Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, воспитатели и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу: играют, веселятся и не хотят уходить домой. Другим нужно время, чтобы привыкнуть к новым условиям.
Выделяют три степени адаптации:
- легкую (15-30 дней);
- среднюю (30-60 дней);
- тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
Большинство детей переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Адаптация к детскому саду проходит в три этапа:
- Дезадаптация. В первое время ребёнок находится в состоянии стресса и беспокойства. Ему трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет и капризничает.
- Адаптация. Ребёнок начинает постепенно привыкать к новому режиму, другим детям и взрослым, участвует в играх, хотя продолжает тосковать по родным и спрашивать, заберут ли его. Может наблюдаться переменчивое настроение, капризы, отказ выполнять просьбы воспитателя.
- Компенсация. На финальном этапе привыкания малыш уже эмоционально устойчив и спокойно остаётся на целый день в саду, хорошо ест и спит. Ребёнок начинает реже болеть.
Как можно облегчить ребёнку процесс адаптации?
- Заранее познакомить ребёнка с воспитателями и няней детского сада, режимом дня и группой.
Можно показать мультфильмы, читать сказки о детском саде, рассказать про свой опыт посещения сада. Можно поиграть в детский сад с любимыми игрушками ребёнка, проговорить основные моменты: что дети делают в саду, что делать, если захотел в туалет, что-то заболело, кто-то обидел и т.д.
- В первые дни оставлять ребёнка в детском саду на 1–2 часа.
Лучше приводить ребёнка к завтраку и забирать перед утренней прогулкой. Можно несколько дней приходить только на прогулку.
- Постепенно увеличивать время пребывания ребёнка в группе.
Важно учитывать рекомендации воспитателей, так как у воспитателя больше опыта в данной ситуации. Если воспитатель советует вам пробовать оставлять ребёнка на большее время - пробуйте. Важно не затянуть этот процесс. Ребёнок может привыкнуть, что его забирают всегда после прогулки или обеда, и ему потом сложно будет опять перестраиваться.
Родителям важно самим настроиться положительно. Дети очень чувствуют настроение близких людей. Спокойна мама - и ребёнку спокойнее. Попробуйте порадоваться тому, что ребёнок делает первый шаг к самостоятельности и найдёт новых друзей и увлечений в детском саду.
Иногда дети начинают манипулировать родителями. Они понимают, что если подольше поплакать - их могут не оставить в саду, а забрать домой. И такие ситуации затянут процесс адаптации. Родителям важно спокойно проговаривать с детьми, что им нужно сходить по делам (магазин, почта и т.д.), а потом они обязательно за ними вернутся.
Также родителям желательно заранее познакомиться с педагогами и группой, рассказать воспитателям об особенностях ребёнка, его привычках, любимых игрушках.
В период адаптации важно эмоционально поддерживать ребёнка: чаще обнимать его и целовать, проводить больше времени вместе в выходные. Если ребёнок устаёт от сада - в первое время уменьшить активные и шумные мероприятия после него.
Важно помнить, что каждый ребёнок адаптируется к детскому саду индивидуально, и у всех процесс может проходить по-своему.
Полная адаптация ребёнка к детскому саду обычно наступает через 2–3 месяца. Если через месяц у ребёнка не наступает никакого прогресса — он не хочет ходить в сад, плохо спит, ест, появляется заикание, рвота, нервный тик, — вероятно, у него тяжёлая адаптация. В таком случае важно приостановить посещение детского сада и обратиться к психологу.
У меня были ребята, которые до старшей группы очень тяжело расставались с мамами по утрам. Через небольшое время они успокаивались и в течения дня всё было хорошо. В таких случаях иногда помогает, когда ребёнка приводит в сад кто-то другой (папа, бабушка, дедушка, няня). К выпускной группе такие ребята, чаще всего, начинают хулиганить - наверстывают упущенное). Бывает, что сначала дети начинают ходить без слез, им всё нравится, а через месяц, когда уходит эффект новизны, они понимают, что в сад теперь нужно ходить постоянно, появляются слезы. Были дети с утренней рвотой от сильного плача, особенно после завтрака. Бывает, что дети, хорошо освоившие горшок или туалет, начинают делать это в штанишки. Первое время большинство детей плохо едят в саду - и это тоже нормально, родителям не стоит переживать.
Очень часто дети в саду и дома ведут себя по-разному. Например, дома у ребёнка плохой аппетит, он ест избирательно, а в саду может не только съесть свою порцию, но и попросить добавки. Или дома ребёнок не спит, а в саду - спит. Иногда родители не могут в это поверить, и тогда я снимаю фото или видео и показываю родителям.
Адаптация требует много физических и психологических сил. Бывает, дети в саду ведут себя спокойно, а дома начинают капризничать. Так ребёнок может снимать эмоциональный стресс, ведь нахождение в саду среди новых взрослых и большого количества детей, с новыми порядками и правилами - это тяжёлая работа для его нервной системы.
Ещё статья по теме 👇: