Найти в Дзене

Ка-50 "Черная акула": история создания

После появления известий из США о том, что американцы намереваются выпускать серийно ударный вертолет с противотанковым оружием, потребовался ответ СССР. У Советского Союза был довольно удачный вертолет Ми-24 "летающая БМП", но его возможности были ограничены. Постановлением Совета Министров и ЦК КПСС было выдано задание ОКБ Миля и ОКБ Камова на конкурсной основе создать ударный вертолет. В то время ОКБ Миля было очень сильное и даже намеревалось забрать себе заказы на вертолеты для ВМФ, но ОКБ Камова, наоборот, громко заявила о себе и создало уникальный ударный вертолет. На конкурс был представлен вертолет соосной схемы В-80, в такой схеме нет хвостового винта, есть два больших винта, которые крутятся с противоположные стороны. А оба вертолета представленные на на конкурс получили по два одинаковых двигателя по 2 200 л. с. Конкурент В-80 Ми-28 был выполнен по классической схеме и получил новый редуктор, с которым начались проблемы. В-80 изначально сделали одноместным, морские вертолет
В-80. Третий летный экземпляр. https://i.pinimg.com/736x/ac/1a/15/ac1a151166eba4925cb9cbd6c9a457f9.jpg
В-80. Третий летный экземпляр. https://i.pinimg.com/736x/ac/1a/15/ac1a151166eba4925cb9cbd6c9a457f9.jpg

После появления известий из США о том, что американцы намереваются выпускать серийно ударный вертолет с противотанковым оружием, потребовался ответ СССР.

У Советского Союза был довольно удачный вертолет Ми-24 "летающая БМП", но его возможности были ограничены.

Постановлением Совета Министров и ЦК КПСС было выдано задание ОКБ Миля и ОКБ Камова на конкурсной основе создать ударный вертолет.

В то время ОКБ Миля было очень сильное и даже намеревалось забрать себе заказы на вертолеты для ВМФ, но ОКБ Камова, наоборот, громко заявила о себе и создало уникальный ударный вертолет.

На конкурс был представлен вертолет соосной схемы В-80, в такой схеме нет хвостового винта, есть два больших винта, которые крутятся с противоположные стороны.

А оба вертолета представленные на на конкурс получили по два одинаковых двигателя по 2 200 л. с.

В-80
В-80

Конкурент В-80 Ми-28 был выполнен по классической схеме и получил новый редуктор, с которым начались проблемы.

Ми-28 в Ле Бурже
Ми-28 в Ле Бурже

В-80 изначально сделали одноместным, морские вертолеты Камова имели высокий уровень автоматизации, и на новом вертолете решили максимально автоматизировать процессы управления машиной и применения вооружения. И за счет этого возложить обязанности летчика и штурмана-оператора вооружения на одного человека.

У Ми-28 два члена экипажа: летчик и штурман-оператор, схема расположения друг за другом, как на Ми-24.

Проектирование В-80 ("Изделие 800") началось на Ухтомском вертолетном заводе имени Н. И. Камова в январе 1977 г. Работы возглавил конструктор Сергей Михеев.

Соосная схема позволяет использовать 100 % мощности двигателей. Статический потолок и вертикальная скороподъемность выше, чем у вертолетов выполненных по традиционной схеме. Аэродинамическая симметрия и отсутствие перекрестных связей в каналах управления упрощает пилотирование вертолета. У такой машины значительно меньше ограничений по углам скольжения, угловым скоростям и ускорениям во всем диапазоне скоростей полета. Вертолет с соосной схемой может делать "плоский" ("педальный") разворот с большими углами скольжения во всем диапазоне скоростей полета, что позволяет наводить неподвижное бортовое оружие. Такой разворот позволяет вертолету взлетать-садиться с ограниченных площадок при любых направлениях ветра и больших его скоростях. Машина может страгиваться с режима висения с большим ускорением. На небольших скоростях полета вертолет может выполнять "воронку" или боковой вираж, при этом цель постоянно находится в поле зрения обзорно-прицельных систем.

Есть и отрицательные стороны соосной схемы. Большая масса несущей системы, сложная и громоздкая колонка несущих винтов, специальные устройства предотвращающие соударение лопастей.

В-80 был одноместным, что дало повод противникам ОКБ Камова говорить, что один летчик хуже двух. Хотя при моделировании на стендах и на испытаниях концепция одноместного боевого вертолета жизнеспособна.

В качестве основной системы вооружения выбрали противотанковый ракетный комплекс "Вихрь" Тульского КБ приборостроения. Ракета наводится на цель лазером, это позволяло добиться высокой точности стрельбы на большой дальности. Дальность пуска ракеты превышала радиус поражения зарубежных ЗРК "Чаппарэл", "Роланд" и "Рапира".

