Никогда не имел своего автомобиля, не был водителем и уже не стану им по многим причинам. Основная – я просто не пройду медицинскую комиссию из-за наличия серьёзного заболевания. Плюс (или минус, как хотите, - прим. автора) – отвратительное зрение. Сейчас эта проблема вполне решаемая – такси весьма доступно. Поэтому, если честно – я никогда не понимал водителей, садящихся пьяными (или на серьёзных отходняках, - прим. автора) за руль. Есть, или нет страх перед правоохранительными органами у таких водителей – это один вопрос. Здесь же я хочу поговорить об опасности для самого человека, садящегося пьяным за руль; и той угрозе, которую он несёт как себе, так и всем окружающим - без исключения.
Данная статистика взята из открытых источников и несколько условна, ибо многое зависит и от физического состояния человека, от его веса, от того, что и сколько он съел (в этом случае алкоголь усваивается чуть по-другому, - прим. автора), курит или нет, ну и ещё от многих факторов. Поэтому цифры могут разниться в ту, или иную стороны. Но даже выведенное среднее арифметическое, звучит достаточно угрожающе. А значит, хоть кого-нибудь сможет остановить.
Итак, чем же отличаются трезвый и пьяный водители? Как воздействует алкоголь на скорость реакции и поведение человека за рулём?
Уже при слабой степени опьянения — после пары рюмок водки, порции виски или кружки пива, когда доза алкоголя в крови составляет всего 0,2-0,5 промилле - у человека возрастает тяга к рискованной, агрессивной езде, резким манёврам. Однако, при этом он уже не может точно определять скорость других автомобилей, например, при обгоне, поворотах и разворотах, ухудшается восприятие объёмов и размеров окружающих объектов.
При дозе алкоголя в 0,5-0,8 промилле, после пары бокалов пива, двух порций виски, 3-4 рюмок водки или коньяка снижается скорость адаптации зрачков к смене освещения, ухудшается реакция на смену освещения и прежде всего — на красный свет, реакции замедляются и притупляются. Все это выражается в том, что водителя может легко ослепить дальний свет встречного транспорта, он хуже адаптируется к внезапной темноте после хорошо освещённых участков и наоборот, не замечает опасных моментов на дороге и медленнее реагирует на маневры других участников дорожного движения. Как вам такая «лёгкая» степень опьянения?! Выпито то всего ничего.
При дозе 0,8-1,2 промилле (4-5 кружек пива, бутылка вина или шампанского, 10 стопок водки, - прим. автора) все вышеперечисленные процессы в мозге водителя нарастают. При этом он перестаёт адекватно воспринимать процесс вождения, уходит осознание ежесекундной ответственности и опасности, ему становится все сложнее определять расстояния до встречных и впереди идущих автомобилей, сужается угол зрения, ухудшается координация и равновесие. Водитель все медленнее и хуже реагирует на происходящее, может путать педали газа и тормоза, совершать другие серьёзные ошибки.
При норме алкоголя свыше 1,2-1,5 промилле водить автомобиль становится просто невозможно, возникают затруднения даже с замком зажигания или манёврами на парковке. Тут вообще можно речь вести об алкогольной коме, хотя и такие индивидуумы попадаются – управляют автомобилем; нередко устраивают длительные гонки с экипажами дорожно-патрульной службы; развивают огромную скорость, пытаясь удержать автомобиль на проезжей части! Но выйдя из машины стоять не могут даже на четвереньках!
Сравнение конечно не совсем корректное, но по своему опыту могу сказать, что все перечисленные симптомы я испытывал, играя на автомобильных симуляторах. В разной степени опьянения – и после небольшой дозы водки, и после большого количества выпитого пива. Какое было резкое различие, когда я управлял виртуальным авто в трезвом виде и когда был "на рогах"! От себя могу добавить одно. Даже в период своего употребления я не садился в машину знакомого, если водитель был пьян, или с бодуна. Я всегда опасался и продолжаю опасаться, что на меня, или на кого-то из моих близких вылетит автомобиль, управляемый неадекватным водителем – ведь здесь даже законопослушный гражданин, идущий по тротуару становится абсолютно беззащитным – разница в весовых категориях весьма ощутима!
С 1 июля 2015 года в Уголовный кодекс РФ введена статья 264.1, которая предусматривает уголовную ответственность за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от прохождения освидетельствования.
Поэтому, я лично рад, что в России ужесточается наказание за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а тем более, когда это повлекло смерть или увечье людей. Человек, садящийся за руль пьяным, делает это осознанно. Это не имеет никаких оправданий. И наказание соответственно должно быть максимально жёстким.