Первая волна закрытия церквей в Ленинграде началась в конце 1917 года, когда перестали действовать домовые церкви при дворцах и особняках, конфискованных у владельцев. С конца 1920-х годов началось массовое закрытие приходских храмов. В 1929 году в Ленинграде было закрыто 49 православных церквей, в 1930 году — ещё 40, в последующие два года — 50, к ноябрю 1933 года в городе оставался всего 61 православный храм.
Снос храма Спаса на Крови в Ленинграде был назначен на 22 июня 1941 года. Городские власти решили взорвать здание, так как считали, что оно не имеет художественной и архитектурной ценности. Однако начало Великой Отечественной войны помешало это сделать. Взрывников в срочном порядке призвали на фронт, и храм устоял, несмотря на то что объект, предназначенный под снос, даже не стали маскировать от налётов вражеской авиации. Специальная комиссия, созданная в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, ратовала за сохранение памятника «как здания уникального, характерного для определённого периода русской архитектуры».
К 1941 году в Ленинградской епархии уцелел лишь 21 православный храм. Были закрыты монастыри и духовные учебные заведения, отсутствовала церковная печать. Общее количество православных священнослужителей в Ленинграде к 1941 году составляло около 55 человек.
Власти Ленинграда разрешили богослужения с началом войны в 1941 году, религиозный фактор сыграл важную роль в обороне города. Действовавшие весь период блокады храмы активно способствовали мобилизации материальных средств и духовных сил ленинградцев.
В Блокадном Ленинграде прекратились репрессии против священнослужителей. Богослужения пришлось приспособить к военным условиям: утром они начинались в 8 часов, вечером — в 16 часов. Многие молодые священнослужители ушли в армию, народное ополчение, на оборонное строительство. Оставшиеся изучали средства противопожарной и противовоздушной обороны на случай попадания в храм снарядов во время богослужения и возглавили соответствующие группы прихожан, созданные при каждом храме.
Также власти учли, что в условиях войны людям нужна вера и религия, поэтому ослабили контроль над религиозной сферой, открыли храмы и разрешили проводить богослужения. Существенным шагом городских властей навстречу верующим стало выделение православным приходам минимально необходимого количества вина и муки для причащения богомольцев.
Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) уже 22 июня 1941 года обратился с посланием к верующим и благословил их на борьбу за оборону Отечества. Это послание зачитывалось в храмах Ленинграда, и люди уходили на фронт, как на подвиг, благословленный Церковью.
23 июня 1941 года по инициативе митрополита Ленинградского Алексия все церковные приходы начали сбор средств на оборону города и нужды фронта. Прихожане собирали солдатам также тёплые вещи, жертвовали продовольствие для больных и раненых.
Священнослужители Ленинграда призывались в действующую армию редко: в конце июня 1941 года - диакон Иоанн Долгинский и протоиерей Николай Алексеев, в марте 1943 года - диакон Михаил Воронин. От голода в дни блокады умерли 20 из 50 священнослужителей.
Храмы, которые действовали в период Великой Отечественной войны:
Во время блокады Ленинграда Николо-Богоявленский морской собор стал одним из центров церковной жизни.
Богослужения в соборе совершались ежедневно с 8 до 10 часов и с 16 до 18 часов. В нём всю войну проживал и служил митрополит Алексий (Симанский). Несмотря на то, что владыке предложили эвакуироваться, он принял решение остаться в осаждённом городе, чтобы разделить с паствой ужасы блокадных дней и ночей. В дни блокады митрополит Алексий служил Божественную литургию один, без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а затем обходил Николо-Богоявленский собор с иконой Угодника, моля Его, чтобы Он сохранил храм и город от разрушения. Богослужения в соборе зачастую не прерывались даже по сигналу тревоги. За время войны собор был серьёзно повреждён обстрелами и бомбардировками, и был окончательно восстановлен лишь к 1953 году.
Князь-Владимирский собор в блокадном Ленинграде был одним из главных духовных центров города.
