Бульмастиф — одна из немногих пород собак, изначально выведенная как служебная. Вторая такая — доберман. В XVIII веке в некоторых регионах Англии английского мастифа и английского бульдога скрещивали для получения охранный собак. К началу XX века эта помесь широко использовалась в качестве помощника в борьбе с браконьерством. В результате бульмастиф стал известен как «ночная собака егеря». Было выбрано соотношение - 60% мастиф и 40% бульдог.
Чтобы понять что представляли из себя эти собаки, как их готовили, привожу свой перевод письма Фрэнка Таунсенд Бартона к мистеру У. Бертону из питомника Thorneywood, опубликованного в 1905 году:
Польза для егеря от отлично выдрессированной и надежной ночной собаки равносильна двум или трем дополнительным помощникам. И действительно, я лично слышал, как старые браконьеры отмечали, что скорее столкнутся с дюжиной мужчин, чем с половиной от этого числа, но в сопровождении хотя бы одной из этих собак, если вообще окажут сопротивление при угрозе ее применения. В таком случае удивительно одно: почему ночные собаки не используются егерями в опасных местах чаще. Боюсь, что животные получили дурную славу вследствие манеры, в которой их работой злоупотребили небрежные смотрители. Нельзя надеяться, что достаточно просто вырастить ночную собаку, затем надеть намордник, и она будет смело нападать на кого укажут. Собаку должны дрессировать ее обязанностям, как ретривера учат приносить дичь, или он никогда не окажется надежным спутником, когда браконьеры окажутся рядом. С раннего возраста, сразу после покупки щенка, например, с пяти месяцев, он должен быть приучен носить намордник, и незнакомым людям должно быть запрещено баловать и ласкать его; наоборот, они могут всячески дразнить его, если это не причиняет ему боль. Из всех намордников я предпочитаю те, которые имеют часть из твердой кожи под челюстью и ремни с застежками вокруг шеи и носа. Таким образом, ими можно удобно управлять. Когда собаке уже десять месяцев и она привыкла к ношению намордника, отправляем ее в какое-нибудь тихое место, где будет находиться «прекрасный незнакомец», о котором мы позаботились заранее. Этот человек должен иметь сумку, привязанную и обернутую вокруг одной руки, и перчатку на другой, и должен прятаться в назначенной точке; когда собака и ее владелец окажутся в пределах приблизительно ста ярдов или около того, незнакомец должен появиться из укрытия и выбежать через участок. Собака сразу должна быть выпущена и поощрена напасть на человека. Ее проводник бежит всё это время с ней. После того как собака достигнет своей добычи, обязанность последней ударить ее сумкой, потянуть за хвост и бок, и всячески дразнить. Не позволяй этому продолжаться слишком долго без перерыва, поскольку собака в наморднике быстро изматывается. Проводник должен достигнуть места как можно быстрее, немного поощрить собаку, и затем забрать ее и ослабить намордник; после небольшого отдыха ей можно разрешить другой такой же забег.
Когда собака начинает проявлять азарт во время борьбы, человеку, снабженному тонкой тростью, поручается нанести ей несильный удар или два. Но на данном этапе с большой осторожностью нужно следить за его эффектом. Некоторые собаки, хоть и азартны, но осторожны и чувствительны, и удар палкой может вызвать колебания, а не страх получить удар, тем самым давая ей неверное впечатление. Если собака в таком случае отказывается от борьбы, следует на время отказаться от использования палки, а затем постепенно ввести ее еще раз; при правильном воспитании собака вскоре начнет от этого приходить в ярость. Я знал щенков из одного помета, которые сильно различались в развитии мужества, один держал любое количество ударов уже в год, тогда как другие были готовы только шесть месяцев спустя.
С таким примером я столкнулся некоторое время назад. У смотрителя был щенок от меня, и через полтора года он сообщил, что собака оказалась плохой. Я удивился и спросил, насколько полно он оценил его. «Да!» — сказал он. «Я заставил одного из ночных смотрителей бежать через парк, а затем пустил на него собаку. Собака выполнила всё правильно, но при ударе палкой вернулась ко мне, и я застрелил его». Этот человек знал, что я оставил одного из помета себе, и поинтересовался, как прогрессировал щенок. Я организовал встречу у меня в гостях, чтобы посмотреть на работу собаки, и он был удивлен тем, что увидел. Потом я объяснил, что животное требует профессиональной подготовки, но мой друг не соглашался и утверждал, что обучение не должно быть необходимым.
Ни в коем случае собака не должна подготавливаться и проверяться на привязи, иначе в результате она не будет гоняться за человеком. Вместо этого, он будет идти на браконьера только с близкого расстояния, а затем продолжать оглядываться на владельца. Следует учить собаку полагаться на себя. Некоторые егеря используют свою собаку на веревке, религиозно удерживая ее конец. Но я никогда не мог понять причину, если только не удерживать животных для защиты собственной шкуры. Если это так, собака не выполняет свой надлежащий долг.
