Найти в Дзене
Автоподбор CarHunter

Как понять, что термостат системы охлаждения двигателя вышел из строя? Главные признаки неисправности

Термостат в системе охлаждения двигателя — это не самый заметный, но крайне важный элемент автомобиля. Часто его неисправности водители могут не заметить сразу. Да и не всегда сразу можно понять, что с ним что-то не так. Но вот только последствия могут быть весьма серьезными. Я хочу поделиться своим опытом и рассказать, как понять, что термостат системы охлаждения выходит из строя, а также как диагностировать и решить проблему, не угробив при этом двигатель. Самая большая беда с термостатом — это то, что его неисправность может долго не проявляться ярко. Ведь даже если он работает не совсем корректно, но еще не совсем сломался, машина может ездить, и на первый взгляд ничего плохого не происходит. Так и возникает ситуация, когда водитель продолжает эксплуатировать авто, не замечая, что проблема есть. Но в какой-то момент, если с термостатом не разобраться, можно получить такие последствия, что ремонт будет стоить немало. Главный признак неисправности термостата — это изменения в темпер

Термостат в системе охлаждения двигателя — это не самый заметный, но крайне важный элемент автомобиля. Часто его неисправности водители могут не заметить сразу. Да и не всегда сразу можно понять, что с ним что-то не так. Но вот только последствия могут быть весьма серьезными. Я хочу поделиться своим опытом и рассказать, как понять, что термостат системы охлаждения выходит из строя, а также как диагностировать и решить проблему, не угробив при этом двигатель.

Термостат системы охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099
Термостат системы охлаждения двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099

Самая большая беда с термостатом — это то, что его неисправность может долго не проявляться ярко. Ведь даже если он работает не совсем корректно, но еще не совсем сломался, машина может ездить, и на первый взгляд ничего плохого не происходит. Так и возникает ситуация, когда водитель продолжает эксплуатировать авто, не замечая, что проблема есть. Но в какой-то момент, если с термостатом не разобраться, можно получить такие последствия, что ремонт будет стоить немало.

Главный признак неисправности термостата — это изменения в температурном режиме работы двигателя. Я сам на собственном опыте убедился, как важно вовремя заметить проблемы с термостатом, чтобы избежать более серьезных поломок.

Термосиловой клапан термостата
Термосиловой клапан термостата

Первое, на что стоит обратить внимание, — это как долго прогревается двигатель. Если раньше двигатель прогревался за 5-10 минут в теплую погоду и до 15-20 минут в холодную, а сейчас время прогрева заметно увеличилось, это уже тревожный сигнал. Причина в том, что термостат не закрывает клапан полностью, и охлаждающая жидкость продолжает циркулировать по большому кругу, не давая двигателю нормально прогреться.

В таких случаях двигатель не достигает своей рабочей температуры, а антифриз сливается в радиатор и другие элементы охлаждения, что не позволяет машине нормально функционировать.

Другой признак неисправности — это когда двигатель вообще не прогревается, особенно в зимний период. Температура охлаждающей жидкости не поднимается выше 50°C, и это значит, что термостат, возможно, не открывается вообще.

Если это происходит, двигатель теряет мощность, расходует больше топлива, а эффективность системы отопления под капотом падает. В такой ситуации вы скорее всего заметите, что печка плохо греет, и машина не едет так, как раньше. Да и двигатель не работает как положено, потому что не достигает своей рабочей температуры.

-3

Если вдруг начали замечать, что стрелка температуры на приборной панели резко подскакивает в красную зону, а вентилятор радиатора не включается, и при этом сам радиатор остается холодным — это явный признак перегрева. Это чаще всего происходит из-за того, что термостат не открывает клапан вовремя, и охлаждающая жидкость не циркулирует в радиаторе, не давая двигателю охлаждаться.

Из-за этого антифриз в расширительном бачке закипает, жидкость может менять цвет на ржавый, а если ничего не делать, то двигатель рискует получить серьезные повреждения — от деформации головки блока до повреждения прокладки.

Еще одна проблема, которую я сам наблюдал, — это когда стрелка температуры на панели скачет. То есть она то уходит в красную зону, то возвращается к нормальному значению, а потом опять может подниматься. Это может означать, что термостат работает неравномерно, и охлаждающая жидкость в системе циркулирует не так, как нужно.

Что можно сделать, чтобы проверить, все ли в порядке с термостатом? Для начала стоит понаблюдать за его нагревом при прогреве двигателя. Обычно верхняя часть термостата должна становиться горячей постепенно, а нижняя — оставаться холодной.

После этого температура нижней части начинает подниматься, когда основной клапан открывается. Если температура термостата одинакова по всему его корпусу, или если верхняя часть нагревается, но нижняя не меняет температуры, это может указывать на неисправность. В этом случае стоит задуматься о замене термостата.

-4

Иногда для устранения проблемы можно воспользоваться временными мерами. Например, если термостат подвисает, можно аккуратно постучать по нему молотком. Это может помочь клапану "освободиться" и вернуться в рабочее положение. Однако такие методы — это лишь временная мера, и рано или поздно придется заменить сам термостат.

Если уж серьезно, то замена термостата — это единственный правильный способ устранить неисправность. Не стоит откладывать замену на потом. Все эти проблемы, пусть и кажущиеся незначительными, могут в итоге привести к тому, что придется делать капитальный ремонт двигателя. Я как-то сам затянул с заменой, и, поверьте, это было не лучшим решением.

В общем, термостат — это не тот элемент, который можно игнорировать. Если заметили что-то странное с температурой двигателя или с его работой, лучше сразу же провести диагностику.