Здесь находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Документальных подтверждений крестного хода с иконой Казанской Божией Матери вокруг Ленинграда в годы блокады нет. Но легенда гласит, что из Владимирского собора вынесли икону и обошли с ней вокруг города. Считается, что черты, проведённой крестным ходом вокруг Ленинграда, враг так и не переступил. С 1942 года власти Ленинграда разрешили крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери внутри ограды вокруг Владимирского собора.
Протоиерей Михаил Владимирович Славнитский был настоятелем Князь-Владимирского собора в период с 17 февраля 1941 года по 3 февраля 1942 года. Никольской церкви на Большеохтинском кладбище после смерти дочери.
11 октября 1943 года протоиерею Славнитскому в числе 12 священников блокадного города были вручены медали «За оборону Ленинграда».
26 декабря 1944 года отец Михаил был избран членом Поместного Собора от Ленинградской епархии. 21 октября 1946 года он получил ещё одну правительственную награду — медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг».
Протоиерей Николай Ломакин всю блокаду Ленинграда провёл в городе. С февраля по июль 1942 года он служил настоятелем Князь-Владимирского собора.
В начале блокады отец Николай был настоятелем Никольской церкви на Большеохтинском кладбище. Он совершал литургии, служил молебны, но больше всего, по его словам, приходилось отпевать умерших ленинградцев.
Однажды вместе с клиром и прихожанами Ломакин пережил сильнейшую бомбёжку прямо в Пасхальную ночь 5 апреля 1942 года. В 5:30 вечера в юго-западную часть Князь-Владимирского собора упало две авиабомбы. В ту ночь он получил многочисленные повреждения осколками снарядов, особенно пострадали колонны при входе и южная стена, на которой были выбиты почти все окна.
За участие в героической обороне Ленинграда Ломакин был удостоен медали «За оборону Ленинграда».
После войны он выступал свидетелем на Нюрнбергском процессе.
1 июля 1942 года вместо отца Николая в Князь-Владимирский собор в качестве настоятеля был переведён протоиерей Павел Тарасов.
Протоиерей Павел Тарасов в начале войны был настоятелем Николо-Богоявленского собора, затем с 1942 года — Князь-Владимирского. Из четырёх настоятелей Князь-Владимирского собора блокадной поры протоиерей Павел Тарасов служил в нём дольше всех.
Был секретарём митрополитов Алексия (Симанского) и Григория (Чукова). Участвовал в деятельности городской специальной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
В 1943 году среди первых священнослужителей отец Павел был награждён медалью «За оборону Ленинграда», позднее — медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг». В 1944 году за церковно-патриотическую работу в дни блокады Ленинграда награждён Патриархом Сергием двумя наперсными крестами. В храме св. князя Владимира отец Павел оставался вплоть до полного снятия блокады в январе 1944 года.
С 12 января 1944 до марта 1946 года настоятелем Князь-Владимирского собора был протоиерей Филофей Поляков.
Во время войны отец Филофей служил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе, а с 1944 по 1945 годы был настоятелем Князь-Владимирского собора. В 1944 году Патриарх Сергий наградил его двумя наперсными крестами за церковно-патриотическую работу в дни блокады Ленинграда.
Благодаря паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму не упала, а возросла. Утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день.
В период войны и блокады клир и церковный совет Князь-Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства шли на военные нужды с 1941–1945 годы.
В целях увековечивания памяти погибших и молитвенного поминовения в Князь-Владимирском соборе создан Всероссийский Помянник, в базе данных которого содержатся сведения о 15 миллионах человек, в том числе около 13 миллионах участников Великой Отечественной войны и 900 тысячах погибших в годы блокады Ленинграда.
Во время Ленинградской блокады в подвале Спасо-Преображенского собора было оборудовано бомбоубежище на 500 человек.
Если во время службы объявляли тревогу, в нём могли укрыться прихожане и жители соседних домов, здесь оказывалась помощь раненым, и где люди, не имеющие возможности вернуться домой, могли переночевать. В подвале пытались поддерживать тепло, там был кипяток и запас медикаментов.