Ночная собака более ценна для поимки человека, чем для схватки с ним, но все же она должна быть обучена бою, потому что эта любовь к драке впоследствии побуждает ее к преследованию. Для собаки, конечно, полезно, когда происходит грубая борьба, но вдвойне полезнее долгое активное преследование браконьеров, ибо если собака прыгает на человека, она обязана сбить свою жертву на землю. Кроме того, если собака отказывается преследовать человека, это может иметь очень плохие последствия в случае банды, которая свободно закидает камнями смотрителей, в то время как решительное животное — желанный помощник. Шанс ударить собаку камнем, когда она достигает своих противников, 10 к 1. Как только она окажется на близком расстоянии, камни не могут быть в нее брошены из-за опасения попасть ими друг в друга. И пока животное будет занято среди банды, ее члены будут заняты ею, а не забрасыванием камнями смотрителей, которые теперь должны спешить бороться.
Вернемся назад. Предположим, что собака идет на человека, когда ее выпускают, и не показывает страха перед палкой. Теперь она должна быть обучена продолжать нападение, а не совершать бросок или два, а затем уходить от драки, давая своему врагу возможность бежать. Чтобы этого достичь, владелец собаки должен быть как можно ближе к ней и как можно активнее поощрять ее продолжать бой. Как будет видно, что собака задыхается, сразу же забрать ее. Потому что, если ей позволено будет устать, существует вероятность того, что собака остановится, и, когда «противник» сделает то же самое, вернется к своему проводнику, расценив это как конец драки. Как только она приобретает эту очень прискорбную привычку, нужно некоторое терпение, чтобы ее исправить. Это золотое правило — никогда не истощать молодых собак. Потом, когда повзрослеет, он будет готов к бою в течение всего дня и ночи.
Прогрессируя до сих пор, следующее, чему собака должна быть обучена, это поиску человека, прячущегося в канаве или на дереве. Откровенно говоря, это довольно трудная задача, и не каждая ночная собака становится пригодной к ее особенностям. Попросите человека затаиться в кювете на противоположной стороне поля. Делайте всё возможное, чтобы дать собаке уловить запах, и в девяти случаях из десяти вы заметите, что собака смотрит, как будто ищет кого-то. Теперь двинемся к скрытому человеку, поощряя идущее вперед животное. Как окажетесь рядом с канавой, собака будет усиленно искать источник запаха, и в этот момент спрятавшийся человек должен сделать небольшое движение с целью привлечения внимания животного. Это действие должно быть повторено до тех пор, пока он не будет обнаружен. И если собака будет научена таким образом пользоваться носом, она быстро становится искусной в поиске скрывающихся браконьеров.
Но это не значит, что человек может расслабиться, и если собака поставлена на след, она приведет его куда надо. Некоторые бульмастифы могут стать достаточно хороши по следу, но последние испытания доказали, что даже ищейки должны овладеть хорошей подготовкой, прежде чем они будут безошибочно разыскивать человека в этих условиях.
Другая важная вещь, которой должна быть обучена ночная собака, состоит в том, чтобы сразу переключаться со сбитого человека на другого в момент, когда смотрители прибыли на место и приложили к нему руки. Предположим, что отряд смотрителей случайно встретил полдюжины браконьеров, которые быстро пускаются наутек при виде того, что противостоящая сторона сопоставима с ними; вероятно, браконьеры возьмут хороший старт и почти несомненно убегут, если собака не компетентна выполнять свою роль. Если же пес будет способным, то быстро пустится в погоню и, плотно преследуя, вскоре настигнет одного; затем он должен быть забран и направлен работать аналогично по следующему. И так далее, пока все не будут арестованы.
Чтобы научить этому собаку, два человека, оба вооруженные палками, должны убегать одновременно. Проинструктируйте обоих держаться вместе, и когда они будут на хорошем ходу, пустите собаку и проследуйте за ней, как было предписано прежде. Когда животное будет рядом, люди должны будут разделиться. Собака должна быть сосредоточена на одном и тотчас атакой сбить его на землю. Направьте ее за вторым, который должен удаляться в хорошем темпе, пока его напарник совершенно неподвижен. Во-первых, собаке будет ясно видно, что он не двигается и пес его победил. Но упорно продолжайте заниматься с собакой, пока она действительно не возобновит преследование следующего без колебаний. Вы преуспеете в этом лучше, если второму человеку не разрешат убегать слишком далеко, и еще желательно махнуть палкой или иначе попытаться привлечь внимание и спровоцировать нападение. Когда собака поймет то, что от нее требуется, увеличьте расстояние между первым и вторым человеком или позвольте каждому бежать в противоположном направлении. Очень важно, чтобы собаку приучили уважать друзей, то есть нападать только на тех, на кого она натравлена, и только тогда, когда её к этому побуждают. Если она не научится этому, то, скорее всего, нападёт на одного из наблюдателей, который случайно пошевелится или привлечёт её внимание другим образом.
