Найти в Дзене

«ТИХАЯ ЗАСТАВА» – КИНО О ЗАБЫТОЙ ВОЙНЕ

Андрей МУСАЛОВ Опубликовано в журнале "Ветеран границы". №2, 2011 г. В этом номере «Ветерана границы» рассказывается о событиях и людях, незаслуженно забытых на фоне больших исторических событий. Гражданская война в Республике Таджикистан стоит в том же ряду. Когда-то о российских пограничниках, защищавших границы молодого среднеазиатского государства, писала каждая уважающая себя газета. Ныне об их подвиге помнят немногие. Тем интереснее появление в прокате кинофильма «Тихая застава», повествующего о войне на таджикско-афганской границе. В пограничном кинематографе существует эталон – киносериал «Государственная граница». Многие критикуют его за излишнюю идеологизированность и ходульность сюжета. Тем не менее по сей день так и не появилось кинофильма, который сумел бы превзойти этот шедевр 80-х. Вот почему каждый новый фильм о пограничниках столь ожидаем поклонниками данной тематики. Публика с интересом встретила киноленту о событиях, происходивших на границе Таджикистана и Афганист

Андрей МУСАЛОВ

Опубликовано в журнале "Ветеран границы". №2, 2011 г.

В этом номере «Ветерана границы» рассказывается о событиях и людях, незаслуженно забытых на фоне больших исторических событий. Гражданская война в Республике Таджикистан стоит в том же ряду. Когда-то о российских пограничниках, защищавших границы молодого среднеазиатского государства, писала каждая уважающая себя газета. Ныне об их подвиге помнят немногие. Тем интереснее появление в прокате кинофильма «Тихая застава», повествующего о войне на таджикско-афганской границе.

В пограничном кинематографе существует эталон – киносериал «Государственная граница». Многие критикуют его за излишнюю идеологизированность и ходульность сюжета. Тем не менее по сей день так и не появилось кинофильма, который сумел бы превзойти этот шедевр 80-х. Вот почему каждый новый фильм о пограничниках столь ожидаем поклонниками данной тематики.

Публика с интересом встретила киноленту о событиях, происходивших на границе Таджикистана и Афганистана в 90-е годы. Заслоненные конфликтом в Чечне, они ускользнули от внимания писателей и режиссеров, оставшись разве что в мрачных творениях кинодокументалистов вроде фильма «Прокляты и забыты».

-2

Через Таджикистан прошли тысячи воинов в зеленых фуражках. Кто-то служил там постоянно, кто-то приезжал на боевые стажировки. Но все они сохранили общие воспоминания о тех местах: скрежет камышей на берегу реки Пяндж, прошитое трассерами небо, вкус последней банки килек в томатном соусе, и, конечно же, всепроникающая пыль, скрипящая на зубах и забивающая глаза!.. Словом, для пограничников тема войны в Таджикистане далеко не чужая.

-3

Но несмотря на это, фильм «Тихая застава» появился довольно неожиданно. Не было ни отчетов со съемочных площадок, ни рассказов о «попиленном» бюджете, ни даже премьеры на Красной площади. «Тихая застава» словно возникла из ниоткуда. Однако, в отличие от большинства современных киноновинок, этот фильм имел твердую литературную основу – повесть писателя Валерия Поволяева, автора журнала «Пограничник» и ряда других изданий.

Сценаристом и постановщиком картины стал один из наиболее патриотичных отечественных кинодеятелей - Сергей Маховиков. Продюсеру Юрию Коновалову удалось привлечь к работе актеров первой величины – Андрея Чадова и Сергея Селина. Оператором-постановщиком стал Максим Шинкаренко, композитором – Эдуард Артемьев. Таким образом, подобрался крепкий коллектив, снявший крепкий фильм.

-4

Правда, еще до премьеры у тех, кто знаком с повестью Валерия Поволяева, возникли вопросы. На афишах фильм был заявлен как картина о подвиге 12-й заставы Московского погранотряда – той, что в течение многих часов героически отражала атаки противника, потеряв 25 человек. Но в повести «Тихая застава» ничего об этом событии не рассказывается. В фильме, как и в этом художественном произведении, речь идет о гипотетической заставе, а не о реально существовавшем подразделении. Так что будем считать такие афиши недоразумением.

