Людмила Шагалова — имя, которое навсегда осталось в памяти любителей советского кинематографа. Ее роли в таких фильмах, как «Не может быть», «Дело № 306», «Верные друзья», «Женитьба Бальзаминова» и многих других, стали культовыми. Однако судьба актрисы сложилась далеко не так благополучно, как можно было бы предположить. Последние 12 лет ее жизни были омрачены тяжелыми испытаниями. Что же произошло с легендарной Людмилой Шагаловой, и почему она почти полностью потеряла зрение?
Детство
Детство Людмилы трудно назвать счастливым. Ее мать ушла из жизни, когда девочке было всего два года. Отец, Александр Шагалов, оставшись вдовцом, решил не вступать в новый брак. Тем не менее, из-за своей должности заместителя наркома танковой промышленности он не мог уделять дочери достаточно времени. Все заботы о воспитании Людмилы взяла на себя бабушка, ставшая для девочки главным человеком в жизни.
Без строгого родительского надзора Людмила росла энергичным и бесстрашным ребенком. Ей было свойственно постоять за себя, а в случае необходимости она могла применить кулаки. По ее собственным воспоминаниям, обидчики никогда не оставались безнаказанными. Этот боевой характер неожиданно сыграл ключевую роль в ее будущем.
Первые шаги в кино: случайное знакомство
Случай, который изменил жизнь Людмилы, произошел у школы, когда ей было 14 лет. В тот день она поссорилась с одноклассницей, и конфликт перерос в настоящую драку. На помощь подоспела незнакомая женщина, которая разняла девочек. Она внимательно посмотрела на Людмилу и произнесла фразу, ставшую началом новой главы в жизни юной сорвиголовы:
«Чем драться, может, хочешь сниматься в кино?»
Эта женщина оказалась ассистентом режиссера со студии «Союздетфильм», где как раз подыскивали детей для фильма «Семиклассники». Так началась актерская карьера Людмилы Шагаловой, которая впоследствии принесла ей всенародную любовь и признание.
Режиссером фильма «Семиклассники» был выдающийся Яков Протазанов, чье имя связано с созданием таких шедевров, как «Праздник святого Йоргена», «Аэлита» и «Бесприданница». Озорная и энергичная Людмила сразу привлекла его внимание, и он утвердил ее на одну из эпизодических ролей.
На съемочной площадке Шагалова чувствовала себя уверенно. Она активно импровизировала, предлагала свои идеи и даже подсказывала, в каких эпизодах ее героиня могла бы появиться. Протазанов с улыбкой реагировал на ее энтузиазм, шутя:
«Какая ты хитренькая, Ляля! Хочешь, чтобы я увеличил твою роль?»
Однако эти творческие инициативы не остались незамеченными: режиссер добавил в сценарий несколько дополнительных сцен с участием Людмилы. Так Яков Протазанов стал первым, кто распознал в ней актерский талант и дал старт ее карьере в кино. Кстати, именно он впервые назвал Шагалову Лялей — прозвище, которое закрепилось за ней на всю жизнь.
После выхода «Семиклассников» на экраны у юной актрисы появились новые предложения. Ей предложили сыграть зрительницу в цирке в фильме «Высокая награда». Казалось, что за этим проектом последуют новые роли, но судьба распорядилась иначе: началась война.
Война и эвакуация
В 1940 году отца Людмилы арестовали, и его отправили в лагерь. Спустя год Шагалова вместе с бабушкой эвакуировалась на Урал, оставив все надежды на продолжение актерской карьеры.
В Челябинске Людмила устроилась работать на оборонный завод, где почти два с половиной года занимала должность коменданта охраны. Времени на мечты о кино не оставалось. Она полностью сосредоточилась на новых обязанностях, а в редкие свободные часы изучала немецкий язык, надеясь в будущем стать переводчицей.
Возвращение в кино: ВГИК и «Молодая гвардия»
Вернувшись в Москву, Людмила Шагалова изначально намеревалась осуществить свой план и поступить в Институт иностранных языков. Однако, ожидая трамвай на остановке, она заметила объявление о наборе студентов во ВГИК. Этот момент стал переломным в её жизни: внезапно осознав, что её сердце принадлежит кино, Людмила тут же села в трамвай и отправилась сдавать вступительные экзамены в институт кинематографии.
