Найти в Дзене
Ждунские приключения

Читаем книгу "Саша, привет!" Дмитрия Данилова и идём, идём, идем...

Дмитрий Данилов, автор известный. Но я предлагаю поступить так, как поступаю всегда. Прочитать книгу , как явление обособленное, даже от автора, прочувствовать как следует послевкусие, а потом уже изучать матчасть и отзывы. В книге " Саша, привет!" рассказывается о недалёком будущем. Да, это антиутопия. Дело происходит в Москве. Государство в целях "общей гуманизации" вводит смертную казнь для моральных и экономических преступлений. При том, что за убийство, например, подобное наказание не предусмотрено. Человек якобы и так на всю жизнь сам себя наказал фактом убийства. Слова чиновника: "И вот, чтобы как-то подчеркнуть недопустимость таких преступлений, сделать их более, что ли, выпуклыми, наше государство пошло на такие вот меры." Молодой преподаватель литературы Сергей Петрович Фролов, Серёжа, по обоюдному согласию вступил в интимные отношения с 20- летней девушкой, несовершеннолетней по законам времени повествования, за что и был приговорён к смертной казни. Процедура СК(

Дмитрий Данилов, автор известный. Но я предлагаю поступить так, как поступаю всегда. Прочитать книгу , как явление обособленное, даже от автора, прочувствовать как следует послевкусие, а потом уже изучать матчасть и отзывы.

В книге " Саша, привет!" рассказывается о недалёком будущем. Да, это антиутопия. Дело происходит в Москве. Государство в целях "общей гуманизации" вводит смертную казнь для моральных и экономических преступлений. При том, что за убийство, например, подобное наказание не предусмотрено. Человек якобы и так на всю жизнь сам себя наказал фактом убийства.

Слова чиновника:

"И вот, чтобы как-то подчеркнуть недопустимость таких преступлений, сделать их более, что ли, выпуклыми, наше государство пошло на такие вот меры."

Молодой преподаватель литературы Сергей Петрович Фролов, Серёжа, по обоюдному согласию вступил в интимные отношения с 20- летней девушкой, несовершеннолетней по законам времени повествования, за что и был приговорён к смертной казни. Процедура СК( в чиновничьем мире уже появилась аббревиатура ) предельно гуманизирована. Осуждённый до исполнения приговора живёт в тюрьме под названием " Комбинат" в номере уровня трехзвёздочной гостиницы. Комбинат тюрьмой можно назвать лишь с большой натяжкой. Прекрасное питание, неограниченный доступ в интернет, возможность приобретать алкоголь. Каждый день в определённое время Сережа в обществе вежливого охранника идет на прогулку в чудесный сквер, но по пути ему надо пройти по белой полосе через красную зону, над которой висит пулемёт по прозвищу "Саша". Когда- то, когда именно- никто не знает, дата выбирается автоматически, может быть сегодня, а может через тридцать лет, Саша приведёт приговор в исполнение.

Книга, хотя и названа романом, небольшая и лаконичная во всех отношениях. Состоит она из 82 эпизодов, некоторые из которых меньше, чем на страницу.

Цитирую:

"Всё наше повествование будет построено на том, что мы будем наблюдать за этим человеком. Как он идёт, действует, что он чувствует, в той степени, в которой вообще можно наблюдать, что и как человек чувствует (можно, можно). Как человек сидит. Да, мы будем много наблюдать за тем, как человек сидит. Это будет чем-то вроде кино. На человека наставлена камера, и мы за ним наблюдаем."

Язык предельно упрощен, никаких нам особенных красот или ужасов.

Я слушала аудиокнигу в исполнении автора , очень рекомендую сделать так же . Дмитрий Данилов читает о происходящем абсолютно безэмоционально. Наблюдает. Всё и все вокруг приговоренного Серёжи спокойно, город прекрасен. Норм все так, кроме того, что вынесено за скобки. Моему мысленному взору повествование почему- то представляется черно- белым, почти немым фильмом о мире под соусом комфорта, вежливости и гуманизма. Тётушка моя, помню, после визитов в районную поликлинику говаривала: -Очень любезный доктор, очень любезный...

-А направление к узкому специалисту любезный доктор выписал, анализы назначил, лечение скорректировал?- спрашивала я.

-Нет, но очень любезный доктор, очень любезный.

Так и тут. Секретарь суда, " девушка средней офисной внешности" скороговоркой оглашает приговор, просит Сережу расписаться в нескольких местах, вежливо желает Серёже хороших выходных и вроде как сочувствует. Чиновник по делам СК :

"В кабинете сидит обыкновенного чиновничьего вида человек. – Вы на смертную? Подождите, вызовем....
Чиновник протягивает Серёже буклет с логотипом «СК: информация»."

Да и чаек-кофеек, и чего покрепче предлагают чиновники Серёже, и снова сочувствует.

