Найти в Дзене
Андрей Зиминцев

Ихтиофауна рек Беларуси (рыбы Беларуси)

На сегодняшнее время на территории Беларуси насчитывается около 65 видов рыб, относящихся к 19 семействам. Около 18 из этих видов являются инвазивными. Наиболее часто они встречаются в реках и водотоках Гомельской и Брестской областей. Важнейшее промысловое значение для страны имеют такие виды рыб, как карп, толстолобик, лещ, щука, плотва, окунь. Ловят также судака, сазана, карася, густеру, уклейку. В уловах рыболовов-любителей часто встречаются линь, подуст, белоглазка, голавль, сом, налим. В Красную книгу Республики Беларусь включены 9 видов рыб: стерлядь, атлантический лосось, кумжа, ручьевая форель, европейский хариус, европейская корюшка, гольян озёрный, обыкновенный усач, рыбец. За последние сто лет исчезли из белорусских рек такие виды рыб, как русский осётр, белуга, вырезуб, атлантический осётр и некоторые другие.

Золотой карась
Золотой карась

Во второй половине 2010-х годов в белорусской столице — Минске — часто проводились открытые бесплатные или почти бесплатные лекции на научную, нередко природно-экологическую тематику, в том числе так называемые «зоочетверги» — лекции о населяющих Беларусь и не только диких животных. Рассказывали как-то, например, о волках Чернобыля (вернее, ПЗАП — белорусской половины Зоны отчуждения), о пчёлах и о том, выживет ли человечество без них, о птицах Байкала (о белорусских птицах тоже немало рассказывали). Тема очередной открытой лекции была следующей: «Ихтиофауна рек Беларуси». «Рыбы Беларуси», если проще.

Обычно лекции такие посещали студенты ВУЗов, связанных с биологической тематикой, преподаватели этих же ВУЗов, другие учёные в области биологии, школьники, подумывающие связать свою жизнь с изучением природы, и, в общем-то, прочие интересующиеся природоведческой тематикой граждане от мам с маленькими детьми до пенсионеров. Лекция об ихтиофауне рек Беларуси, как и многие другие, проходила в одном из читальных залов одной из библиотек Национальной Академии наук Беларуси. Небольшое помещение, насчитывающее от силы полсотни офисных стульев. Но зрителей на лекцию пришло и того меньше: хорошо если половина мест была занята; свободными оставались как минимум полтора ряда.

Щука
Щука

Вот идёт немолодой седоватый худощавый мужчина с усиками — кажется, это лектор-ихтиолог. Неторопливо направившись к подключённому к видеопроектору ноутбуку, он принялся загружать туда презентацию лекции с флешки, проверять качество картинки и т. д. — готовился вот-вот приступить к чтению лекции. Вот заходит в зал неопрятно одетая с волчьими глазами чуть полноватая баба лет за шестьдесят, с блокнотом в руке. Любопытно, зачем ей этот блокнот? Неужели будет конспектировать лекцию про рыбу? Но, посидев немного на переднем, не полностью занятом ряду, она куда-то незаметно удалилась. Вот заходит в помещение группа молодых людей — видимо, студенты. Подтягиваются люди чуть постарше, вот мужчина лет за тридцать, полная блондинка с маленькой дочкой, скромная брюнетка с сыном лет четырнадцати, ещё несколько мужчин. Вот заходит низенькая, щуплая женщина лет пятидесяти с измождённым, усталым лицом, ведёт под руку сына Никиту — парня лет около двадцати, высокого и толстого, явно имеющего какие-то проблемы с психикой. Видно, Никита нигде не работает, всё своё время проводит дома, и мать, пытаясь хоть как-то разнообразить его времяпрепровождение, в очередной раз решила сводить его на общеобразовательную лекцию. Никита уселся на место старухи, его мать устроилась рядом с ним. Парень с интересом разглядывал титульный лист уже загруженной на проектор презентации, с нетерпением ожидая начала лекции, которое было заявлено уже через несколько минут. Но тут ему неожиданно захотелось в туалет. Благо, по малой нужде — к началу должен успеть.

