Андрей МУСАЛОВ
Опубликовано в журнале "Ветеран границы". №2, 2011 г.
В этом номере «Ветерана границы» рассказывается о событиях и людях, незаслуженно забытых на фоне больших исторических событий. Гражданская война в Республике Таджикистан стоит в том же ряду. Когда-то о российских пограничниках, защищавших границы молодого среднеазиатского государства, писала каждая уважающая себя газета. Ныне об их подвиге помнят немногие. Тем интереснее появление в прокате кинофильма «Тихая застава», повествующего о войне на таджикско-афганской границе.
В пограничном кинематографе существует эталон – киносериал «Государственная граница». Многие критикуют его за излишнюю идеологизированность и ходульность сюжета. Тем не менее по сей день так и не появилось кинофильма, который сумел бы превзойти этот шедевр 80-х. Вот почему каждый новый фильм о пограничниках столь ожидаем поклонниками данной тематики.
Публика с интересом встретила киноленту о событиях, происходивших на границе Таджикистана и Афганистана в 90-е годы. Заслоненные конфликтом в Чечне, они ускользнули от внимания писателей и режиссеров, оставшись разве что в мрачных творениях кинодокументалистов вроде фильма «Прокляты и забыты».
Через Таджикистан прошли тысячи воинов в зеленых фуражках. Кто-то служил там постоянно, кто-то приезжал на боевые стажировки. Но все они сохранили общие воспоминания о тех местах: скрежет камышей на берегу реки Пяндж, прошитое трассерами небо, вкус последней банки килек в томатном соусе, и, конечно же, всепроникающая пыль, скрипящая на зубах и забивающая глаза!.. Словом, для пограничников тема войны в Таджикистане далеко не чужая.
Но несмотря на это, фильм «Тихая застава» появился довольно неожиданно. Не было ни отчетов со съемочных площадок, ни рассказов о «попиленном» бюджете, ни даже премьеры на Красной площади. «Тихая застава» словно возникла из ниоткуда. Однако, в отличие от большинства современных киноновинок, этот фильм имел твердую литературную основу – повесть писателя Валерия Поволяева, автора журнала «Пограничник» и ряда других изданий.
Сценаристом и постановщиком картины стал один из наиболее патриотичных отечественных кинодеятелей - Сергей Маховиков. Продюсеру Юрию Коновалову удалось привлечь к работе актеров первой величины – Андрея Чадова и Сергея Селина. Оператором-постановщиком стал Максим Шинкаренко, композитором – Эдуард Артемьев. Таким образом, подобрался крепкий коллектив, снявший крепкий фильм.
Правда, еще до премьеры у тех, кто знаком с повестью Валерия Поволяева, возникли вопросы. На афишах фильм был заявлен как картина о подвиге 12-й заставы Московского погранотряда – той, что в течение многих часов героически отражала атаки противника, потеряв 25 человек. Но в повести «Тихая застава» ничего об этом событии не рассказывается. В фильме, как и в этом художественном произведении, речь идет о гипотетической заставе, а не о реально существовавшем подразделении. Так что будем считать такие афиши недоразумением.
События кинокартины происходят на границе Таджикистана и Афганистана в начале 90-х, вскоре после распада СССР. Над заставой еще реет советский флаг. На вопрос солдата о том, почему бы не заменить его российским «триколором», старшина в исполнении Сергея Селина отвечает: «Вот пришлют новый – заменим». Между прочим, очень правдивая деталь – на многих реально существовавших погранзаставах долгое время сохранялись советские флаги. Многие пограничники да и местные жители никак не могли осознать того, что прежде неприкосновенная граница СССР теперь принадлежит совсем другому государству.
Впрочем, это единственный нестандартный момент, выделяющий «Тихую заставу» из множества подобных фильмов, снятых за последние 10–15 лет. В остальном она напоминает «9 роту», «Грозовой перевал» и прочие. Знатоки отечественного военного кинематографа перед началом просмотра даже делали ставки: на какой минуте на заставу нападут враги, за сколько минут до конца фильма в небе появятся боевые вертолеты и так далее. Некоторые даже предположили, что глупые враги станут бегать толпами, главные герои – стрелять «от бедра», будет много величавой музыки и героических фраз. И все это в фильме есть! К сожалению, знатоки угадывали практически каждый поворот сценария, что лишний раз подтверждает его излишнюю клишированность.
Сюжет картины довольно прост. Рядом с кишлаком стоит застава. Ее весьма немногословного начальника (Андрей Чадов) бросила жена. По вечерам он пьет водку и поет: «Еду я на родину, пусть кричат – уродина!..» Впрочем, по службе начальник строг. Чего не скажешь о подчиненных. Солдаты на заставе – сплошь юмористы и артисты. Только и делают, что шутят и танцуют. Ни смертельной опасности, ни невероятного нервного напряжения, которыми памятна многим реальная служба в Таджикистане, в фильме не заметно.
В кишлаке живет девушка, которая тайно влюблена в начальника заставы. Впрочем, у нее нет шансов, поскольку тот женат. В свою очередь, в эту девушку влюблен главный отрицательный персонаж – предводитель бандитов, мечтающий уничтожить заставу. Также имеется местный ветеран войны, который помогает пограничникам.
Развитие событий ожидаемо. Девушка отвергает злодея, тот во главе банды нападает на заставу. Пограничники героически сопротивляются, но при этом гибнут. Бандитов расстреливают с подлетающих к заставе вертолетов. Сопереживающий пограничникам зритель, вцепившись в подлокотники кресла, приговаривает: «Эх, на минуту пораньше бы!..»
Жаль, но и эта картина не превзошла «Государственную границу», несмотря на огромный потенциал заявленной тематики. Причина тому – слишком предсказуемое развитие сюжета. Еще одним недостатком «Тихой заставы» стала излишняя затянутость. Ее тайминг какие-то 89 минут, но кажется,что они не закончатся никогда. Виной тому – разъяснение очевидного и излишнее увлечение замедленными съемками. Запомнились бойцы, которые, стреляя на ходу, бесконечно долго бегут через поле на фоне заката… Красиво. Но очень скучно!
Следует отдать фильму должное - в нем множество деталей, говорящих о хорошем знании материала. Добротно построенные декорации заставы (даже краска на дверях правильная). Правдоподобны обмундирование пограничников и одежда местных жителей. Множество интересных операторских находок. Правда, те, кто был в начале 90-х в Таджикистане, все равно будут недовольны. Слишком уж свежо выглядит краска на БТР, вертолетах и касках, слишком уж зеленая трава и листва на деревьях, слишком чистая вода в ручьях и реках!
Заслуга же «Тихой заставы» в том, что она привлекла внимание к событиям героического прошлого российских пограничников. Событиям, вроде бы, недавним, но уже подзабытым. Хочется верить, что эта картина – первая ласточка, предвещающая появление киношедевров, достойных величия подвига тех, кто когда-то сражался на далеком и пыльном таджикско-афганском рубеже.
Фото из сети интернет