Собор по возможности поддерживал нуждающихся прихожан деньгами и предметами первой необходимости: дровами, свечами, лампадным маслом. Из кровельных листов, оставшихся в храме с довоенных времён, делали буржуйки, а фанерой закрывали выбитые окна. В нём всю блокадную зиму 1941–1942 годов нуждающимся помогали деньгами, дровами, свечами, маслом для освещения.
Протоиерей Павел Фруктовский — настоятель Спасо-Преображенского собора в Блокадном Ленинграде.
В первую блокадную зиму собор понёс особенно тяжёлые потери. К весне 1942 года из шести членов предвоенного клира осталось лишь двое: отец Павел и протодиакон Лев Егоровский.
Протодиакон Лев Егоровский в период блокады Ленинграда ежедневно служил в Спасо-Преображенском соборе вместе с настоятелем — протоиереем Павлом Фруктовским. Он жил в Парголово и временами, не имея сил вернуться домой, ночевал в подвале собора.
В 1943 году протодиакон Лев Егоровский был рукоположен во священники. Его единственный сын Игорь, ушедший в армию добровольцем, погиб на фронте.
Протодиакон Лев Егоровский был среди первых священнослужителей, награждённых осенью 1943 года медалью «За оборону Ленинграда».
Протоиерей Николай Сергеевич Алексеев с июля 1941 года по 1943 год находился в частях Советской армии на финском фронте в качестве рядового. В 1943 году возобновил священнослужение в Спасо-Преображенском соборе.
Во время блокады Ленинграда богослужения в Свято-Троицком храме в Лесном совершались ежедневно.
В первую блокадную зиму многие деревянные дома в Лесном были разобраны на дрова, Свято-Троицкий храм уцелел - настолько важен он был для людей. Действуя, церковь простояла до 1967 года, когда в связи с расширением пр. Непокоренных её снесли. Всё убранство перенесли в деревянную церковь св. Александра Невского на Шуваловском кладбище, заново открытую и освящённую 3 декабря 1966 года.
Иеромонах Павел Лигор с 1938 года - настоятель Свято-Троицкой церкви в Лесном в период блокады Ленинграда. В июле 1941 года его выслали в Поволжье, но он успел вернуться до того, как было сомкнуто кольцо блокады.
В храме собирались пожертвования в фонд обороны, происходил сбор средств на танковую колонну, неподалеку находился учебный танковый батальон. Танкисты посещали Троицкую церковь, особенно перед отправкой на передовую, делились со священнослужителями дровами пайком, напитком от цинги.
Блокадные настоятели:
Иеромонах Павел (Лигор) (1938-1943);
Священник Павел Михайловский (1943-1944);
Священник Сергий Румянцев (1944-1945).
Церковь святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах была одной из немногих, которые оставались действующими во время блокады Ленинграда.
Несмотря на то, что многие дома в Коломягах были разобраны на дрова, церковь продолжала служить. Это было связано с тем, что Димитрий Солунский считается покровителем воинов, поэтому местные жители молились здесь за своих родных на фронте. Сюда же приходили молиться лётчики и бойцы батальона аэродромного обслуживания Комендантского аэродрома.
У алтаря храма погребён протоиерей Иоанн Горемыкин (1869–1958), служивший здесь настоятелем с 1940 по 1950 год. Когда отец Иоанн совсем ослаб от голода, прихожане привозили его на санках Отец Иоанн наотрез отказался эвакуироваться из блокадного Ленинграда, хотя имел такую возможность. Каждый день он очень рано приходил в церковь. От недоедания священник обессилел и нередко служил сидя. Прихожане привозили его в церковь на санках на службу с Петроградской стороны.
Уже после войны, 21 октября 1946 года, Иоанна Горемыкина наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг».
Серафимовский храм на одноименном кладбище 28 апреля 1942 года храм был передан церковной общине и возрождён.
В годы блокады на Серафимовском кладбище было похоронено свыше ста тысяч человек. В 1957–1965 годах при входе на кладбище со стороны Серебрякова переулка над местом блокадных захоронений возвели мемориал.