Контактный и неконтактный взрыватель и мощная кумулятивно-осколочная боевая часть позволяла поражать не только танки, но и воздушные цели.

В качестве пушечной установки выбрали 30-мм пушку 2А42, ее пришлось поставить в районе центра масс по правому борту, в самом прочном и жестком месте фюзеляжа, это благоприятно сказалось на точности стрельбы.

-4

Грубо пушку наводят с помощью вертолета, а для точного наведения применяют гидропривод.

В арсенал В-80 вошли: блоки НАР, пушечные контейнеры УПК-23-250, авиабомбы, контейнеры мелки грузов, а в перспективе управляемые ракеты "воздух - поверхность" и "воздух - воздух".

Разрабатывал прицельную систему Красногорский оптико-механический завод "Зенит". Телевизионный автоматический прицельный комплекс "Шквал" создавался для самолета Су-25Т и вертолета В-80. Единый прицельно-пилотажный навигационный комплекс (ПрПНК) "Рубикон" для В-80 делало Ленинградское научно-производственное объединение "Электроавтоматика".

Для повышения живучести двигатели разнесли по бортам корпуса, возможность полета на одном двигателе, защита кабины летчика с помощью стальной и алюминиевой брони и бронестекол, бронировалась гидравлическая рулевая система и тяги управления, более важные агрегаты и системы закрывались менее важными, топливные баки заполнялись пенополиуретаном и их протектирование, применение композитов, которые сохраняют работоспособность при поражении силовых элементов конструкции, разработка двухконтурной конструкции лонжерона лопасти, обеспечивалась работоспособность трансмиссии в течение 30 минут после поражения маслосистемы и др.

Кабина защищена разнесенными металлическими плитами общей массой 300 кг., броню ввели в силовую конструкцию фюзеляжа. Обеспечивается защита летика от 12,7-мм пуль и осколков 20-мм снарядов. Кабина достаточно жесткая и при ударе об землю внутренний объем изменяется не более, чем на 15 %.

Большим достижением была установка ракетно-парашютной катапультной системы К-37-800 НПО "Звезда". Конструкция шасси должна поглощать большие нагрузки при аварийной посадке, конструкция топливной системы исключает возгорание после аварийного грубого приземления.

В-80 должен был применяться как автономно, так и в составе разведывательно-ударного комплекса с авиационными и наземными средствами разведки и целеуказания.

Защита эскизного проекта и макета В-80 состоялась в апреле - мае 1981 г., через год был построен первый опытный образец. На нем не было катапультного кресла и пушки, а также были нештатные двигатели.

17 июня 1982 г. летчик-испытатель Бездетнов впервые выполнил на В-80 висение, а 23 июля произвели первый полет по кругу.

На первом экземпляре в качестве маскировки нарисовали окна, даже приклепали прозрачные накладки, но одна оторвалась и попала в двигатель, пришлось сажать машину на одном двигателе. В августе 1983 г. выпустили второй опытный экземпляр В-80, он предназначался для отработки систем авиационного оборудования и вооружения. На нем уже появились двигатели ТВ3-П7ВМА. Смонтировали прицельно-пилотажно-навигационный комплекс "Рубикон" и подвижная пушечная установка НППУ-80. Взлетел второй экземпляр 16 августа.

В октябре 1983 г. произошло совещание авиационных специалистов по выбору перспективного боевого вертолета. Большинство поддержали В-80, он обходил Ми-28 по более простой технике пилотирования, большему статистическому потолку и вертикальной скороподъемностью. В-80 также превосходил милевскую машину критерию "эффективность - стоимость".

В 1984 г. проходили Государственные сравнительные испытания В-80 и Ми-28. Камовская машина подтверждала свое превосходство.

В том же году умирает "лоббист" В-80 маршал авиации Кутахов и у Ми-28 появляется новый шанс.

Под производство В-80 выделили Арсеньевский завод "Прогресс", который в то время выпускал Ми-24.

В апреле 1985 г. второй опытный В-80 впервые продемонстрировали высшему руководству СССР в Белоруссии. При подготовке к показу произошла катастрофа, в которой погиб летчик Ларюшин. Когда он ускоренно уходил с малой высоты к земле за препятствие схлестнулись винты и вертолет упал.

Чтобы избежать перехлеста лопастей в дальнейшем, у В-80 увеличили расстояние между несущими винтами, органы управления специально затяжелили, при опасном сближении лопастей и т. д.

Для завершения программы оценки летно-технических характеристик вертолета в декабре 1985 г. был выпущен третий опытный В-80. На него установил вверху носовой части фюзеляжа макет низкоуровневой телевизионной прицельной системы "Меркурий", она предполагалась для обеспечения боевого применения ночью.