В тот год во ВГИКе открылся первый курс под руководством выдающихся мастеров Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Среди студентов оказались такие будущие звезды, как Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Сергей Гурзо и Сергей Бондарчук. Людмила Шагалова также попала в эту блестящую компанию.
Этот курс позже назовут «молодогвардейским» благодаря фильму «Молодая гвардия», где Сергей Герасимов задействовал практически всех своих студентов. Людмиле доверили роль Валерии Борц — героини, одной из немногих, кто остался в живых после событий, описанных в картине.
Премьера фильма состоялась в октябре 1948 года и принесла его создателям невероятный успех. Людмила Шагалова, как и её коллеги по съемочной площадке, была удостоена Сталинской премии.
«Нам пятерым актёрам досталось сто тысяч рублей, которые мы поделили поровну. На эти деньги мы с Лялей Шагаловой смогли по блату купить в ГУМе шубы из цигейки», — вспоминала Инна Макарова.
Высокая награда, которую получила Шагалова, сыграла неожиданную роль в судьбе её отца. Узнав о том, что дочь стала лауреатом Сталинской премии, руководство лагеря, где содержался Александр Шагалов, смягчило условия его заключения. А в 1953 году, после смерти Сталина, он вышел на свободу. Таким образом, успех Людмилы не только обеспечил ей место в истории кинематографа, но и помог спасти жизнь близкого человека.
Завершив обучение в институте, Людмила Шагалова сразу погрузилась в работу в кинематографе. Ее дебют в качестве профессиональной актрисы состоялся в фильме Александра Довженко «Прощай, Америка!», где ей досталась роль стенографистки американского посольства Сесилии Вонг.
Однако судьба этой картины оказалась непростой: фильм пролежал на полке долгих 45 лет и увидел свет только в 1996 году.
Характерные роли: путь к культовому образу
Совсем иначе сложилась история следующей работы Людмилы. Фильм «Верные друзья» стал настоящим триумфом, получив признание не только в Советском Союзе, но и за его пределами. В 1954 году на кинофестивале в Карловых Варах картина была удостоена главного приза, а игра молодой актрисы Людмилы Шагаловой вызвала особое восхищение.
Для самой Людмилы эта награда была особенно значимой, ведь съемки «Верных друзей» оказались для нее не только сложными, но и опасными для жизни.
В одной из ключевых сцен фильма героиня Шагаловой, работница конефермы, пытается остановить табун несущихся лошадей. По сюжету, неуправляемые животные сбивают ее с ног. Для съемок этой сцены требовалось настоящее мужество.
Людмила чувствовала страх и попросила режиссера Михаила Калатозова заменить ее на дублершу. Однако услышала в ответ:
«Не думал я, что актриса, снявшаяся в «Молодой гвардии», такая трусиха. Ну что же, если боишься, будем снимать куклу».
Эти слова задели гордость Шагаловой, и она решилась на съемку, предупредив, что готова выдержать лишь один дубль. Но обстоятельства потребовали пяти дублей. Каждый раз, когда табун лошадей мчался над лежащей на земле актрисой, она мысленно прощалась с жизнью.
Этот эпизод не только вошел в фильм, но и стал символом смелости и профессионализма Людмилы Шагаловой, доказав, что искусство требует полной самоотдачи.
В последующие годы Людмила Шагалова не прекращала активно сниматься, пополняя свой послужной список новыми работами. Среди её наиболее известных ролей — Людмила Иркутова в картине «Дело № 306», Нина в фильме «Не имей 100 рублей», Дуся в «Ровеснике века», Надежда Федоровна в «Дуэли» и Тереза в ленте «713 просит посадку».
Женитьба Бальзаминова
Однако все эти роли, несмотря на их популярность, оставались второстепенными. Лишь в 1964 году актриса получила свою первую главную роль в фильме «Женитьба Бальзаминова».
Главная роль оказалась для Шагаловой весьма необычной: 39-летней красавице предложили сыграть 60-летнюю мать главного героя. Узнав о предложении, Людмила не смогла сдержать удивления и воскликнула:
«Господи, неужели я так плохо выгляжу?»