В годы блокады Ленинграда настоятелем храма был протоиерей Николай Иванович Ломакин. Он также исполнял обязанности благочинного церквей Ленинградской области и города Ленинграда. После войны отец Николай был награждён медалью «За оборону Ленинграда», а в 1946 году он участвовал в Нюрнбергском процессе в качестве свидетеля, где рассказал об ужасах блокады, немецких налётах и страшной смерти мирных жителей.
Никольская церковь Большеохтинского кладбища.
Священники отпевали умерших, прерываясь только на ночь.
Протоиерей Михаил Славнитский был одним из немногих штатных священников Ленинграда в годы блокады (1941–1944). В начале блокады он был настоятелем Князь-Владимирского собора.
После смерти дочери Натальи, умершей в дни блокады на своём рабочем месте и похоронённой на Большеохтинском кладбище, отец Михаил попросил перевести его настоятелем кладбищенской Никольской церкви, поближе к месту упокоения дочери. Здесь он прослужил всю войну.
Во время бомбардировки города в первую блокадную Пасху 1942 года, когда бомба попала в здание, расположенное рядом с Никольской Большеохтинской церковью, отец Михаил вынес из разрушенного дома несколько стариков и детей.
Осенью 1943 года протоиерей Михаил Славнитский был награждён медалью «За оборону Ленинграда». В газетном сообщении о вручении высокой правительственной награды отмечалось, что он состоит в группе самозащиты и несёт дежурство по обеспечению общественного порядка в своём доме.
Храм святого праведного Иова Многострадального на Волковском кладбище.
Во время блокады действовал непрерывно и принял значительную часть скорбного служения по отпеванию умерших в первую блокадную зиму ленинградцев. Несмотря на сложности с совершением таинства Евхаристии из-за недостачи муки и вина в городе, литургическая жизнь в храме не прекращалась.
Блокадными настоятелями храма Иова Многострадального на Волковском кладбище были:
Протоиерей Михаил Александрович Смирнов (1888-1962).
В годы блокады активно участвовал в сборе средств в фонд обороны, состоял бойцом группы самозащиты МПВО, тушил зажигательные бомбы.
Протоиерей Владимиров Коронат Владимирович (1890–1964).
Спасо-Парголовская церковь.
Во время Великой Отечественной войны стала утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Отпевание погибших и умерших ленинградцев проводилось постоянно.
Блокадный настоятель протоиерей Александр Мошинский был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Храм святого равноапостольного князя Владимира (Князь-Владимирская церковь) в посёлке Лисий Нос во время блокады Ленинграда был одним из немногих православных храмов, в которых не прекращались богослужения.
В Пасху 1943 года для праздничной службы был отменён комендантский час. Накануне Пасхи 1944 года перед храмом прошло построение танковой колонны «Димитрий Донской».
Настоятелями храма в годы блокады Ленинграда были:
Иерей Курковский Евгений Григорьевич (1937 год, годы Великой Отечественной войны).
Иерей Владимир (Кобец) (с 30 сентября 1942 по октябрь 1944 года).
В годы блокады Ленинграда участвовал в сборе средств в фонд обороны, был бойцом группы противовоздушной обороны, тушил зажигательные бомбы.
11 октября 1943 г. вместе с митрополитом Алексием (Симанским) и еще 10-ю священниками награжден медалью «За оборону Ленинграда». Это был первый в истории советской России случай, когда правительственную награду получили православные священнослужители.
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Блокадный храм) на Малой Охте в Санкт-Петербурге.
История храма начинается с каменной церкви во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины, которую построили на Малой Охте в 1778–1781 годах. В 1848–1857 годах её перестроили по проекту архитекторов Карла Маевского и Василия Небольсина.
В 1938 году советские власти закрыли церковь, арестовав её последнего настоятеля протоиерея Иоанна Лескова. Храм обезглавили, устроили в нём кинотеатр, а в 1960-е годы полностью разрушили.
В 1996 году в память о героях и жертвах блокады на месте разрушенного началось строительство нового храма по проекту Феликса Романовского и Юрия Груздева. Завершено в 2001 году.
28 августа 2001 года храм был освящён в честь праздника Успения Богородицы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
Священнослужители блокадного Ленинграда, получившие государственные награды
Помним, гордимся... Вечная память...
Всем мирного над головой неба...