыразительность для такой атмосферы как раз подходит. Музыка хорошая, но не слишком увлекательная. Далеко не все дослушают до конца. Но мне понравилось.

 Nightwish 2024
Nightwish 2024

Что в сухом остатке? Музыкальное полотно напоминает зебру - мелодичные моменты воспринимаются положительно, слишком типовой и клишированный пауэр - металл заставляет морщиться. Критический дефицит хороших мелодий, но в целом альбом не безнадежен - они есть тут, но - фрагментарно. Про качественные гитарные риффы забудьте - тут нет даже намека на них. Ритм-секция и гитарист всего только создают энергетический фундамент для симфонического звучания на которое делает ставку Туомас Холопайнен как главный композитор группы. Но плохо то, что и в этом компоненте предостаточно абсолютно типовых и проходных мест. В некоторых рецензиях и комментариях этот альбом относят к жанру прогрессив...но мне кажется, что настоящие монстры прогрессива не оставят от этого релиза Nightwish камня на камне. Как по интересности самой музыки так и по исполнительскому мастерству. Хотя некоторые удачные моменты, которые можно отнести к жанру прогрессива на этом диске безусловно есть.

Нехватка хороших мелодий фиксируется в творчестве Туомаса довольно давно, и пока не видно чтобы маэстро удалось радикально преодолеть этот кризис. Опять же - многие комментаторы ссылаются на возраст и усталость . Все таки Nightwish на сцене довольно давно. Но посмотрите на таких музыкантов как Ион Андерсен и Стив Хэккет. Они намного старше Туомаса. И какие работы выдали в том же 2024 году! Да, это немного другие жанры музыки, мягко говоря, но я ведь не об этом! Послушайте один только альбом Хэккета The Circus And The Nightwhale - вот где фейрверк отличных Риффов и гитарных Соло, и по настоящему классных Мелодий.

Значит дело не обязательно в возрасте.

А что касается Nightwish, то пока можно констатировать, что группа находится на плато. И это плато отнюдь не после выхода на очередную вершину. К сожалению. Пока что красота концепций плохо трансформируется в качество самой музыки. Стабильно, добротно...но не захватывает, не цепляет как раньше. Возможно что это начало конца проекта, но кто знает - может быть Туомаса еще посетит истинное вдохновение.

И да, конечно же, везучесть Флор Янсен тут совершенно не при чем.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!