Перформанс – один из самых интригующих и провокационных жанров современного искусства, который разрушает границы между зрителем и творцом, превращая искусство в живой диалог. В этой статье подробно рассмотрим историю перформанса, его виды, выдающиеся примеры, современное состояние и критику жанра.
История перформанса: от ритуалов до современного искусства
Перформанс как вид искусства имеет глубокие корни. Его истоки можно найти в древних ритуалах, театральных традициях и народных обрядах. Однако как самостоятельный жанр он оформился в начале XX века, став инструментом авангардистов.
Одним из первых примеров перформанса считается деятельность итальянских футуристов и дадаистов. Например, в 1916 году в Цюрихе художники, объединенные вокруг кабаре «Вольтер», устраивали экспрессивные представления, которые сочетали поэзию, музыку и театральные элементы.
В середине XX века перформанс стал важным направлением художественного авангарда. Такие художники, как Джозеф Бойс, Йоко Оно, Аллан Капроу и Марина Абрамович, начали использовать перформанс для исследования тем, связанных с телесностью, временем, политикой и границами искусства.
Понятие перформанса
Перформанс – это жанр искусства, в котором главным инструментом художника становится его тело, а процесс создания искусства происходит в реальном времени перед зрителями.
В отличие от традиционных форм искусства, перформанс не создает материальных объектов (хотя иногда используются видео- и фотодокументации). Он ориентирован на опыт, эмоции и взаимодействие с публикой.
Ключевыми характеристиками перформанса являются:
• Эфемерность – событие существует только в момент его исполнения.
• Взаимодействие – зритель часто становится участником процесса.
• Индивидуальность – каждый перформанс уникален и отражает личные идеи художника.
Виды перформанса
Перформанс как жанр крайне разнообразен. Его можно классифицировать по форме, целям и средствам выражения.
- Телесный перформанс – акцент на физические действия и телесные границы. Пример: работы Марина Абрамович, исследующие боль и выносливость.
- Политический перформанс – направлен на социальную или политическую критику. Пример: 1 февраля 1995 года московский художник-акционист Борис Бренер появился на Красной площади в боксерских трусах и перчатках, разминался перед боем и кричал: «Ельцин, выходи!»
- Интерактивный перформанс – зрители становятся активными участниками. Пример: перформанс Йоко Оно «Отрежь кусочек», где зрители разрезали одежду художницы.
- Театрализованный перформанс – ближе к театру, но без сценария. Пример: работы Роберта Уилсона.
- Медиа-перформанс – использует технологии, проекции и цифровые медиа.
Примеры выдающихся перформансов и перформеров
1. Марина Абрамович – “Ритм 0” (1974)
Один из самых известных перформансов. Абрамович предложила зрителям 72 предмета – от цветов до ножа и пистолета – чтобы они могли делать с ней всё, что захотят. Этот эксперимент показал, как легко люди могут переходить границы жестокости.
2. Джозеф Бойс – “Как объяснить картины мертвому зайцу” (1965)
Бойс, покрытый золотой краской и медом, объяснял свои работы мёртвому зайцу. Этот перформанс символизировал идею искусства как сложного и порой непостижимого языка.
3. Крис Бёрден – “Пуля” (1971)
Художник позволил другу выстрелить себе в руку. Этот перформанс стал воплощением исследования боли и самопожертвования в искусстве.
4. Ай Вэйвэй – “Семена подсолнуха” (2010)
Ай Вэйвэй создал инсталляцию из миллионов фарфоровых “семян”, раскрашенных вручную, а зрители могли свободно взаимодействовать с работой, превращая статичное искусство в живой процесс.
Перформанс сегодня: что считать перформансом?
Современный перформанс изменился под влиянием цифровых технологий и социальных медиа. Теперь искусство перформанса выходит за пределы галерей и улиц, занимая место в онлайн-пространстве.
Сегодня перформансом может стать практически всё, что вызывает у зрителя сильные эмоции или заставляет задуматься. Например, публичные акции Грета Тунберг, привлекающие внимание к проблемам климата, можно рассматривать как социальный перформанс.
С другой стороны, многие художники используют перформанс для исследования новых границ между искусством, технологией и зрителем. Одним из ярких примеров является работа группы teamLab, которая создает интерактивные цифровые пространства.
Критика перформанса
Несмотря на популярность, перформанс остаётся спорным жанром.
- “Это не искусство”. Многие критики указывают, что перформанс слишком эфемерен и субъективен, чтобы считаться полноценным искусством.
- Радикальность. Некоторые перформансы, например, с использованием боли или шокирующих действий, воспринимаются как провокация ради провокации.
- Доступность. Из-за сложности восприятия перформанс часто считают “искусством для избранных”.
Однако сторонники жанра утверждают, что именно в его неоднозначности и заключается его сила. Перформанс разрушает привычные представления о том, каким должно быть искусство, и открывает новые горизонты для самовыражения.
Заключение
Перформанс – это не просто жанр искусства, это способ переосмысления мира. От первых экспериментов футуристов до современных цифровых перформансов – он всегда оставался средством для исследования общества, человека и искусства.
Этот жанр привлекает своей живостью и честностью, позволяя каждому зрителю стать частью творческого процесса. Перформанс – это искусство, которое живёт здесь и сейчас, приглашая нас переживать и осмыслять мир через опыт, а не через предмет.
Список литературы
- Голдберг Р. Искусство перформанса: От футуризма до наших дней. – М.: Ad Marginem, 2017.
- Абрамович М. В присутствии художника. – М.: КоЛибри, 2019.
- Гройс Б. Искусство утопии: перформанс и политика. – СПб.: Новое Литературное Обозрение, 2014.
- Понтони К. Телесность в искусстве XX века. – Лондон: Thames & Hudson, 2009.
- Аустерлиц Л. Перформанс в цифровую эпоху: Новые границы искусства. – Нью-Йорк: Routledge, 2020.
- Дюран А. Радикальное искусство: Политика и провокация в перформансе. – Париж: Éditions du Centre Pompidou, 2018.
- Фишер Л. Искусство и технологии: перформанс в XXI веке. – Берлин: Sternberg Press, 2021.
- МоМА. Performance Art: 50 Years of Innovation. – Нью-Йорк: Museum of Modern Art, 2015.
- Вейбл П. Перформанс и современное общество: От ритуала к цифровому миру. – Вена: Springer, 2016.
- Хопкинс Д. Искусство авангарда: Дада, футуризм и рождение перформанса. – Лондон: Tate Publishing, 2013.
Эти источники помогут глубже погрузиться в тему перформанса, его историю и современное развитие.