Найти в Дзене

В 1978 году на Урале произошла "репетиция Чернобыля"

Многим известно об аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, когда в результате эксперимента, который пошел не по плану взорвался ядерный реактор одного из энергоблоков. Последствия этой аварии были катастрофическими: более 100 тыс. полностью переселенных людей, тысячи квадратных километров загрязненной территории. Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для страны и оставила неизгладимый рубец на теле СССР, да, и современной Украины. Мало кто знает, что за 8 лет до аварии на ЧАЭС, на Урале произошла авария, которую позже историки назовут «репетицией Чернобыля». Заканчивался 1978 год. Ночь с 30 на 31 декабря выдалась в Свердловской области очень морозной. Метеостанция в городе Заречный, рядом с которым действует Белоярская атомная станция, зафиксировала -47°C. Это очень нетипичная для Среднего Урала температура воздуха. Немногие старожилы смогут вспомнить, чтобы температура воздуха переваливала за отметку -40°C. По всем принятым СНиПам и Г

Многим известно об аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, когда в результате эксперимента, который пошел не по плану взорвался ядерный реактор одного из энергоблоков. Последствия этой аварии были катастрофическими: более 100 тыс. полностью переселенных людей, тысячи квадратных километров загрязненной территории. Чернобыльская авария стала событием большого общественно-политического значения для страны и оставила неизгладимый рубец на теле СССР, да, и современной Украины.

Мало кто знает, что за 8 лет до аварии на ЧАЭС, на Урале произошла авария, которую позже историки назовут «репетицией Чернобыля».

Белоярская атомная станция. Вид на первый и второй энергоблоки.
Белоярская атомная станция. Вид на первый и второй энергоблоки.

Заканчивался 1978 год. Ночь с 30 на 31 декабря выдалась в Свердловской области очень морозной. Метеостанция в городе Заречный, рядом с которым действует Белоярская атомная станция, зафиксировала -47°C. Это очень нетипичная для Среднего Урала температура воздуха. Немногие старожилы смогут вспомнить, чтобы температура воздуха переваливала за отметку -40°C. По всем принятым СНиПам и ГОСТам конструкции зданий и сооружений, машин и механизмов в той местности рассчитываются на минимальную температуру -40°C.

Исследователи сходятся во мнении, что не было проектной ошибки, сама катастрофа произошла в результате фатального стечения обстоятельств, а именно: 31 декабря 1978 года в 1ч. 40мин. в результате воздействия аномально низких температур потолочная балка над машинным залом второго энергоблока уменьшилась в размерах до такой степени, что её конец соскочил с опорной колонны и бетонные плиты перекрытии рухнули вниз. Обломки бетонной кровли упали прямо на работавшую турбину первого энергоблока, они пробили маслопровод и генератор турбин. Фонтанирующее масло попало в работающий генератор и сразу воспламенилось. Огненные реки потекли по оборудованию. От горящего масла начала загораться изоляция токоведущих кабелей, под напряжением 6000 вольт, огненные потоки распространялись по разветвленной сети кабельных каналов.

Турбина остановилась, остановился генератор, подающий напряжение на электродвигатели насосов охлаждения реакторов. Температура в реакторах энергоблока стала возрастать, делая всё ближе ужаснейший взрыв, аналогичный чернобыльскому.

Аварию персонал станции заметил моментально, уже через 10 минут, в 1ч. 50мин. по тревоге была поднята пожарная часть г. Заречный. Прибывшие к станции пожарные, оценив масштаб трагедии, поняли, что одним им не справиться и немедленно запросили помощи у начальника пожарной охраны УВД по Свердловской области. Главный областной пожарный, со всей возможной техникой немедленно выехали в Заречный. Сильный мороз не позволял машинам разгоняться выше 40 км/ч, смазка в осях и подшипниках пожарных автомобилей застывала на ходу. 45 километров от Свердловска до атомной станции областные пожарные ехали 1,5 часа.

В это время, для предотвращения взрыва, работники станции начинают срочно прокладывать резервную линию для запитки насосов охлаждения. С помощью дежурных пожарных расчетов удалось потушить горящее масло в зоне обрыва питания насосов охлаждения. Энергетики запускают насосы, подключают воду к контуру охлаждения ядерного реактора, но температура в реакторе выросла настолько, что поданная вода мгновенно испарилась в контуре охлаждения и пар под высоким давлением разорвал трубы и повалил в здание станции.

У местных пожарных начала застывать вода в шлангах, когда подъехали пожарные из Свердловска. Пожарных расчетов не хватало даже для того, чтобы уменьшить площадь возгорания.