События кинокартины происходят на границе Таджикистана и Афганистана в начале 90-х, вскоре после распада СССР. Над заставой еще реет советский флаг. На вопрос солдата о том, почему бы не заменить его российским «триколором», старшина в исполнении Сергея Селина отвечает: «Вот пришлют новый – заменим». Между прочим, очень правдивая деталь – на многих реально существовавших погранзаставах долгое время сохранялись советские флаги. Многие пограничники да и местные жители никак не могли осознать того, что прежде неприкосновенная граница СССР теперь принадлежит совсем другому государству.

-5

Впрочем, это единственный нестандартный момент, выделяющий «Тихую заставу» из множества подобных фильмов, снятых за последние 10–15 лет. В остальном она напоминает «9 роту», «Грозовой перевал» и прочие. Знатоки отечественного военного кинематографа перед началом просмотра даже делали ставки: на какой минуте на заставу нападут враги, за сколько минут до конца фильма в небе появятся боевые вертолеты и так далее. Некоторые даже предположили, что глупые враги станут бегать толпами, главные герои – стрелять «от бедра», будет много величавой музыки и героических фраз. И все это в фильме есть! К сожалению, знатоки угадывали практически каждый поворот сценария, что лишний раз подтверждает его излишнюю клишированность.

-6

Сюжет картины довольно прост. Рядом с кишлаком стоит застава. Ее весьма немногословного начальника (Андрей Чадов) бросила жена. По вечерам он пьет водку и поет: «Еду я на родину, пусть кричат – уродина!..» Впрочем, по службе начальник строг. Чего не скажешь о подчиненных. Солдаты на заставе – сплошь юмористы и артисты. Только и делают, что шутят и танцуют. Ни смертельной опасности, ни невероятного нервного напряжения, которыми памятна многим реальная служба в Таджикистане, в фильме не заметно.

-7

В кишлаке живет девушка, которая тайно влюблена в начальника заставы. Впрочем, у нее нет шансов, поскольку тот женат. В свою очередь, в эту девушку влюблен главный отрицательный персонаж – предводитель бандитов, мечтающий уничтожить заставу. Также имеется местный ветеран войны, который помогает пограничникам.

-8

Развитие событий ожидаемо. Девушка отвергает злодея, тот во главе банды нападает на заставу. Пограничники героически сопротивляются, но при этом гибнут. Бандитов расстреливают с подлетающих к заставе вертолетов. Сопереживающий пограничникам зритель, вцепившись в подлокотники кресла, приговаривает: «Эх, на минуту пораньше бы!..»

-9

Жаль, но и эта картина не превзошла «Государственную границу», несмотря на огромный потенциал заявленной тематики. Причина тому – слишком предсказуемое развитие сюжета. Еще одним недостатком «Тихой заставы» стала излишняя затянутость. Ее тайминг какие-то 89 минут, но кажется,что они не закончатся никогда. Виной тому – разъяснение очевидного и излишнее увлечение замедленными съемками. Запомнились бойцы, которые, стреляя на ходу, бесконечно долго бегут через поле на фоне заката… Красиво. Но очень скучно!

Следует отдать фильму должное - в нем множество деталей, говорящих о хорошем знании материала. Добротно построенные декорации заставы (даже краска на дверях правильная). Правдоподобны обмундирование пограничников и одежда местных жителей. Множество интересных операторских находок. Правда, те, кто был в начале 90-х в Таджикистане, все равно будут недовольны. Слишком уж свежо выглядит краска на БТР, вертолетах и касках, слишком уж зеленая трава и листва на деревьях, слишком чистая вода в ручьях и реках!

-10

Заслуга же «Тихой заставы» в том, что она привлекла внимание к событиям героического прошлого российских пограничников. Событиям, вроде бы, недавним, но уже подзабытым. Хочется верить, что эта картина – первая ласточка, предвещающая появление киношедевров, достойных величия подвига тех, кто когда-то сражался на далеком и пыльном таджикско-афганском рубеже.

Фото из сети интернет