Найти в Дзене
Михаил Соловьёв

Запрещено! Почему? За что? "Конёк- Горбунок"

«Конек-Горбунок» Павел Ершов И если вы, так же как и я, недоумеваете, как в список запрещенных книг могла войти эта довольно безобидная (по сравнению с творчеством братьев Гримм, например) сказка для детей младшего школьного возраста, то вот вам еще один шокирующий факт: «Конек-горбунок» стал причиной увольнения воспитательницы детского сада. Но обо всём по порядку. Бестселлер Конёк-Горбунок Пётр Ершов. Что же не понравилось цензорам в истории волшебного Конька-Горбунка? В 1834 году в нем усмотрели сатиру в адрес царя-батюшки и русской православной церкви. Поэтому все неугодные строки были исключены из первого издания сказки, а в 1843 году и вовсе весь «Конек-Горбунок» попал в официальный перечень запрещенных к изданию произведений. Спустя 13 лет власти смилостивились над творением Ершова, и сказка вновь была издана. В 1922 году тучи вновь сгустились над бедным Коньком, и опять всё дело было в царе. В СССР считались недопустимыми любые упоминания царских особ и каких-либо восхв

«Конек-Горбунок» Павел Ершов

И если вы, так же как и я, недоумеваете, как в список запрещенных книг могла войти эта довольно безобидная (по сравнению с творчеством братьев Гримм, например) сказка для детей младшего школьного возраста, то вот вам еще один шокирующий факт: «Конек-горбунок» стал причиной увольнения воспитательницы детского сада.

Но обо всём по порядку. Бестселлер Конёк-Горбунок Пётр Ершов. Что же не понравилось цензорам в истории волшебного Конька-Горбунка? В 1834 году в нем усмотрели сатиру в адрес царя-батюшки и русской православной церкви. Поэтому все неугодные строки были исключены из первого издания сказки, а в 1843 году и вовсе весь «Конек-Горбунок» попал в официальный перечень запрещенных к изданию произведений.

-2

Спустя 13 лет власти смилостивились над творением Ершова, и сказка вновь была издана. В 1922 году тучи вновь сгустились над бедным Коньком, и опять всё дело было в царе. В СССР считались недопустимыми любые упоминания царских особ и каких-либо восхвалений в их адрес. Царь умылся, нарядился И на рынок покатился; За царем — стрельцов отряд. Вот он въехал в конный ряд. На колени все тут пали И «ура» царю кричали. Но и это еще не всё! В 1934 году советская власть решила, что «история одной замечательной карьеры сына деревенского кулака» может оказаться весьма пагубным примером для советского человека, особенно когда в стране полным ходом идет коллективизация. Непорядок! Запретить и предать забвению!

Но и в наши дни с «Коньком-Горбунком» дела обстоят не так уж просто. Например, прочитав эту сказку своим воспитанникам в детскому саду, можно запросто лишиться работы, как это случилось с воспитателем коррекционного детсада № 43 г. Таганрог. В 2019 году воспитательница решила прочесть сказку про Конька-Горбунка детям из подготовительной группы. Любознательные ребята озадачились выражением «посадить на кол» и тут же завалили педагога вопросами. Та пояснила: «Человека посадили на кол, кол проходил через тело человека, и потом человек умирал». Тут бы и сказочке конец, да вот ребятишки настолько впечатлились услышанным, что поделились свежеприобретенными знаниями с родителями. А те забили тревогу, решив, что подобные знания могут сказаться самым губительным образом на неокрепшей детской психике. Итогом родительских размышлений стали жалобы к руководству детского сада. Была назначена служебная проверка, по результатам которой было принято решение об увольнении воспитательницы из-за «психологического насилия над детьми». Педагог не единожды обращалась в судебные органы, дабы оспорить решение об увольнении, но увы, суд счел, что «действия воспитателя недопустимы в дошкольном образовательном учреждении, нарушают права ребенка на защиту от всех форм психического насилия и попадают под действие п. 2 ст. 336 Трудового кодекса РФ: применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника».

-3

Удивительно, что после такого прецедента сказку не исключили из школьной программы по литературе (помню, мы читали ее в пятом классе). Видимо подумали, что психика пятиклассника уже достаточно приспособлена к перевариванию таких «ужасов». Ну или дело в отсутствии жалоб — родители школьников оказались не столь инициативными. В любом случае, стоит обращать пристальное внимание на возрастные границы, указываемые на титульном листе детских произведений, во избежание разных недоразумений и возможных психологических травм.