Друзья, после Нового года я упомянул о планах создать новую рубрику. Уж больно много внимания, да и поводов/новостей здесь связано с так называемым АПК сектором. В сущности это то, что касается каждого из нас. Все мы так или иначе потребляем продукты и для каждого важен этот вопрос. С точки зрения стоимости продукта и/или его состава, происхождения. А многие и связаны с этой индустрией.
Я не только рассказываю о новостях из мира агропрома (в том числе специализированных мероприятий), но и периодически делюсь фотографиями некоторых блюд, которые мы готовим дома или в путешествии. (для своего ВК придумал даже термин "сам себе ресторан"). Откуда я периодически привожу свежие идеи на гастрономическую тему.
Да и вообще, наша страна в этом смысле уникальна. Давая разнообразие вкусов и продуктов в их основе. Что позволяет взглянуть на тему Агропрома под призмой путешествий и географии.
Но кроме "личного холодильника" эта тема касается и общей экономической стабильности государства. Через которую общество часто стараются раскачивать. В том числе и опираясь на наш непростой опыт в данном вопросе (очереди, карточки, дефицит и поставки продовольствия из других стран с одной стороны; копеечные цены на некоторые базовые продукты с другой).
И здесь уже не всё так просто и однозначно. Например, тема экспорта в целом и той же "рыбной продукции" часто вызывает острую, резкую и не всегда адекватную реакцию. Но агроэкспорт - это одна из форм нашей мягкой силы, с помощью которой мы потихонечку подсаживаем мир на свои (в том числе традиционные) продукты и бренды.
Что сказывается и на развитие внутреннего производства. Тем более, со стороны правительства и руководства есть чётка установка: выводить на экспорт больше продукции глубокой переработки и с более высокой добавленной стоимостью.
Если, скажем, выпечку на внешние рынки поставлять по понятным причинам нет смысла, то везти вместо зерна муку - вполне!
Вот в этой общей парадигме и будет развиваться это новое для блога направление. Сочетающее в себе, как новости агропрома, так и некоторые личные советы по применению тех или иных продуктов и их происхождения (с особым акцентом на рыбов и гриль, конечно; но далеко не только они). Проще говоря: приготовление блюд из них.
Ну а сам формат этой новой рубрики совмещает, как видеоверсию, так и текстовую. Для тех кому читать больше нравится, чем смотреть. При этом это не будут дублирующие друг друга, а в общем, разные по содержанию, но общие по сути сюжеты.
Так называемое "интро" или говоря языком телевизионщиков "пилот" кто-то из вас уже видел. Если нет:
Что до новостей, то начало года традиционно не так изобилует событиями и в основном они связаны с внешними рынками. Однако некоторые из них служат сигналом для рынка внутреннего.
Если вы в Москве, и если вам интересна тема АПК с точки зрения профессии (если не для вас, то для детей) в Тимирязев-центре с 3 по 19 января (время ещё есть) работает интерактивная площадка для всей семьи – Город профессий АПК «Я в АГРО».
На площадке можно узнать практически всё об основах этого мира и тех, кто в нём занят.
Экспорт российского детского питания вырос за минувший год на 15%. Исход западных производителей совпал с тем периодом, когда для нашей семьи вопрос наличия этой продукции был актуален. И, признаюсь, было волнительно какой-то время. Ведь казалось "всё импортное и ничего своего нет", а на фоне роста курса рубля... В общем, ничего страшного не произошло, а теперь и на внешние рынки российская продукция поставляется.
Праздничное настроение теперь не только в Новый год. На винодельческом форуме, где я принимал участие, был отмечен рост потребления игристого вина (шампанского) в России. Напиток традиционно новогодний и свадебный набирает популярность и в "повседневной жизни". (или поводов отметить важное событие стало больше?) На 26% вырос объём производства игристого. К слову, процесс этот более сложный и технологичный. Отчасти это связано и с замещением иностранной продукции. А сейчас происходит процесс создания российского оборудования для производства напитка. Который, к слову, вполне может занять нишу и на внешних рынках. И это уж точно не та история, когда производство в целях оптимизации можно перенести.
События 2022-2023 годов (так называемая "зерновая сделка") упрочили позиции России, как одного из главных поставщиков зерна на внешние рынки. В частности пшеницы. С тех пор в абсолютных значениях мы укрепляем эту позицию.
Среди стран-импортёров произошли некоторые изменения. Египет и Турция традиционно больше всех закупают зерна в России. А вот с третьего по пятое места перераспределились. Так в 2018 это были: Вьетнам, Судан и Нигерия. В прошедшем 2024: Бангладеш, Алжир и Саудовская Аравия.