Кошачий окунь
Кошачий окунь

Пока Никита делал свои дела, нежданно-негаданно вернулась злобная баба с волчьими глазами. Недолго думая, уселась на своё прежнее место, которое за время её отсутствия выбрал для себя Никита. Мать парня не возражала — свободных мест в зале было полно. Ихтиолог настраивал аппаратуру, вот-вот готовясь приступить к повествованию. До начала лекции остаётся чуть больше минуты, вот и отлучившийся по малой нужде Никита подоспел. Но на присмотренном им месте вальяжно расселась обрюзглая баба. «Это моё место!!!» — с остервенением закричал парень. Но баба продолжала сидеть как вкопанная. «Это моё место!!!» — продолжал орать Никита, пытаясь столкнуть наглую старуху со стула. «Сынок, но здесь же полно свободных мест! Садись куда хочешь!» — пыталась угомонить сына мать, лицо которой сделалось ещё более усталым и измождённым. Но Никита не унимался. Продолжая кричать, он отчаянно пытался выбить стул из-под пятой точки пожилой женщины. Но та будто бы приросла к нему. Взбесившегося парня окружили другие посетители лекции. «Да пересядьте Вы! Не видите — больной человек???» — пытались они вразумить настырную бабу. Но та твёрдо решила идти на принцип и во что бы то ни стало не покидала насиженное место. Никита продолжал бушевать. Очередной рывок — и с десяток стульев вокруг него опрокинулись навзничь. На мгновение, прежде чем тот упал, и баба подскочила со своего стула. Никита стрелой ринулся к нему, надеясь успеть усесться, но доля секунды — и место вновь было занято упрямой бабенцией. «Люди!!! Вызовите милицию!!! Вызовите милицию!!!» — ревел Никита, продолжая рушить стулья вокруг себя. В происходящее вмешался мужчина лет тридцати в чёрном свитере. Молниеносно подскочив к бьющемуся в истерике парню, он, будто боксёр, заехал Никите в лицо, а потом ещё и ещё. Парень стал махать рукам в ответ, но не удержался и повалился с ног, ударившись спиной об один из лежащих стульев. Неугомонный мужик нагнулся и схватил Никиту за грудки, видимо, планируя продолжить избиение. «Остановитесь, остановитесь!!!» — закричала девушка в зелёной кофте и схватилась за свитер мужчины сзади, надеясь оттянуть его от Никиты. К ней присоединились ещё несколько человек. «Давайте без расправы, давайте милицию вызовем!» — произнёс один из мужчин, сидевших в «неповреждённой» части зала. «Милицию!!! Милицию!!! Давайте милицию!!! Дайте сюда телефон!!!» — подхватил его слова Никита, кажется, не понимая, что милицию-то собираются вызвать на него.

Судак
Судак

Кинувшегося в драку мужчину удалось оттащить. У Никиты был разбит нос. Парень, продолжая замахиваться на обидчика, поднялся, но собравшаяся между ними толпа людей не дала драке продолжиться. Он не переставая кричал на бабу-самодурку, угрожал вызвать милицию. Узнав, что наряд вот-вот приедет, чуть успокоился. Минут через пять в читальный зал прибыли двое сотрудников милиции — с дубинками, в бронешлемах, но тогда ещё без масок — до ковидной эпохи было далеко. Никита тут же принялся излагать им свою версию событий, обвиняя во всех бедах бабу-пень, вросшую в выбранное им место. К беседе присоединилась и мать, видимо, сообщив милиционерам точный Никитин диагноз. Другие посетители лекции, допрошенные в качестве свидетелей, сообщили, что основной оппонент Никиты — та самая женщина — активно провоцировала его на вспышку агрессии. Так или иначе, оперативники поняли, что парень явно не в себе, и вызвали скорую (вероятно, бригаду). Врачи ждали на выходе из библиотеки, куда Никиту вели оперативники. Его низенькая, щуплая мать, кажется, постаревшая лет на десять, шла за ними, напоследок окинув библиотеку потускневшим взглядом. Сходили, называется, кругозор расширить, про рыбу послушать. Мать не плакала, но по выражению её лица всё было ясно. Видимо, подобные эксцессы случались в этой семье отнюдь не впервые.

Лещ
Лещ

А потом началась лекция. Ихтиолог оказался весьма неплохим рассказчиком, и повествование его было очень занимательным. Рассказывал об исчезнувших с территории Беларуси рыбах, и о вновь прибывших. Хотя последних в несколько раз больше, это, как правило, ротаны, бычки и прочая малоинтересная для рыбаков мелюзга, заходящая в бассейн Днепра из его низовий, ареал их расширяется вследствие глобального потепления. Исчезнувшие же — настоящие гиганты: осетры, белуги, в плачевном состоянии находится стерлядь. А всё почему? Ихтиолог объяснил это так: «Плывёт по реке бревно. Но наши же люди — не из тех, кто может спокойно это наблюдать. Им же надо по этому бревну веслом врезать или, скажем, выстрелить...». Не забыл он и о плотинах ГЭС, окончательно преградивших проходным рыбам путь к их родовым нерестилищам. Затронул и проблемы обмеления рек по всей территории страны, вспоминая, как лет за 10-15 до описываемых событий приезжал он с коллегами на одну речку, довольно полноводную — вброд не перейти. Вернувшись туда ближе ко времени проведения лекции, на месте речки он увидел грунтовую дорогу. Много чего интересного ещё поведал ихтиолог на той лекции, но большинству присутствующих запомнилась она отнюдь не его рассказом. Никите и его матери было в это время уже отнюдь не до рыбы. А настырная баба до конца лекции так и не покинула своё заветное место и то и дело делала в своём блокноте какие-то записи. Что она записывала, про что??? Явно ведь не про рыбу...

#рыба #фаунабелоруссии #фаунабеларуси #рыбалка #рыбалкавбеларуси #рыбалкавбелоруссии #природа #ихтиология