После размышлений она всё же решила согласиться и ни разу об этом не пожалела. Более того, роль старухи Павлы Петровны стала её своеобразной визитной карточкой.
«Матушка Бальзаминова стала как бы моим персональным «Штирлицем». К тому же я поняла, что характерные и возрастные роли мне вполне по силам», — шутила актриса.
Съёмки «Женитьбы Бальзаминова» оказались для Людмилы не только актёрским вызовом, но и физическим испытанием. Одной из самых неприятных сторон работы стал сложный грим. Чтобы сделать Шагалову старше и придать ей вид 60-летней женщины, каждый день её по 2-3 часа удерживали в кресле гримёра.
«Тут тянут, там рисуют, там клеят. Всё это было настолько болезненно, что терпение иногда просто иссякало. Я даже старалась не смотреть в зеркало, чтобы не видеть, кого из меня делают», — делилась воспоминаниями актриса.
Единственным утешением для Людмилы было то, что её коллега по фильму Георгий Вицин также испытывал неудобства, но по противоположной причине. Чтобы превратить 46-летнего артиста в 20-летнего Мишу Бальзаминова, гримёры использовали всевозможные методы омоложения. Устав от этих процедур, Вицин однажды пошутил:
«Этот фильм нужно назвать не «Женитьба Бальзаминова», а «Женитьба забальзамированного».»
Во время съёмок фильма «Женитьба Бальзаминова» Людмила Шагалова и Георгий Вицин сблизились и быстро стали друзьями. Их творческое сотрудничество продолжилось. В комедии Леонида Гайдая «Не может быть!» они изображали мужа и жену, а в фильме «А вы любили когда-нибудь» — дочь и мать. Причём роль матери досталась Вицину, что добавило ситуации комичности.
Съёмки у Леонида Гайдая оставили в памяти Шагаловой особый след. По сценарию актёры должны были сидеть за пышным свадебным столом, но вкусить от угощений так и не удалось. Чтобы продукты не испортились и никто из съёмочной группы не соблазнился попробовать их, директор картины распорядился облить всё керосином. Людмила вспоминала, что запах в павильоне был просто удушающим. Артисты старались работать безупречно, ведь никому не хотелось затягивать процесс лишними дублями.
От комедий до детских сказок
Те, кто знал Людмилу Шагалову, всегда отмечали в её образе что-то сказочное, озорное и слегка кукольное. Неудивительно, что прозвище Ляля так идеально подходило актрисе. Возможно, именно благодаря этому она с особым удовольствием снималась в фильмах для детей. Её роли в таких лентах, как «Сказка о потерянном времени», «Усатый нянь», «Пеппи Длинныйчулок» и «Остров сокровищ», принесли радость не одному поколению зрителей.
Уход из кино: достоинство превыше карьеры
Всего в фильмографии Людмилы Шагаловой насчитывается более 50 работ. Однако этот список мог быть значительно больше, если бы актриса не решила покинуть кинематограф. Ещё в молодости она дала себе обещание: завершить карьеру в 70 лет, чтобы не выглядеть на экране нелепо, пытаясь казаться моложе. Но однажды, в возрасте 65 лет, она услышала от врача в поликлинике:
«Ой, Людмила Александровна, как вы здорово изменились!»
Эта фраза заставила её задуматься, и она решила не ждать 70-летнего рубежа. Людмила объявила о завершении своей карьеры.
Кроме того, актриса призналась, что с годами достойных ролей становилось всё меньше, а участвовать в посредственных проектах она не хотела. Для неё было важнее сохранить высокий уровень своего творчества, чем просто находиться в кадре ради количества.
Последними фильмами, в которых зрители могли увидеть Людмилу Шагалову, стали комедийные ленты «Где находится нофелет» и «Ссуда на брак».
Семья и личная жизнь: союз с Вячеславом Шумским
После завершения кинокарьеры Людмила Шагалова посвятила себя семье. Её единственный брак оказался долгим и счастливым. Со своим будущим мужем, Вячеславом Шумским, она познакомилась ещё в годы учёбы во ВГИКе, где он обучался на операторском факультете.
Шумский пришёл в институт после фронтовой службы и тяжёлого ранения, из-за которого первое время ходил с палочкой.