Бодрый человек на Комбинате показывает, как у них все тут здорово и комфортно устроено и тоже понимает и сочувствует.

К Серёже, как к приговоренному, приставлены психолог и священники всех основных конфессий. Только все они с разной степенью энтузиазма и откровенности говорят, что помочь Серёже ничем не могут:

"В общем, если быть честной, я вам как-то всерьёз помочь не могу, для серьёзной помощи требуется будущее, а у вас его нет, увы. Я ничем не могу вам помочь."

Но сочувствуют, понимают и даже признают несправедливость приговора.

Несоразмерность приговора так- то признают все, не только близкие Серёжи. Но что делать, что делать.

Разве что раввин Борис Михайлович задумается в одиночестве своей крошечной, холостяцкой кухни:

"Борис Михайлович отпивает немного водки из стакана и говорит вполголоса: почему так. Почему всё так. Почему это всё так. Господи, почему всё это так. Господи, скажи мне, почему это всё вот так."

Да Света, бывшая жена Серёжи, взорвётся посреди собственной лекции о русской литературе 20- 30 х годов в ответ на любопытствующие вопросы студента о случившемся:

"Светлана Игоревна, простите, но это очень интересный случай с точки зрения и социологии, и литературы."

Да мать Сережи...Нет, про мать вы лучше сами прочитайте. Тоже интересный случай.

После заселения Серёжи на Комбинат, он для всех, ранее окружавших его, как он ни пытается заявлять о себе по телефону или в соцсетях, все равно уже живой труп или интересный случай. Серёжу уже пожалели, оплакали и вычеркнули из жизни.

Света:

"Да, говорим. Серёжа, я не чувствую, что ты есть. Понимаешь. – Но я есть. Вот, я есть. – Но в каком-то смысле, важном смысле, тебя нет. Они тебя уже казнили. Хотя ты этого пока и не чувствуешь. – Света… я… – Серёжа, никакого «я» уже нет. К сожалению. Ты извини, я просто, может, зря это всё"

Ну а что, люди как люди.

Вот это спокойное, черно- белое принятие происходящего пробило меня сильнее любых драм и заламывпний рук. Да и сама то я..

.В качестве названия этой статьи в первую очередь пришло " Когда Саша- пулемёт, а Сережа- живой труп". Однако я представила, как бдительный, настроенный на благообразие и гуманизм алгоритм Дзена банит меня и за " труп" и за " пулемет" , а какой- нибудь вежливый сотрудник техподдержки объясняет в трубку: " Понимаем, понимаем, ничего, ничего, бывает. Да, это художественная книга, да, не запрещено.Мы все понимаем, но вы все-таки уберите из заголовка и про труп и про пулемёт. У нам, знаете ли, алгоритм статьи читает, кто знает, какое решение примет. А лучше из текста уберите. Пишите о приятном и гуманном, политика у нас такая. Хорошего дня вам" .

Привет, Саша!

И проступает за монотонным повествованием ирония, а, пожалуй, и стеб. Над кем смеётесь?

По мне, даже если писатель сможет внятно изложить после, чего он хотел сказать в том или ином своём детище, не факт что для читателя смысл будет тот же. Смысл в глазах читающего.

После прочтения романа найдётся, о чем порассуждать.

О смысле человеческой жизни,о жестокости государственной машины, о литературе, религии, о психологах, о стране. Можно пофилософствовать о смерти, провести параллели с текущими событиями, посокрушаться о равнодушии.

И о том, что каждый из нас ежедневно проходит красную зону и тоже не знает, когда Саша выстрелит. Хотя это , вроде бы, не совсем то, что происходит с Сережей.

И про ИИ можно вспомнить, который, в лице Саши, определяет дату смерти человека.

Можно рассуждать о скудности художественных средств автора, о непонятности концовки и о том, что читать такое неприятно. Лучше бы что- нибудь позитивное и художественно- раскрашенное.

Только вот мне совсем не хочется рассуждать после прочтения "Саши". .Ни капельки . Скорее, хочется, сделать, как Саша в концовке, оглушительно, превращая плитку в крошево.

P.S.

Роман вошел в короткий список премии "Большая книга".

Дмитрий Данилов-драматург("Человек из Подольска", "Серёжа очень тупой"), прозаик ("Описание города", " Есть вещи поважнее футбола", "Горизонтальное положение "), поэт. Лауреат многих премий.

В " Театре наций" идём спектакль Марата Гацалова по роману " Саша , привет!" . Билеты купить непросто, но я буду стараться.

Книгу читала одна Юлия, без Ждуна, ибо он не дорос.

Если вам понравилась статья, щедро тыкните по кнопке "Подписаться" Вам будет интересно, а автору приятно.

Ставьте лайки, пишите комментарии.

Чтобы читать канал без ограничений, или просто, если хотите поддержать меня на нелегком ждунском пути, оформляйте Премиум- подписку по цене чашки кофе в месяц.

О содержании Премиум- подписки здесь:

.