В рамках второго этапа Государственных сравнительных летных испытаний В-80 летал с недоведенным комплексом "Шквал" и с недопоставкой необходимого количества ПТУР "Вихрь".

Согласно требования техзадания цели вертолеты должны были поражать на 6 - 8 км. Если Ми-28 со своими радиокомандными ракетами "Атака" поражали цели на 5 300 м, а В-80 "Вихрями" с лазерно-лучевой системой наведения на 8 км. В боевых условиях В-80 мог запускать ракеты вне зоны действия объектовой ПВО врага.

Несмотря на то, что у Ми-28 пушка могла отклоняться по азимуту на ±110", а у В-80 — только на 2' влево и 9° вправо, а пушка В-80 была закреплена в центре масс, точность камовской машины была в 2,5 - 4 раза выше, чем у Ми-28 (2 мрад. против 5 - 8 мрад.). И у В-80 боекомплект пушки был 500 снарядов, что было в два раза больше, чем у Ми-28.

По результатам испытаний была доказана реальность выполнения пилотом В-80 функций пилота и штурмана-оператора вооружения. Четыре института МО выдали в октябре 1986 г. окончательно заключение о целесообразности выбора В-80 в качестве перспективного боевого вертолета Советской Армии.

Были и замечания по оснащению вертолетов.

Нужно было повысить надежность бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. В-80 должен был получить бортовой комплекс обороны (станцию обнаружения лазерного облучения, устройство отстрела пассивных помех), сопрягать прицельно-пилотажно-навигационный комплекс с аппаратурой наземных и авиационных разведывательных средств, реализовать возможность боевого применения машины ночью (телевизионная система ночного видения "Меркурий" не была доведена и в полетах не применялась).

14 декабря 1987 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое определяло порядок и сроки завершения создания основного перспективного боевого вертолета-штурмовика В-80Ш-1 и запуска его в серийное производство на заводе "Прогресс" в Арсеньеве.

-5

В марте 1989 г. на Ухтомском вертолетном заводе в марте 1989 г. изготовили четвертый летный экземпляр, в апреле 1990 г. - пятый, который стал эталоном для серийного производства.

Обе машины оборудовали устройствами постановки пассивных помех УВ-26 и системой предупреждения о лазерном облучении. В состав комплекса "Рубикон" ввели аппаратуру внешнего целеуказания. Аналоговая система управления оружием была заменена на облегченную новую на базе ЦВМ. В-80 № 5 получил ракетно-парашютную систему аварийного спасения летчика.

Завод "Прогресс" выпустил в 1991 г. головную машину из 12 запланированных В-80Ш-1 установочной серии.

После развала СССР все работы существенно замедлились, новые "реформаторы" решили на армии сэкономить. ВПК было предложено без помощи государства выходить на внешние рынки. А такая помощь была очень нужна, в то время после "Бури в пустыне" нужно было сделать вертолет всесуточным. Если "Апач" получил ночное видение в 1984 г., то для Ка-50 подобная система создавалась и очень медленно.

Ка-50 в 1992 г. показали сначала в Жуковском, а потом в Фарнборо. Изначально на борту написали на английском "Вервольф". Хотя к тому времени уже сняли аналог американского фильма об "Апаче" "Голубой гром", наш фильм назвали "Черная акула", где себя сыграл главный конструктор и пилот.

Телевизионная система ночного видения "Меркурий" показала себя плохо.

-6

И срочно создавалась прицельно-пилотажная тепловизионная система "Столб". Ка-50 даже ставили массогабаритный макет будущего тепловизора. С ним вертолет даже снялся в фильме "Черная акула".

Массогабаритный макет "Столба"
Массогабаритный макет "Столба"

Из-за экономического кризиса "Столб" доработали только в середине 1990-х гг., но установили его по иронии судьбы на Ми-28.

"Столб" на Ми-28
"Столб" на Ми-28

"Столб" впоследствии заменят на ТОЭС-521.

А камовцы поставят на вертолет французский тепловизор "Томпсон" и продемонстрируют Ка-50Ш в 1995 г.

-9

Французский тепловизор интегрировали в оптико-электронную систему "Самшит-50Т". На Ка-50 ставили еще один французский тепловизор "Сагем"

-10

Отечественные аналоги такого же качества отсутствовали.

Для пилотирования вертолета ночью пилот получил очки ночного видения ОНВ-1.

Всего за годы "серийного" производства выпустят всего 9 машин, аргумент милевцев о невозможности пилота эффективно применять вооружение победит и Ка-50 снимут с производства.

Спасибо за прочтение.

Источники: Ка-50/Ка-52: сорок лет, полет нормальный!, Тепловизор для "Акулы", Опытный боевой вертолет В-80.