Найти в Дзене

Перформанс: история, виды и современное значение

Made in Estonia Maraton: фестиваль перформансов, Таллин
Made in Estonia Maraton: фестиваль перформансов, Таллин

Перформанс – один из самых интригующих и провокационных жанров современного искусства, который разрушает границы между зрителем и творцом, превращая искусство в живой диалог. В этой статье подробно рассмотрим историю перформанса, его виды, выдающиеся примеры, современное состояние и критику жанра.

История перформанса: от ритуалов до современного искусства

Перформанс как вид искусства имеет глубокие корни. Его истоки можно найти в древних ритуалах, театральных традициях и народных обрядах. Однако как самостоятельный жанр он оформился в начале XX века, став инструментом авангардистов.

Одним из первых примеров перформанса считается деятельность итальянских футуристов и дадаистов. Например, в 1916 году в Цюрихе художники, объединенные вокруг кабаре «Вольтер», устраивали экспрессивные представления, которые сочетали поэзию, музыку и театральные элементы.

Выступление дадаистов в кабаре "Вольтер"
Выступление дадаистов в кабаре "Вольтер"

В середине XX века перформанс стал важным направлением художественного авангарда. Такие художники, как Джозеф Бойс, Йоко Оно, Аллан Капроу и Марина Абрамович, начали использовать перформанс для исследования тем, связанных с телесностью, временем, политикой и границами искусства.

Понятие перформанса

Перформанс – это жанр искусства, в котором главным инструментом художника становится его тело, а процесс создания искусства происходит в реальном времени перед зрителями.

В отличие от традиционных форм искусства, перформанс не создает материальных объектов (хотя иногда используются видео- и фотодокументации). Он ориентирован на опыт, эмоции и взаимодействие с публикой.

Мультифейс "Экспериментариум": серия театрально-поэтических перформансов
Мультифейс "Экспериментариум": серия театрально-поэтических перформансов

Ключевыми характеристиками перформанса являются:

Эфемерность – событие существует только в момент его исполнения.

Взаимодействие – зритель часто становится участником процесса.

Индивидуальность – каждый перформанс уникален и отражает личные идеи художника.

Виды перформанса

Перформанс как жанр крайне разнообразен. Его можно классифицировать по форме, целям и средствам выражения.

  1. Телесный перформанс – акцент на физические действия и телесные границы. Пример: работы Марина Абрамович, исследующие боль и выносливость.
  2. Политический перформанс – направлен на социальную или политическую критику. Пример: 1 февраля 1995 года московский художник-акционист Борис Бренер появился на Красной площади в боксерских трусах и перчатках, разминался перед боем и кричал: «Ельцин, выходи!»
  3. Интерактивный перформанс – зрители становятся активными участниками. Пример: перформанс Йоко Оно «Отрежь кусочек», где зрители разрезали одежду художницы.
  4. Театрализованный перформанс – ближе к театру, но без сценария. Пример: работы Роберта Уилсона.
  5. Медиа-перформанс – использует технологии, проекции и цифровые медиа.

Примеры выдающихся перформансов и перформеров

1. Марина Абрамович – “Ритм 0” (1974)

Один из самых известных перформансов. Абрамович предложила зрителям 72 предмета – от цветов до ножа и пистолета – чтобы они могли делать с ней всё, что захотят. Этот эксперимент показал, как легко люди могут переходить границы жестокости.

Ритм "0"
Ритм "0"

2. Джозеф Бойс – “Как объяснить картины мертвому зайцу” (1965)

Бойс, покрытый золотой краской и медом, объяснял свои работы мёртвому зайцу. Этот перформанс символизировал идею искусства как сложного и порой непостижимого языка.

Как объяснить картины мертвому зайцу
Как объяснить картины мертвому зайцу

3. Крис Бёрден – “Пуля” (1971)

Художник позволил другу выстрелить себе в руку. Этот перформанс стал воплощением исследования боли и самопожертвования в искусстве.

Пуля
Пуля

4. Ай Вэйвэй – “Семена подсолнуха” (2010)

Ай Вэйвэй создал инсталляцию из миллионов фарфоровых “семян”, раскрашенных вручную, а зрители могли свободно взаимодействовать с работой, превращая статичное искусство в живой процесс.

Семена подсолнуха
Семена подсолнуха

Перформанс сегодня: что считать перформансом?

Современный перформанс изменился под влиянием цифровых технологий и социальных медиа. Теперь искусство перформанса выходит за пределы галерей и улиц, занимая место в онлайн-пространстве.

Сегодня перформансом может стать практически всё, что вызывает у зрителя сильные эмоции или заставляет задуматься. Например, публичные акции Грета Тунберг, привлекающие внимание к проблемам климата, можно рассматривать как социальный перформанс.

С другой стороны, многие художники используют перформанс для исследования новых границ между искусством, технологией и зрителем. Одним из ярких примеров является работа группы teamLab, которая создает интерактивные цифровые пространства.

ВДНХ, Зеленый театр, 1.08.24. Танцевальная лаборатория Егора Дружинина
ВДНХ, Зеленый театр, 1.08.24. Танцевальная лаборатория Егора Дружинина

Критика перформанса

Несмотря на популярность, перформанс остаётся спорным жанром.

  1. “Это не искусство”. Многие критики указывают, что перформанс слишком эфемерен и субъективен, чтобы считаться полноценным искусством.
  2. Радикальность. Некоторые перформансы, например, с использованием боли или шокирующих действий, воспринимаются как провокация ради провокации.
  3. Доступность. Из-за сложности восприятия перформанс часто считают “искусством для избранных”.

Однако сторонники жанра утверждают, что именно в его неоднозначности и заключается его сила. Перформанс разрушает привычные представления о том, каким должно быть искусство, и открывает новые горизонты для самовыражения.

Заключение

Перформанс – это не просто жанр искусства, это способ переосмысления мира. От первых экспериментов футуристов до современных цифровых перформансов – он всегда оставался средством для исследования общества, человека и искусства.

Этот жанр привлекает своей живостью и честностью, позволяя каждому зрителю стать частью творческого процесса. Перформанс – это искусство, которое живёт здесь и сейчас, приглашая нас переживать и осмыслять мир через опыт, а не через предмет.

Список литературы

  1. Голдберг Р. Искусство перформанса: От футуризма до наших дней. – М.: Ad Marginem, 2017.
  2. Абрамович М. В присутствии художника. – М.: КоЛибри, 2019.
  3. Гройс Б. Искусство утопии: перформанс и политика. – СПб.: Новое Литературное Обозрение, 2014.
  4. Понтони К. Телесность в искусстве XX века. – Лондон: Thames & Hudson, 2009.
  5. Аустерлиц Л. Перформанс в цифровую эпоху: Новые границы искусства. – Нью-Йорк: Routledge, 2020.
  6. Дюран А. Радикальное искусство: Политика и провокация в перформансе. – Париж: Éditions du Centre Pompidou, 2018.
  7. Фишер Л. Искусство и технологии: перформанс в XXI веке. – Берлин: Sternberg Press, 2021.
  8. МоМА. Performance Art: 50 Years of Innovation. – Нью-Йорк: Museum of Modern Art, 2015.
  9. Вейбл П. Перформанс и современное общество: От ритуала к цифровому миру. – Вена: Springer, 2016.
  10. Хопкинс Д. Искусство авангарда: Дада, футуризм и рождение перформанса. – Лондон: Tate Publishing, 2013.

Эти источники помогут глубже погрузиться в тему перформанса, его историю и современное развитие.