Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Как развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста искренне удивляется всему новому, неизвестному. Познавательный интерес пробуждается у дошкольника от общения с окружающим миром. Он стремится познать этот удивительный мир всеми доступными способами. Вопросы и высказывания ребенка являются свидетельством его интереса к окружающему миру. Благодаря вопросам дети начинают осознавать свое место в нем и стремятся узнать то, что пока им не совсем понятно. Вопросы детей всегда полны любопытства и стремления к познанию окружающего мира. Можно выделить несколько причин, по которым дети задают вопросы: Ребенок дошкольного возраста старается вписать «новое» в уже сформированную систему знаний, подобрать для него подходящее определение. Проблемы возникают, когда между опытом, полученным ребенком в прошлом, и тем, что он наблюдает и узнает, появляется несоответствие. Дошкольник задает вопросы, чтобы проверить свои умозаключения. Это вопросы-гипотезы. Существует несколько типичных видов вопросов, которые задают дети. Уже

Ребенок дошкольного возраста искренне удивляется всему новому, неизвестному. Познавательный интерес пробуждается у дошкольника от общения с окружающим миром. Он стремится познать этот удивительный мир всеми доступными способами.

Вопросы и высказывания ребенка являются свидетельством его интереса к окружающему миру. Благодаря вопросам дети начинают осознавать свое место в нем и стремятся узнать то, что пока им не совсем понятно. Вопросы детей всегда полны любопытства и стремления к познанию окружающего мира. Можно выделить несколько причин, по которым дети задают вопросы:

Ребенок дошкольного возраста старается вписать «новое» в уже сформированную систему знаний, подобрать для него подходящее определение.

Проблемы возникают, когда между опытом, полученным ребенком в прошлом, и тем, что он наблюдает и узнает, появляется несоответствие.

Дошкольник задает вопросы, чтобы проверить свои умозаключения. Это вопросы-гипотезы.

Существует несколько типичных видов вопросов, которые задают дети. Уже в возрасте трех лет у детей начинают появляться многочисленные вопросы, которые можно отнести к первому типу — вопросы, направленные на выделение и определение объекта («Кто это?», «Что это?»). К возрасту четырех-пяти лет у детей появляются вопросы второго типа — уточняющие, связанные с выявлением различных характеристик и свойств предметов, определением временных и пространственных параметров («Девочки обожают играть с куклами?», «А сосулька сладкая?»). В дополнение к этим вопросам появляются вопросы третьего типа — причинные. Они связаны с пониманием отношений между объектами, выявлением причин, закономерностей и сути явлений («Почему корова ест зеленую траву, а молоко у нее белого цвета?», «Для чего нужно делать прививки?»).

В старшем дошкольном возрасте дети все чаще задают вопросы, которые можно назвать вопросами-гипотезами. Эти вопросы выражают предположения и собственные теории, которые дети выдвигают о том, как устроены явления и объекты окружающего мира. («Курица клюет кота, потому что он хотел съесть цыплят», «Если кошке отрезать усы, то она не найдет дорогу домой?»). Следовательно, характер вопросов, которые задает ребенок дошкольного возраста, позволяет судить о том, насколько он понимает поставленную задачу и насколько развиты его познавательные способности.

Одним из ключевых факторов, способствующих развитию умения задавать вопросы, является позиция взрослого. Именно он учит ребенка видеть и формулировать проблемы, ставить вопросы и отражать результаты своего познания. Поэтому очень важно, как взрослый человек реагирует на спонтанные вопросы ребенка. Взрослый должен дать ребенку возможность самостоятельно искать ответы на вопросы. Это поможет ему научиться думать, рассуждать и искать решения.

Такой подход позволит развить у ребенка самостоятельность и критическое мышление.

В то же время он должен постоянно побуждать детей «спрашивать». Взрослый должен создавать ситуации, которые стимулировали бы интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы.

Необходимо давать детям четкие и понятные ответы на все их вопросы. К тому же, следует поощрять их за любознательность и стремление к знаниям. Однако наиболее предпочтительным является подход, при котором взрослый, с терпением и пониманием относясь к незнанию ребенка, стимулирует его к самостоятельному поиску ответов на вопросы в словарях, справочниках, книгах и детских энциклопедиях.

Важно помнить, что взрослые должны не только учить ребенка задавать вопросы, но и помогать ему формулировать их так, чтобы ребенок мог найти на них ответ и проявить свои мыслительные способности.

Детское экспериментирование открывает множество возможностей для ответов на вопросы «почему». Такого рода детская деятельность позволит старшему дошкольнику сделать свои «открытия», побыть в роли «исследователя». Чтобы достичь этого, взрослый может создать вместе с ребенком «домашнюю лабораторию», где они смогут совершать «маленькие открытия» в процессе совместной деятельности.

