Найти в Дзене

Врач рассказала - когда ребенок начинает говорить и что влияет на речевые навыки?

Первые слова и предложения ребенка: в каком возрасте малыши начинают говорить, как учить их разговаривать, что важно знать о речевом развитии. С первых дней жизни малыша его родители пристально контролируют все вопросы, касающиеся его здоровья и физического благополучия. Также важны нервно-психические навыки и новые умения ребенка. Первая улыбка, сидение, ползание и, наконец, первый шаг: все это незабываемо. с особым трепетом родители ждут первые слова крохи. Что он скажет первым — «папа» или «мама», — как быстро научится говорить? Речевое развитие — это наглядный показатель полноценного развития центральной нервной системы. Поэтому, если ребенок долго молчит, развитие речи отстает по сравнению со сверстниками, это очень волнует маму с папой, бабушек и дедушек. Подчеркнем — не стоит переживать раньше времени. Каждый малыш уникален, имеет свой, индивидуальный график развития. Если общие речевые навыки не выходят за границы возрастных норм, нужно просто подождать. Попробуйте стимулирова
Оглавление

Первые слова и предложения ребенка: в каком возрасте малыши начинают говорить, как учить их разговаривать, что важно знать о речевом развитии.

С первых дней жизни малыша его родители пристально контролируют все вопросы, касающиеся его здоровья и физического благополучия. Также важны нервно-психические навыки и новые умения ребенка.

Первая улыбка, сидение, ползание и, наконец, первый шаг: все это незабываемо. с особым трепетом родители ждут первые слова крохи. Что он скажет первым — «папа» или «мама», — как быстро научится говорить?

Речевое развитие — это наглядный показатель полноценного развития центральной нервной системы. Поэтому, если ребенок долго молчит, развитие речи отстает по сравнению со сверстниками, это очень волнует маму с папой, бабушек и дедушек. Подчеркнем — не стоит переживать раньше времени.

Каждый малыш уникален, имеет свой, индивидуальный график развития. Если общие речевые навыки не выходят за границы возрастных норм, нужно просто подождать. Попробуйте стимулировать развитие речевых навыков, занимайтесь с крохой. И тогда новые слова,фразы появятся очень скоро.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие имеет определенные закономерности. При рождении ребенок не владеет речью, он может общаться с окружающим миром только с использованием плача, криков, отдельных звуков. Постепенно, следуя заложенной на уровне генов программе речевого развития, малыш начинает произносить свои первые слоги. Чуть позже появляются слова, постепенно ребенок начинает общаться все более активно.

-2

Важно!

Не стоит сравнивать развитие речи у своего малыша с детьми друзей, родственников или сверстниками на детской площадке. Даже у родных братьев и сестер речевое развитие может идти по совершенно разным сценариям. Малыш может как немного опережать усредненные нормы, так и слегка отставать.

Скорость формирования речевых навыков, особенности качественного развития речи у каждого ребенка строго индивидуальны. Не бывает двух одинаковых детей границы нормы относительны, составлены на основе обследования большого количества детей, они имеют усредненный характер. Определить проблемы с речью могут не соседка баба Маша или мамы на детской площадке: этим должны заниматься педиатр, детский невролог и логопед.

Для предварительной, примерной оценки можно ориентироваться на нормы, которые предложены отечественными специалистами.

Речь до года

В течение первых месяцев жизни ребенок внимательно случает голоса своих родителей, близких и всех, кто его окружает. Он хорошо различает разные голоса и идентифицирует по голосу людей, которые с ним общаются, поворачивает головку в сторону идущих звуков.

-3

Постепенно ребенок осваивает произношение звуков. Сначала он начинает произносить гласные звуки. Постепенно, ближе к третьему-четвертому месяцу, он произносит согласные звуки.

Ключевой этап в начальном становлении речи — это гуление.

В период от шести месяцев до года малыш активно начинает подражать звукам из взрослой речи. Появляется лепетная речь. Это произношение цепочек из одинаковых слогов — «ма», «дя», «па», «ня». К возрасту девяти-десяти месяцев дети отзываются на собственное имя, даже если оно изменяется на уменьшительно-ласкательное.

К возрасту одного года малыш может произносить от 3–5 до 20 коротких облегченных слов. Это могут быть «дай», «на», «мама», «моя» и т.д. Помимо этого, ребенок в годовалом возрасте уже хорошо понимает словесные просьбы («покажи собачку», «дай ручку»), может положительно или отрицательно отвечать на вопросы.

Развитие речи от года до двухлетнего возраста

После года малыш активно начинает повторять те слова, которые он постоянно слышит в речи взрослых и других детей. Постепенно он начинает использовать прилагательные. В речи ребенок пользуется жестами и звуками, чтобы привлечь к себе внимание. Он может пропускать либо заменять сложные звуковые сочетания в словах: например, вместо «большой» говорить «башой».

-4

Малыш много двигается, перемещается самостоятельно, ходит и бегает, прыгает, поэтому активно копит знания об окружающем его мире. Его словарный запас в это время резко расширяется. Если до полутора лет он оперирует примерно 30–50 словами, то к концу второго года жизни у него в арсенале уже до 400 слов.

В возрасте от двух до трех лет

В данный период жизни ребенок может использовать простые предложения, включающие в себя обычно 2–3 слова. В речи постепенно появляются предлоги, местоимения. Детская речь становится все более понятной для взрослых людей. Малыш может выполнять те просьбы, которые выдвигают родители.