«Когда я впервые увидела Вячеслава, подумала: ну надо же — такой симпатичный парень и хромает. А оказалось, что он тоже положил на меня глаз», — делилась воспоминаниями актриса.
Ухаживания Вячеслава были по-настоящему трогательными. Вместо цветов он приносил Людмиле бутерброды, что в голодные послевоенные годы было по-настоящему ценным. Однажды он даже подарил ей тёплые шерстяные чулки.
Вячеслав Шумский стал известным оператором, работая в паре с режиссёром Станиславом Ростоцким, с которым подружился ещё во время учёбы. Их совместные работы — «Доживём до понедельника», «Белый Бим, Чёрное ухо» и «А зори здесь тихие» — стали классикой советского кинематографа.
В фильмографии Шумского также значатся такие известные картины, как «Три плюс два», «Преступление и наказание» и «Дом, в котором я живу». Его вклад в киноискусство оказался не менее значимым, чем у его супруги.
В 1948 году у Людмилы и Вячеслава родился сын Геннадий. После окончания школы он решил продолжить семейное дело и поступил во ВГИК, выбрав режиссёрский факультет. Впоследствии Геннадий снял четыре фильма, среди которых наиболее известен «Голубой портрет».
Кроме того, Геннадий Шумский проявил себя как актёр, снявшись в таких фильмах, как «Станционный смотритель», «Огненные дороги» и «Охота на дракона». Помимо этого, он работал сценаристом, подтверждая, что талант и любовь к кино передались ему от родителей.
После завершения своей кинокарьеры Людмила Шагалова сосредоточилась на создании уюта в своей небольшой квартире. Вместе с мужем, Вячеславом Шумским, они слыли гостеприимной парой и с радостью принимали у себя друзей и близких.
Даже после ухода из кино Людмила продолжала тщательно следить за собой. Она заботилась о своей коже, поддерживала хорошую физическую форму, всегда выглядела элегантно и носила модные наряды. Её знакомые отмечали, что она всегда оставалась яркой и ухоженной женщиной.
Трагедия и последние годы
Однако в 2000 году в жизни актрисы произошла трагедия. Людмила, давно испытывавшая проблемы со зрением, решилась на операцию по лазерной коррекции. Но вмешательство оказалось неудачным, и она полностью лишилась зрения.
Для деятельной и энергичной женщины это стало настоящим ударом. Некогда открытый и обширный мир сузился до размеров её двухкомнатной квартиры. Людмила больше не осмеливалась выходить на улицу, опасаясь упасть и получить травму. Из-за отсутствия балкона единственной возможностью подышать свежим воздухом для неё стали открытые форточки.
Все домашние обязанности взял на себя Вячеслав Шумский. Он ходил за покупками, занимался уборкой, стирал и готовил. Поддержка семьи оказалась неоценимой. Сын Геннадий, живший вместе с женой и детьми в соседнем доме, регулярно навещал родителей и помогал во всём, что требовалось.
Несмотря на потерю зрения, Людмила Шагалова не позволила себе замкнуться в одиночестве и продолжала находить радость в жизни. Она поддерживала связь с многочисленными друзьями и знакомыми по телефону, оставаясь в курсе всех событий. Особый интерес актриса проявляла к литературе: её муж и внуки часто читали ей вслух книжные новинки, которыми она так увлекалась. Вместо телевизора, Людмила привыкла слушать передачи по радио.
Людмила Шагалова и Вячеслав Шумский прожили вместе более 60 лет в любви и гармонии. Их союз стал примером крепкой семьи, основанной на взаимной поддержке и преданности. Жизнь обоих завершилась с разницей всего в год: Вячеслав ушёл из жизни 23 января 2011 года, а Людмила — 13 марта 2012 года.
Чтобы быть в курсе новинок и узнавать о свежих тестах одним из первых, предлагаю подписаться на мой telegram-канал. В нём будут только анонсы новых публикаций — ничего лишнего. Это удобный способ оставаться на связи и не пропускать интересные материалы.
Перейти на Telegram-канал «Назад в СССР» и присоединиться! 😊
Супруги заранее выразили желание быть похороненными рядом. Их последняя воля была исполнена: Людмила и Вячеслав обрели покой на Перепечинском кладбище, оставив после себя светлую память в сердцах близких и поклонников.