В повседневной жизни родители могут проводить с детьми несложные опыты, которые помогут им лучше понять окружающий мир.

Выращивание кристаллов

Этот эксперимент займет несколько дней. Вам потребуется приготовить перенасыщенный раствор соли, в котором при добавлении новой порции соль уже не растворяется. Затем осторожно опустите в раствор проволочку с небольшой петлей на конце. Через некоторое время на проволочке начнут образовываться кристаллы.

Тесная бутылка

Попробуйте надуть воздушный шарик, поместив его в бутылку. Для этого возьмите шарик за край и протолкните его внутрь бутылки. Затем растяните отверстие шарика по горлышку бутылки. Шарик немного раздувается, но не сильно, потому что воздух, находящийся в бутылке, препятствует его полному надуванию.

Вулкан

Слепите из пластилина конус с отверстием наверху, как будто вулкан. Поставьте его на тарелке с содой, а в отверстие лейте уксус. Совсем скоро пена начнет выплескиваться из вулкана.

Острый слух

Объясните малышу, что благодаря своим острым ушкам лиса способна услышать даже самые тихие звуки, которые издают мелкие зверьки в траве. Сверните из картона рупор и приложите к ушам ребенка. Пусть кто-нибудь подойдет к ребенку сзади и начнет издавать очень тихие звуки. Пусть ребенок почувствует разницу между тем, как он слышит звуки собственными ушами, и тем, как он их воспринимает через картонные рупоры.

Фантазии

Изготовьте картонную трубку примерно 30 см. в длину. Попросите ребенка приложить трубку к правому глазу. Затем пусть он поднимет левую руку и поднесет ее к левому глазу ладонью к себе. При этом ребенок должен смотреть правым глазом в трубку, не закрывая левый глаз. Ребенок увидит, что в его ладони как будто есть дырка. Объясните ему, что его глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что он видит через трубку. Однако мозг ребенка пытается совместить эти два изображения, поэтому возникает иллюзия.

Опыты с желатином

Подготовьте раствор: в четверть стакана прохладной воды добавьте 10 г желатина в порошке и дайте ему хорошо набухнуть. Затем нагрейте воду до 50 градусов на водяной бане и убедитесь, что желатин полностью растворился. Полученный раствор аккуратно вылейте тонким слоем на полиэтиленовую пленку и оставьте высыхать на воздухе. Из тонкого желатинового листка можно вырезать силуэт рыбы. Положите рыбку на фильтровальную бумагу и подышите на нее. От вашего дыхания желатин увлажнится с одной стороны, увеличится в объеме, и рыбка начнет изгибаться.

Этот студень можно украсить ледяным узором. Для его приготовления возьмите желатин в два-три раза меньше, чем обычно, и приготовьте раствор, как указано выше. Пока раствор еще теплый, вылейте его на кусок стекла и сразу же поставьте в морозильную камеру. Вода начнет кристаллизоваться, как на окнах зимой. Через трое суток достаньте застывший раствор и дайте желатину оттаять. На нем останется изображение ледяных кристаллов.

Наш нос

В блендере измельчите по отдельности яблоко, вареную картошку и морковь. Разложите получившуюся массу по трем стаканам. Завяжите ребенку глаза и попросите зажать нос. Затем предложите ему попробовать три разных пюре, которые вы приготовили. Пусть он отгадает, что это за продукты. Ребенок может с трудом угадать или вообще не сможет определить, что это за пюре.

Объясните, как нос помогает нам чувствовать вкус. Когда нос не функционирует, все продукты кажутся нам безвкусными и однообразными. Мы, конечно, можем отличить сладкое от соленого, кислое от горького, но определить вкус приготовленного блюда становится сложно. Поэтому во время насморка, когда нос заложен, еда не приносит нам удовольствия.

Закат солнца

Возьмите емкость из прозрачного материала, залейте ее водой и влейте чуть-чуть молока. Если включить фонарик и направить его свет сверху вниз, то он заметит, что вода приобрела голубоватый оттенок.

Пускай ребенок направит фонарик на стенку банки и понаблюдает за светом, проходящим через воду. Он заметит, что вода стала розовой, а та ее часть, через которую падает свет фонарика, приобрела оранжево-желтый оттенок. Это похоже на закат солнца.

Видимый звук

Возьмите емкость, накройте ее пленкой, зафиксируйте ее резинкой и натяните, как барабан. На эту поверхность насыпьте немного соли. Поднесите к емкости другую емкость (они не должны соприкасаться между собой) и пару раз ударьте по емкости ложкой. Ребенок заметит, что крупицы соли начнут подпрыгивать.

Объясните, что из-за удара ложкой происходят колебания, они и заставляют колебаться окружающий воздух и порождают звуковые волны. Эти волны, сталкиваясь с миской, вызывают ее колебания, из-за чего соль подпрыгивает.