Когда собака была достаточно испытана, что является боевой во всех отношениях, человеку, на котором она тренировалась, должно быть позволено сесть рядом и попытаться подружиться со своим четвероногим оппонентом. Не все собаки это позволят, но большинство в основном успокоятся и будут вести себя тихо, когда ясно поймут, что ожидается такое поведение. Очень необходимо, чтобы собака научилась понимать, что когда сражение закончено и ее часть работы выполнена должным образом, она должна быть тихой. Иначе это было бы, по меньшей мере, неудобно, если бы смотритель всё время пытался отдирать собаку от захваченного браконьера, который может воспользоваться усталостью обоих, смотрителя и собаки, чтобы сбежать.
Ночную собаку никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя опробовать на человеке, который может в будущем сопровождать ее без присмотра. Если так будет, собака почти несомненно пойдет на него, когда будет спущена на браконьера. Было несколько таких случаев, и в некоторых из них собака была опробована на этом смотрителе, когда была еще щенком. Это доказывает, что они долго помнят личности противника.
Есть одна вещь, которую собака должна освоить в дополнение к урокам, упомянутым ранее, после чего ее можно будет считать прекрасной ночной собакой. Лежа с отрядом смотрителей, ей нельзя разрешать приобретать привычку сворачиваться и засыпать, как жирная свинья. Ее нужно научить прислушиваться к появлению браконьеров, поскольку естественно, что она должна обнаружить их подход по звукам и запаху задолго до того, как их появление будет замечено людьми. Некоторые собаки делают это естественно и только нуждаются в поощрении и опытных смотрителях. Если молодая собака проявляет тенденцию к засыпанию, тогда примите меры, чтобы человек пришел на место, когда животное уже будет спокойно. Этот человек должен двигаться настолько осторожно, насколько он может, подойти прямо к собаке и иметь хороший грубый раунд с ним. Повторите это с промежутками, и собака скоро примется за внимательное наблюдение, ожидая, что каждый звук сулит появление противника.
Никогда не разрешайте ночной собаке преследовать дичь или кроликов; если ей разрешать это делать, то движения, производимые ими, будут завладевать ее вниманием, и смотрители никогда не будут уверены, навостряет ли он уши при шелесте кролика в сухих листьях или при подходе браконьеров; будучи выпущенным для преследования или боя, он, вероятно, направит свое внимание на менее благородную дичь.
Существуют разные мнения по поводу того, какого веса должна достигать ночная собака, но небольшая собака, независимо от того, насколько бы упорна она ни была, не может быть настолько эффективной, как та, которая обладает такими качествами, как большой размер, смелость и активность. Представьте, что собака всего 23 или 27 кг весом, которая должна будет прыгнуть на человека, не сможет сбить его с ног. Умный браконьер будет ждать возможности, чтобы поймать животное на руки и бросить его через соседнюю стену или забор, т.к. знает, что собака не сможет перепрыгнуть обратно. Ночная собака не должна быть менее 36 кг и даже лучше, если она будет весить 45 кг, сочетая силу и активность. Она должна уметь с легкостью запрыгивать на ворота и приземляться в хорошем темпе. Тигровый окрас является предпочтительным, так как его хуже видно ночью, чем рыжий, палевый или даже черный.
Когда превосходная собака была куплена или обучена, все меры должны быть приняты для того, чтобы животное использовалось правильно. Он должен пускаться на человека только когда это абсолютно необходимо, и к тому же в надежном наморднике. Если схватка становится отчаянной и борьба развивается с риском для жизни, смотрители могут снять намордник на свое усмотрение. Если намордник будет снят, атакуемый человек, безусловно, будет поранен таким образом, что это потом будет легко идентифицировать. Спускать ночную собаку на парней, собирающих грибы, ежевику и т.д., является в высочайшей степени бессмысленной глупостью, так как парни могут быть ранены или сильно напуганы. Помните, лучше не пускать собаку совсем, если человек может быть захвачен без ее помощи, и она должна быть в наморднике, за исключением крайних случаев. Если браконьер, которому порвали одежду или покусали просто потому, что он убегал, представ перед судьями, может вызвать жалость, хотя он искренне заслуживает осуждения. Кроме того, может поступить гражданский иск о возмещении ущерба.
Только из-за пренебрежения этими правилами так много господ возражают против использования ночных собак в своих поместьях. Но если животное такого рода рассматривается в надлежащем свете и его использованием не злоупотребляют, его простое присутствие будет делать больше для предотвращения браконьерства, чем задействование полудюжины дополнительных рук.
Фрэнк Таунсенд Бартон, магистр Королевского ветеринарного общества, 1905 г.