Найти в Дзене
С книгой в обнимку

Николай Лесков "Зверь"

Прослушала этот святочный рассказ и удивилась, как до сих пор он прошел мимо меня, не встречался в сборниках. События рассказа мы видим глазами пятилетнего мальчика, который остается на Рождество в доме своего дяди, богатого помещика. Несмотря на то, что в семье есть близкие по возрасту дети, гостить в этом доме мальчику не по душе из-за дяди - жестокого, злого, неумолимого человека. Сам то дядя считает эти качества своими достоинствами, по своему подобию растит сыновей и родственного мальчика тоже пытался сделать настоящим мужиком, заперев на балконе в грозу, чтобы тот переборол страх. Дядя любитель охоты на медведей и в поместье томятся за решеткой медвежата, к которым приставлен слуга Ферапонт. Одна из его обязанностей - отобрать самого умного и и смирного, которому будет дозволено свободно гулять по поместью. Но ровно до тех пор, пока зверь не начнет "шалить" - задерет какую-нибудь живность или нападет на человека. Тогда его сажают в яму, а потом травят собаками. Живым не у

Прослушала этот святочный рассказ и удивилась, как до сих пор он прошел мимо меня, не встречался в сборниках.

События рассказа мы видим глазами пятилетнего мальчика, который остается на Рождество в доме своего дяди, богатого помещика.

Несмотря на то, что в семье есть близкие по возрасту дети, гостить в этом доме мальчику не по душе из-за дяди - жестокого, злого, неумолимого человека.

Сам то дядя считает эти качества своими достоинствами, по своему подобию растит сыновей и родственного мальчика тоже пытался сделать настоящим мужиком, заперев на балконе в грозу, чтобы тот переборол страх.

Дядя любитель охоты на медведей и в поместье томятся за решеткой медвежата, к которым приставлен слуга Ферапонт. Одна из его обязанностей - отобрать самого умного и и смирного, которому будет дозволено свободно гулять по поместью. Но ровно до тех пор, пока зверь не начнет "шалить" - задерет какую-нибудь живность или нападет на человека.

Тогда его сажают в яму, а потом травят собаками. Живым не уходит никто.

Как раз перед Рождеством к казни приговорили медведя Сганареля, который продержался дольше всех - 5 лет никого не трогал. В лучших дядиных традициях принять самое активное участие в травле должен Ферапонт - слуга, сроднившийся с медведем как с лучшим другом.

Но что-то пойдет не так, ведь это святочный рассказ!

Конечно, трудно поверить, что в жестоком человеке, для которого ничьи чувства до сих пор ничего не значили, в один день происходит душевный переворот. А дядя с тех пор становится другим человеком.

Но ведь это преображение настигает его не в обычный день, а в Рождество, и молитвами сразу нескольких человек, детей и взрослых:

Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга «во имя Христово»… И думается мне, что слово его в тот час было убедительно… Все мы понимали, к чему оно клонит, все его слушали с особенным чувством, как бы моляся, чтобы это слово достигло до цели, и у многих из нас на ресницах дрожали хорошие слезы…

А кто здесь зверь и какой двоякий смысл в эпиграфе и в прозвище Ферапонта, вы поймете, когда прочтете рассказ.

Читать рассказ

Слушать аудио в исполнении Ильи Демьянова

Какой у вас любимый рассказ Лескова?