Найти в Дзене
Блиндаж

Как бывший полицай и бургомистр Феодосии "переобулся" и стал уважаемым ветераном ВОВ. Расскажем

Оглавление

Великая Отечественная война принесла много горя в каждую советскую семью.

Среди народных врагов оказывались не только гитлеровцы, но и предатели, каратели, полицаи, которые, будучи гражданами нашей страны, перешли на сторону фюрера в оккупированных территориях.

Во время войны они по приказу фашистов творили свои черные дела, а после войны старались скрыться, под чужими именами устраивались на работу и более того – умудрялись получать ветеранские выплаты.

Об одном таком бывшем полицае пойдет рассказ в данной статье.

За предателями и диверсантами «охотились» советские спецслужбы, сотрудники из специального отдела СМЕРШ.

Полицай
Полицай

Многим из преступников уже удалось пристроиться в жизни – кому то сторожами в детских учреждениях, рабочими на предприятиях, или даже в научно-исследовательских институтах.

Находились и такие, которые обманным путем «выбивали» для себя государственные награды, медали и ордена, представляясь бывшими фронтовиками.

Многие предатели во время войны служили полицаями при немецких опорных пунктах, а затем, когда ситуация на фронте менялась, переходили в подразделения красноармейцев и скрывались таким образом от справедливого наказания.

В числе таких ловкачей оказался и герой нашего повествования.

Бургомистр Феодосии

Этот человек получил статус бургомистра. Немцы два раза занимали Крым, и в первый раз оккупация Феодосии началась зимой 1941 года.

Чтобы обеспечить для себя удобные условия работы и реализации нацисткой политики, гитлеровцы агитировали местных жителей, чтобы те поступали на службу в новую администрацию.

Местное население разделилось на две неравные группы. Большинство жителей отказывались от сотрудничества с немцами, но была и другая группа.
В ее состав вошли люди, готовые поддержать гитлеровцев и оказывать всяческое содействие в их карательных планах.

Одним из активистов профашистского движения стал Пежемский Иннокентий Александрович.

Этот человек всячески старался доказать свою преданность гитлеровцам, присутствовал на допросах, участвовал в арестах земляков, выявлял и докладывал фашистам адреса и возможные места нахождения партизан.

Став немецким сподвижником, Пежемский, очевидно, думал, что его благополучная жизнь так и будет проходить спокойно, за вооруженными гитлеровскими спинами.

Но легкая жизнь продлилась недолго.

Через месяц советские войска приступили к освобождению на территорию Феодосии.

В то время в составе фашистских подразделений было много формирований из других стран, например в Феодосии базировались румыны.

Советским бойцам удалось выбить их из Феодосии. Когда наши войска вошли в город, инженера Пежемского, который стал предателем, местные жители сразу выдали.
В мирное довоенное время Пежемский был достойным и уважаемым человеком, поэтому местные жители безошибочно определили его в лицо, по знакомой внешности.

Арестованного Пежемского поместили в камеру. Во время допросов он не признавал себя виновным, говорил, что был вынужден выполнять «безобидные» стандартные поручения, и намеревался стать тайным сотрудником советской армии в немецком тылу.

-2

Однако, свидетельские показания местных жителей говорили об обратном. На совести Пежемского много жизней, за что советские командиры намеревались отдать его под трибунал.

Спасение от справедливого наказания

Однако, приговор не был исполнен, поскольку ситуация на фронте изменилась. В середине октября 1942 года в город снова вошли фашисты.

Немцы освободили Пежемского из камеры, и за верность фюреру назначили бургомистром города. Следующие два года данная территория находилась в оккупации фашистов.

Все это время вновь назначенный бургомистр наводил свои порядки в городе.

Сразу после обновления статуса, Пежемский приступил к агитации земляков, говоря о целесообразности немедленного переезда в гитлеровскую Германию.
Он, в частности, заверял, что немцы обеспечат работой и хорошим вознаграждением за честный труд. А рассказы про «зверства» фашистов, якобы, не соответствуют действительности.

Люди перестали доверять предателю, и ехать добровольно в Германию не собирались. Тогда вместе с фашистами Пежемский вылавливал молодежь и насильно отправлял в Германию на работы.

Тогда же немцы вместе с бургомистром находили евреев и отправляли под охраной в концлагеря.

Вот тут-то и проявил свою удаль новоиспечённый начальник. Под маркой евреев он формировал списки и тех жителей, которые с ним не так поздоровались, косо посмотрели, или каким-то своим жестом, поведением высказал свое недовольством Пежемским.

Равнодушным к Пежемскому не был ни один человек. Одни – боялись и прислужничали, другие – презирали.

Но в его руках была власть, и росчерком своего пера Пежемский многих людей отправлял в концлагеря или «в петлю».
Но время его безнаказанности подходило к концу. Советские войска снова близко подошли к Феодосии. Наученный прошлым опытом, Пежемский решить скрыться.

Бургомистру удалось тайно выехать в Германию, где он и проживал, пока его не сдали немцы.

При задержании у бывшего полицая не оказалось документов. Со своей стороны, Пежемский четко отвечал на вопросы, что его угнали на работы в фашистскую Германию принудительно.

А он, якобы, хотел бы вновь вернуться в Красную Армию с целью воевать против гитлеровцев.

Вышло так, как и хотел Пежемский. В 1945 году его приняли в состав советских вооруженных сил – заниматься фронтовой почтой.

В его обязанность входила подготовка и отправка корреспонденции на фронт. По окончании войны его, как и остальных фронтовиков, демобилизовали. Пежемский получил официальный статус ветерана войны.

По понятным причинам в Феодосию бывший полицай возвращаться не хотел, а прижился в Костроме.

Зная о военном прошлом Пежемского, за домом в Феодосии, где он ранее проживал, установили тайную слежку сотрудники СМЕРШа.

А тем временем преступник неплохо устроился в Костроме, где нашел посильную работу, и вдобавок к заработной плате получил пенсионное содержание, как ветеран ВОВ.

Возможно, его бы так и не нашли, но преступнику навредила простая формальность. Он написал письмо родственникам в Феодосию, которое было перехвачено советскими спецслужбами.

По нему сразу вычислили адрес места работы и проживания преступника. Если бы не корреспонденция, возможно, Пежемского и не вычислили бы, никогда.

Полицаи
Полицаи

Возмездие

Судебный процесс по делу преступника состоялся в 1947 году. В ходе слушания дела выяснилось, что по приказам бургомистра были сформированы «расстрельные» списки на 8 тысяч человек.

Эти сведения были получены из архивных источников, которые уцелели, несмотря на попытку гитлеровцев уничтожить за собой все доказательства военных преступлений.

По неофициальным данным – эта цифра ещё на 2 тысячи человек больше.

Пежемского ожидала высшая мера наказания.

Но случилось так, что позже эту меру заменили на 25-летний срок отбывания наказания в тюрьме.

Пежемского защищал довольно грамотный адвокат, которые находил оправдания его действиям и поступкам, дополнял качественными характеристиками, а где-то упирал на слабую доказательную базу, что казалось бы уже приговор был формальностью, но суд дал шанс «бургомистру» на жизнь.

Тем не менее, арестант не дожил до того дня, когда должен был выйти на свободу.

В 1952 году он закончил свой путь в заключении.

Многочисленные попытки родственников реабилитировать при жизни немецкого бургомистра остались без удовлетворения.

Поддержите канал - нажмите "подписаться"👍

Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔

Использованы фото из открытых источников