Россия к 2030 году может войти в десятку крупнейших экспортеров продовольствия. Несмотря на лидирующие позиции по ряду направлений (прежде всего, зерна), Россия пока отстаёт от лидеров стран-экспортёров продовольствия. Но существенно поднявшись в этом рейтинге с 20-го места в 2018, постепенно подбираясь к верхней десятке.
Рейтинг считается не по значению или объёмам экспортируемой продукции. А по выручке, которую получает государство. Не секрет, что более дорогая продукция - это прошедшая глубокую переработку. Что в целом создаёт больший экономический эффект. Одним из ключевых стремлений аграрного сектора связано с тем, чтобы наращивать внутреннее производство готовой продукции. Экспортный потенциал сказывается и на развитии внутреннего рынка.
Очевидно, что экономические барьеры, разрыв связей с крупными рынками стран ЕС существенно тормозит этот процесс и по потенциалу Россия стоит гораздо выше. А ведь ещё на нашем веку были и "ножки Буша" и продукты по талонам...
Некоторые виды продукции оказывают позитивное влияние на статус страны. Давая дополнительный экономический эффект. Например, в туристическом секторе. Самый яркий и очевидный пример: молочная продукция. Достаточно сказать "Альпийские луга" и ассоциативный ряд выстраивается сам собой.
Рост производства молока в топ-7 крупнейших его экспортеров (ЕС, США, Новая Зеландия, Австралия, Бразилия, Аргентина и Уругвай) продолжится в 2025 году, прогнозирует Rabobank. По его оценке, во второй половине 2024 года выпуск в этих регионах увеличился на 0,5% к аналогичному периоду предыдущего года, а в течение 2025-го рост составит 0,8%, в основном за счет Океании и ЕС. Как отмечают аналитики, закупочные цены на молоко в целом остаются на благоприятных уровнях для производителей, кроме того, ожидается сохранение доступных цен на корма.
Особо выделить здесь можно три страны. Швейцария, Новая Зеландия и Финляндия. В меньшей степени, но и Канада. Каждая из них активно поддерживает статус "экологически чистого" региона, что увеличивает стоимость готовой продукции и интерес потребителя к ней. Готового платить много больше только за происхождение. (как тут не вспомнить сыр Ольтермани)
Россия обеспечивает внутренний рынок потребления, но пока лишь в начале пути по созданию такого благоприятного образа и формирования "молочных регионов".
Хлеб всему голова - так часто говорила моя бабушка. Впрочем, мука - не только про хлеб, но и другую мучную продукцию. Занимая лидирующую позицию по производству и экспорту зерна, мы пока ещё далеки от лидерских показателей по объёмам производства и экспорта муки - основы мучной продукции.
В абсолютных значениях рост незначительный, но он есть. На примере отдельных стран наблюдается более ощутимая динамика. Так в 18 раз вырос экспорт муки в Иран, в 6 раз – в Монголию, в 1,9 раза – в Таиланд, в 1,6 раза – в Казахстан и Узбекистан.
Ключевыми направлениями сбыта рассматриваются Китай и рынки стран ближнего зарубежья, которые характеризуются устойчивым спросом на российскую продукцию. Перспективными направлениями экспорта также являются ряд других стран Азии, государства Персидского залива и Африки.
Завершу обзор блюдом дня. Естественно, хотелось начать с какого-то аутентичного, нашего, сочетающего в себе несколько важных и характерных нашей культуре ингредиентов. Кажется, сложно найти что-то более точно, чем... борщ!
Важной особенностью нашей русской кухни я считаю не только её разнообразие в целом, но и возможности творческого подхода в приготовлении. Отступая от "классических канонов".
Например, в нашем домашнем борще нет капусты (ни свежей, ни квашеной). Мясная основа это чаще всего говядина, или (как на этом фото) сохатина (лосятина). Обязательно подготовленная перед "закладкой" в борщ. С применением приправы для мяса и сушёного розмарина.
Неотъемлемой и важной частью конечного блюда является свежая зелень (благо, что наши теплицы позволяют включать её в меню круглый год). И, конечно, сметана. Тот самый молочный продукт. И обязательно свежий хлеб. Можно даже испечённый в домашней хлебопечке.
Приятного аппетита и путешествуйте со вкусом!
Спасибо за внимание к этой и всем прочим публикациям.
Вливайтесь в нашу компашку, если здесь впервые!
Заходите в ТГ DM_812. Там там своя атмосфера! :)
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812