Найти в Дзене

Электронная подпись: что это, зачем нужна и как её получить?

Электронная подпись — это как ключ от вашей двери, только для цифрового мира. Она позволяет подтвердить личность подписывающего и обеспечить юридическую значимость документов в электронной форме. Сегодня я расскажу, как физическому лицу её получить и использовать. Начнём с теории. Электронная подпись бывает: 1. Простой — подтверждает факт формирования подписи определённым лицом (п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). 2. Усиленной неквалифицированной — позволяет определить подписанта и проверяет, не вносились ли изменения в документ после подписания (ч. 3 ст. 5 Закона № 63-ФЗ). 3. Усиленной квалифицированной — включает все признаки неквалифицированной подписи и создаётся с использованием специальных средств, сертифицированных государством (ч. 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ). Простая подпись, например, используется для входа на порталы госуслуг, если у вас есть регистрация в ЕСИА (ст. 21.1 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ). А вот усиленная квалифицированная понадобится для подачи зая
Оглавление

Электронная подпись — это как ключ от вашей двери, только для цифрового мира. Она позволяет подтвердить личность подписывающего и обеспечить юридическую значимость документов в электронной форме. Сегодня я расскажу, как физическому лицу её получить и использовать.

Виды электронных подписей

Начнём с теории. Электронная подпись бывает:

1. Простой — подтверждает факт формирования подписи определённым лицом (п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

2. Усиленной неквалифицированной — позволяет определить подписанта и проверяет, не вносились ли изменения в документ после подписания (ч. 3 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).

3. Усиленной квалифицированной — включает все признаки неквалифицированной подписи и создаётся с использованием специальных средств, сертифицированных государством (ч. 4 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).

Простая подпись, например, используется для входа на порталы госуслуг, если у вас есть регистрация в ЕСИА (ст. 21.1 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ). А вот усиленная квалифицированная понадобится для подачи заявления о регистрации недвижимости (п. 2.1 ст. 23 НК РФ; ч. 1 ст. 18 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Обратите внимание

Простая подпись не подходит для подписания документов, содержащих государственную тайну (ч. 4 ст. 9 Закона № 63-ФЗ).

Как получить усиленную квалифицированную подпись

Процесс получения усиленной квалифицированной подписи выглядит так:

1. Выбираем удостоверяющий центр. Центр должен быть аккредитован Минцифры России (п. 1 ст. 8 Закона № 63-ФЗ).

2. Готовим документы. Понадобится паспорт, а также СНИЛС и ИНН (по желанию, ч. 2, 2.1 ст. 18 Закона № 63-ФЗ).

3. Проходим идентификацию. Это можно сделать лично в центре или удалённо с использованием биометрии или квалифицированной электронной подписи (ч. 1 ст. 18 Закона № 63-ФЗ).

4. Оплачиваем услугу. Центры вправе взимать плату за выдачу сертификата (ч. 3.1 ст. 18 Закона № 63-ФЗ).

После завершения всех процедур вам выдадут сертификат и руководство по его использованию (ч. 4, 5 ст. 18 Закона № 63-ФЗ). Если вы живёте в Москве, то в рамках пилотного проекта можно получить подпись бесплатно при обращении за отдельными госуслугами (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 09.03.2021 № 290-ПП).

Как пользоваться подписью

Электронная подпись открывает доступ ко множеству услуг:

· Простая подпись — подходит для входа на сайты госуслуг или подтверждения записи к врачу (ч. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

· Усиленная неквалифицированная подпись — используется для подачи налоговых деклараций через личный кабинет (п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

· Усиленная квалифицированная подпись — нужна для оформления недвижимости, подачи документов в суд и даже для участия в торгах (ч. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

При этом важно следить за сроком действия сертификата и обновлять его вовремя (п. 2 ст. 11 Закона № 63-ФЗ).

Обратите внимание

Неквалифицированная подпись может использоваться без сертификата, если её соответствие требованиям подтверждено иным способом (ч. 5 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).

Вывод

Электронная подпись — это современный инструмент, без которого сложно представить жизнь в цифровом мире. Выбирайте подходящий тип подписи, следуйте инструкции по её получению, и ваши документы всегда будут в надёжных руках.

Если остались вопросы или нужна помощь в оформлении подписи, пишите мне! Обсудим ваши задачи и найдём лучшее решение.

Что еще почитать:

Как купить гараж и не «загнать» себя в угол

Что делать, если пришел налог на проданный или угнанный автомобиль?

Как зарегистрировать автомобиль?

Юридические тонкости продажи автомобиля

Автомобиль на утилизацию: как списать старое авто с выгодой