Причем это уже не простые команды, а сложные действия: «Подними игрушку, принеси и отдай мне». Это несколько действий, объединенных в последовательность. Расширение словарного запаса происходит очень быстро — малыш накапливает по 100 слов в месяц. В возрасте двух с половиной лет дети могут задавать массу вопросов: «кто?», «почему?», «куда?», «зачем?» и т.п.

Речь в три года

В трехлетнем возрасте дети уже могут активно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, употребляя в речи простые предложения. Они могут легко объяснить, что им нужно. Также в речи появляются союзы. В разговоре активно используются практически все части речи, включая обобщающие понятия — игрушки, вещи, животные.

-5

Ребенок пока еще нечетко произносит некоторые звуки. , Малыш активно слушает и запоминает стихи, сказки, тексты, воспроизводит их по памяти. Расширение словарного запаса происходит ежедневно.

Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки?

Родители часто обсуждают, есть ли половые различия у детей в освоении речи. Есть данные о том, что девочки начинают разговаривать несколько раньше мальчиков. Объясняется это физиологическими особенностями: некоторые структуры в области головного мозга у девочек созревают быстрее. Поэтому в раннем возрасте они активнее и раньше пополняют свой словарный запас. Но мальчишки затем быстро догоняют девочек.

К полутора годам у девочек и ближе к двум годам у мальчиков формируется фразовая речь. Прежде всего дети используют ее для того, чтобы задавать вопросы («что это?») и выражать свои потребности («хочу кушать»).

Как стимулировать ребенка к общению?

Родители, волей-неволей сравнивая своего малыша с другими детьми, задаются простым вопросом — как помочь ребенку быстрее заговорить? На самом деле это очень просто. С самого начала нужно создать благоприятную среду для роста и развития ребенка, общаться с ним, использую нормальную взрослую речь. Самая большая ошибка родителей — сюсюканье, переход на «детскую» речь, коверканье слов. Этого делать не стоит, малыш должен слышать и запоминать правильное произношение слов.

-6

Чтобы развивался словарный запас, пассивная и активная речь, нужно общаться с крохой постоянно — на прогулке, при купании, во время игр и кормления. Делая привычные домашние дела, нужно комментировать свои действия, объяснять их ребенку. Не нужно думать, что кроха еще мал, чтобы понимать, — он все запоминает. Только при запоминании правильного произношения слов и построения фраз формируется восприятие и фонематический слух — это основа последующего звукопроизношения и активной речи.

Если речевое развитие немного отклоняется от нормативных значений (в пределах полугода) — это считается допустимым. Важно уделить больше внимания занятиям по развитию речи, тогда ребенок догонит сверстников.

Важно знать

Общаясь с ребенком, взрослым важно соблюдать ряд правил:

· Говорите с малышом простыми и понятными для него словами. Стройте короткие предложения.

· Активно комментируйте все события, которые происходят вокруг вас и малыша.

· Правильно, отчетливо произносите все слова. Говорите о себе от первого лица (только «я», но никак не «мама»). К ребенку обращайтесь на «ты».

· В зависимости от разных ситуаций, почаще эмоционально окрашивайте речь. Ребенок должен понимать радость, гнев, грусть в голосе.

· Не сюсюкайтесь, общаясь с ребенком, которому больше года. Подобный стиль общения приводит к тому, что ребенок неверно запоминает слова, потом он произносит их в исковерканном виде.

· Много говорите с ребенком, формируйте у него пассивный словарный запас, который затем постепенно станет активным.

-7

На что стоит обращать внимание

Есть определенные отклонения в поведении и общении ребенка, при наличии которых стоит побеседовать с педиатром или детским неврологом. Но волноваться раньше времени не стоит, каждый малыш развивается в собственном темпе: доктор поможет вам разобраться в ситуации. Так, если ребенок медлительный, полненький и спокойный, он может начать говорить позднее, чем худенький непоседа. Занимаясь с крохой, обращайте внимание на следующие моменты:

· Если к концу первого месяца младенец не кричит, когда он хочет кушать или ему некомфортно.

· К окончанию четвертого месяца жизни ребенок не одаривает улыбкой родителей в ответ на обращенную к нему речь, не гулит.

· К окончанию пятого месяца кроха не замирает, не прислушивается, если играет музыка.

· К седьмому месяцу жизни малыш не распознает по голосу близких, не реагирует на их интонации.

· К завершению девятого месяца ребенок не лепечет, не повторяет за родными сочетания звуков или отдельные слоги, не подражает интонации взрослых.

· К окончанию десятого месяца ребенок не реагирует жестами отрицания или одобрения в ответ на просьбы, не машет рукой на прощание.

После года стоит обратить внимание на следующие моменты:

· К годовалому возрасту в словаре крохи нет ни единого слова, он не выполняет простейших обращенных к нему просьб («принеси», «дай», «покажи»).

· К возрасту полутора лет не может назвать родителей «мама» и «папа».

· К возрасту 1 года и 9 месяцев не произносит хотя бы 5–6 простых слов.

· К наступлению двухлетия не может показать у себя части тела по их названию.

· ребенок не может выполнить просьбы из двух и более действий, не опознает по фото близких людей.