Я очень люблю читать. В отличие от многих, предпочитаю формат электронных книг, хотя в детстве и юности, конечно, читала бумажные.
Для меня главное в книге — содержание, сюжет, и не имеет значения, во что этот самый сюжет будет «завёрнут». Потому слабо понимаю рассуждения о «запахе бумаги, типографской краски и особом ощущении от перелистывания страниц». Для того чтобы читать, мне не нужна никакая особая атмосфера. Удобно и интересно — и отлично. Потому и люблю «читалки». Это мегаукомфортно, позволяет читать в любом месте и в любое время.
Обычно, находясь в поиске очередной книги, я просто скачиваю на ридер сразу по 5—10 файлов и уже потом решаю, что читать, что пока отложить, а что сразу удалить.
Каким образом на мой гаджет попала книга Веры Эфрон «Продана», не помню. Может быть, она была в топ-списке какого-то сайта рекомендаций, может, я скачала её наугад, и она какое-то время ждала своего часа. Но, прочитав первую страницу, в тот вечер я не смогла остановиться, пока, уже глубокой ночью, не дошла до последней.
Пишу об этом отдельно, чтобы подчеркнуть, что такое поведение мне несвойственно. Являясь много лет довольно искушённым поклонником криминального жанра в литературе и кино, я не то чтобы совсем утратила впечатлительность, но сильно удивить и задеть какой-то историей меня уже не так просто. Книге «Продана» это удалось. Чтобы самой себе ответить на вопрос, почему, я и пишу этот текст.
Короткая рецензия на произведение может выглядеть так
Книга Веры Эфрон «Продана» — это эмоционально насыщенная история, основанная на реальных событиях. Она рассказывает о судьбе девушки (даже девочки), которая оказывается в страшных условиях торговли людьми.
Главная героиня сталкивается с жестокостью, обманом и предательством, но, несмотря на все испытания, не теряет надежды на спасение. Эфрон очень реалистично и подробно передает внутренние переживания героини, её борьбу за выживание и достоинство.
Книга заставляет задуматься о темах несправедливости, поднимая актуальные социальные вопросы. «Продана» — это не только трагичная история, но и призыв обратить внимание на проблему, которая существует в современном мире.
Личное впечатление о книге
Самое первое и основное — ощущение, что её писал не профессиональный автор, а простой человек, возможно, даже далёкий от мира литературы. Только в процессе работы над данным текстом я узнала, что, оказывается, Вера Эфрон — «успешный издатель и литератор» (дословно из источника).
Озвучу основную причину, почему «Продана» выглядит как любительский самиздат: очень — прям очень-очень, местами до тошноты — наивная подача самой истории.
Напомню завязку: 17-летняя провинциалка Наташа из деревни под названием Трудолюбовка приезжает поступать в институт в Санкт-Петербурге и проваливает экзамены. Не может найти работу, но и назад возвращаться не хочет. Случайно знакомится с парнем, который «за красивые глаза» обещает ей найти работу в казино или баре в одной из стран Евросоюза. Не подозревая (вообще, совсем, абсолютно…) никакого подвоха, девушка соглашается и попадает в водоворот ужасных событий.
Завязка, увы, «классическая» для таких историй, но в книге она приправлена огромным — сверх меры! —пластом наивности.
Поясню. Судя по всему, дело происходит в 90-е годы (+/-). В 1989-м вышла «Интердевочка», и в обществе темы аморального поведения, проституции и вовлечения девушек в секс-индустрию были очень горячи. Мне тогда было лет 8—10, и я отлично помню, как бабушки на лавочках моего дома постоянно перемывали кости всем «вертихвосткам». И как часто в школе шёпотом пересказывались истории о том, как очередная Маша не поступила и пошла по кривой дорожке.
Это я к тому, что в те годы ничего не знать об этой проблеме (проституции и вовлечении молодых девушек в торговлю собой) было невозможно! Даже если ты из глубинки. Хотя, если Наташа приехала поступать сразу в Питер, её деревня не такая уж и глубинка.
В книге же девушка показана абсолютной дурочкой, которая ничего не подозревает ни когда новый знакомый в телефонном разговоре с кем-то называет её товаром, ни когда её подсаживают в поезд к странным людям, которые прямым текстом говорят, что она будет делать в Швеции, ни когда оказывается непосредственно в рабстве.
Может быть, в самом начале истории эта наивность ещё выглядит более-менее уместно, но позже — полный абсурд.
С другой стороны, в конце книги выясняется, что история не выдумана автором, а записана со слов реальной женщины, пережившей всё это. В таком ключе приступы наивности и постоянное чрезмерное подчёркивание, что Наташа не знала, во что ввязывается, выглядят как психологическая попытка рассказчицы защититься и оправдаться.
А это значит, что героиня всё-таки понимала или, по крайней мере, подозревала, что её ждёт. Просто… ну вот так вышло. И — виноваты всегда насильники! Оправданий их действиям нет и быть не может.
Почему книга «Продана» Веры Эфрон мне всё-таки понравилась
И теперь к главному. Несмотря на то что книга написана наивно и в целом не очень профессионально, она интересна. Точнее, именно поэтому она и интересна, даже самобытна. Рассказ воспринимается не как художественная литература, где автор что-то долго планировал и вымучивал, а как откровение случайной собеседницы в баре. Или личная история на каком-нибудь тематическом сайте. И это захватывает.
Работая над данным текстом, я также узнала, что Вера Эфрон руководит группой волонтёров, которые помогают людям, попавшим в сексуальное рабство. И многое стало понятно.
Думаю, что эту историю автор, действительно, услышала от одной из своих подопечных. Только завязка была немного иной: настоящая Наташа точно знала, куда едет и зачем, но не предполагала, что попадёт в тотальное рабство. И её рассказ, с одной стороны, попытка простить себя за этот поступок, а с другой — предостеречь читателей от повторения истории.
Морали книги:
- Не стоит слепо доверять людям. Они не поголовные негодяи или альтруисты. Просто разные, и лучше всё-таки «перебдеть».
- Не отдавайте свой паспорт гражданским лицам ни под каким предлогом.
- Цените то, что имеете.
- Стройте «лучшую жизнь» сами: своими руками и головой.
- Даже из самой безнадёжной ситуации есть выход. И часто он крайне прост.
И самое главное — внешность очень обманчива. Причём, как отлично показано в финале книги, это высказывание работает в обе стороны: и в злодейскую, и в геройскую.
© Лилия Сойер — редактор, писатель, читатель и в целом неплохой человек