При творчество режиссера Маринетт Мортем вышла новая научная статья: в Международном научномй журнале «Символ науки», 2024 – № 12-2-2. – С. 212-215.
https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2024-12-2-2.pdf
УДК 7.01
Даниелянц Г. С., мастер кафедры режиссуры кино и телевидения ЧОУВО «СЗУ», Калеева Ж. Г., доцент ГАОУВО ЛО ЛГУ им. А.С. Пушкина
ПРИЕМЫ ТЕХНИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЛУЧШЕНИЯ 3D-МУЛЬТФИЛЬМА МАРИНЕТТ МОРТЕМ «КАК ЖИВЁТ РЕПТИЛОИД ТОБИ?»
Аннотация
Статья посвящена анализу и способам улучшения 3D-мультфильма "Как живёт рептилоид Тоби?" с целью повышения его художественной выразительности и эмоционального воздействия на зрителей. Рассмотрены приемы: разрушение стереотипов, детализация и символизм, монтаж и ритм, контрасты и противопоставления, визуальные метафоры.
Ключевые слова: 3D-мультфильм, художественные приемы, технические приемы, совершенствование, режиссура, анимация, спецэффекты, монтаж, звук, символизм, метафоры.
Современная медиасфера предлагает режиссерам множество возможностей для реализации своих творческих идей через различные формы мультимедийного искусства. В качестве материала для анализа выбрана работа Маринетт Мортем, «Как живёт рептилоид Тоби?», отмеченная дипломом лауреата первой степени на Международном фестивале-конкурсе «Народный артист» в 2023 году (1). Тем не менее в фильме есть ряд аспектов, требующих доработки для усиления эмоциональной составляющей и художественной выразительности произведения.
В развитии 3D анимации были использованы следующие техники и спецэффекты: сжатие и растяжение, система частиц, освещение и тени, динамические источники света, каркасное отображение объектов, многослойное экспонирование (5). С развитием технологий и нейросетей создание анимации становится всё более доступным, однако, несмотря на возросшую техническую простоту, вопросы ценности и смысла в контенте остаются первостепенными. Одним из ключевых моментов, который был выделен в процессе анализа 3Dмультфильма, стало восприятие фильма зрителями. Картина «Как живет рептилоид Тоби» затрагивает важные социальные темы, такие как социофобия и трудности общения среди подростков, однако некоторые моменты оказались недостаточно проработанными.
На основании проведенного анализа были разработаны следующие приёмы усовершенствования фильма, которые могли бы существенно повысить его качество и усилить его художественное воздействие:
1. Разрушение стереотипов. Создание персонажей, ломающих устоявшиеся шаблоны, способно привнести в сюжет глубину и оригинальность, делая его более привлекательным для широкой аудитории.
2. Детализация и символизм. Акцентирование внимания на мелких деталях, таких как аксессуары или предметы обстановки, имеющих скрытый символический смысл, позволяет глубже погрузиться в атмосферу фильма и усиливает эмоциональное восприятие.
3. Монтаж и ритм. Грамотный монтаж и управление темпом помогают передать внутреннее ISSN 2410-700X Международный научный журнал «Символ науки» # 12-2-2 / 2024 213 состояние героя фильма, создавая более захватывающее впечатление от просмотра.
4. Контрасты и противопоставления. Использование контрастов помогает акцентировать ключевые моменты сюжета и придать ему дополнительную многослойность.
5. Визуальные метафоры. Введение визуальных символов и метафор обогащает фильм новыми смысловыми уровнями, делает его более запоминающимся и значимым для зрителя.
Применение этих приёмов позволит значительно улучшить художественный образ фильма, сделать его более выразительным и эмоционально насыщенным. Работа над совершенствованием картины демонстрирует стремление авторов к достижению высокого уровня мастерства и профессионализма в области режиссуры мультимедиа. Современные технологии и приемы создания и визуализации 3D-анимации имеют следующие этапы: создание концепт-арта и раскадровки, моделирование, создание 3D-моделей объектов и персонажей с использованием специализированного ПО, риггинг, анимация, освещение, текстурирование, рендеринг (4).
Фильм «Как живёт рептилоид Тоби?» является примером применения современных технологий 3D-анимации. Использование Blender позволило автору создать уникальный мир, наполненный деталями и символикой. Постеры на стенах, мебель, канцелярские принадлежности главного героя, а также странные детали вроде банки с тараканами, детали сломанного космического корабля и книги о манипулировании, перестали быть просто антуражем и фоном. Они стали символами внутреннего конфликта, социальной изоляции и подсказками, по которым можно догадаться, почему комната девочки больше не принадлежит ей и была захвачена вселившимся в неё рептилоидом.
Визуальный стиль фильма сочетает в себе элементы сюрреализма и гиперреализма, что подчёркивается использованием контрастов и визуальных метафор. Важную роль в фильме сыграли световые эффекты и текстуры. Материалы и текстуры, используемые для создания деталей окружения, передают ощущения тепла и холода, мягкости и жёсткости, что помогает зрителям лучше понять мир героя фильма.
Применение современных технологий 3D-анимации в программном обеспечении Blender открывает широкие возможности для создания интересных художественных произведений. Фильм «Как живёт рептилоид Тоби?» демонстрирует, как грамотно использованные технические средства могут усилить эмоциональное воздействие и углубить смысловую нагрузку произведения.
Список использованной литературы:
1. Две победы нашей жительницы Колпино на Международном фестивале режиссера! /Раздел новостей Колпино Сити Сайт родного города // https://kolpino.ru/news/2/dve-pobedy-nashey-zhitelnitsykolpino-na-mezhdunarodnom-festivale-rezhissera-/
2. Режиссерский разбор фильма Маринетт Мортем "Как живет рептилоид Тоби" https://dzen.ru/a/Z1MDHg0p7xYkxiSH
3. Запесоцкий, А. С. Трансформации культуры: производство смыслов и управление информационными потоками // Simurg. – 2018. – №
4. – С. 68 – 73. 4. Чжан Синьюй Технологии создания и визуализации 3D-анимации // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2023, Том 14. –№ 1, – С. 1-9. https://sfk-mn.ru/PDF/27KLSK123.pdf
5. Шлядинский, А.А. Компьютерная трехмерная анимация: от спецэффекта в кинематографе к полнометражному анимационному фильму // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (1) – С. 377-383