Руководство областной пожарной команды грамотно оценило обстановку. Полковник Геннадий Гуляев связался с обкомом партии и запросил чрезвычайные полномочия. Были по тревоге вызваны все пожарные из всех окрестных городов в радиусе 100 километров. К 5 часам утра на месте пожара собралось 35 пожарных машин, 270 пожарных. К 6 часам утра все свободные медики и машины скорой помощи прибыли к БАЭС, военные из ближайших военных городков организовали пункт обогрева личного состава и машин. Вода в цистернах и шлангах пожарных машин замерзала и её приходилось постоянно отогревать. На место пожара были вызваны бригады газоспасателей, 150 человек с кислородными баллонами и специальной техникой. Все вокруг понимали серьезность происходящего.

«Когда мне доложили обстановку, я понял, что мы или побеждаем этот пожар, ликвидируем его или мы тут все останемся. Бабахнет так, что мало не покажется, накроет всё, вплоть до Западной Сибири».

Л.Ю. Ставриниди (в 1978 командир одной из пожарных частей Свердловска) «Вспоминаем историю громадного пожара на БАЭС», «Вечерний Свердловск», 1988г.

Главный парадокс заключался в том, что по всем инструкциям пожарные могли тушить огонь только полностью обесточенного оборудования, но отключать электричество на реакторе было нельзя, остановились бы насосы охлаждения и реактор бы взорвался.

Упавший участок кровли над вторым энергоблоком
Упавший участок кровли над вторым энергоблоком

Едкий удушливый дым от горящей изоляции кабелей заполнил помещения. Никогда и никто в мире не тушил пожар подобной сложности, но у свердловских пожарных не было выбора, они надевали противогазы с кислородными баллонами и шли внутрь.

Первым повел свое звено внутрь капитан Иван Ватрич.

«Плавилась изоляция кабелей, с крыши капал гудрон. Такая капель: вжух, вжух, и ничего толком не видно, куда поливаем не понятно, наугад. Сначала решили тушить кабельные каналы, чтобы дым ушёл»

И.П. Ватрич «Вспоминаем историю громадного пожара на БАЭС», «Вечерний Свердловск», 1988г.

Кабеля под напряжением тушили методом прерывистой струи. Пожарный открывает кран, выбрасывает порцию воды и сразу закрывает, чтобы по струе воды не получить удар электротоком. Кислорода в баллонах пожарному хватало на три минуты. Пожарный три минуты тушит, выбегает на перезарядку баллонов, на его место идут новые люди и так по кругу.

Утром 31 декабря на БАЭС прибыли начальник Свердловского областного управления КГБ генерал Ю.И. Корнилов и председатель обкома Свердловской области Б.Н Ельцин. Они возглавили штаб по ликвидации последствий. Ельцин лично докладывал в Москву о ходе тушения пожара.

Время шло, прогресса не наблюдалось, люди уставали, работали на износ. Ельцин принимает решение собирать со всей области автобусы для эвакуации жителей г. Заречный.

Г. Гуляев требует привлечь к ликвидации пожара курсантов пожарных училищ области. Ельцин дает согласие. К полудню начали прибывать курсанты, они смогли ненадолго заменить профессиональных пожарных. Всего в ликвидации пожара принимало участие около 170 курсантов.

«Курсанты приехали, парни молодые, несколько испугались, отказывались идти в пекло, но психологи им помогли, поговорили, в итоге участвовали все».

Е. Заряев (в 1978г заместитель начальника управления пожарной охраны УВД Свердловского облисполкома) «Огонь, вода и настоящие люди».

«Мне дали курсантов. Молодые парни, второй курс, практики вообще нет. Все в изолирующих противогазах, у всех страх в глазах. Боялись они радиации, понимали, что на атомной станции. Идем, а на дверях череп и кости: «не входить, высокая радиация». А как не входить, когда там горит? Но из тех, кто со мной ходил – не убежал никто, были те, кто сразу отказывались идти, но обратно не сбежал ни один».

Л.Ю. Ставриниди «Вспоминаем историю громадного пожара на БАЭС», «Вечерний Свердловск», 1988г.

С полудня Б.Н. Ельцин запрашивает Москву о начале эвакуации Заречного и близлежащих поселков. Ему отказывают. Он настойчиво, каждые 20-30 минут запрашивает разрешение на эвакуацию, называя ситуацию критической. Доходит до того, что в 14.30 председатель совета министров СССР А.Н. Косыгин потребовал пригласить к телефону человека, который руководит тушением пожара. Разговаривал с ним Г. Гуляев

«Косыгин осведомился об обстановке, спросил, необходима ли эвакуация, нужна ли помощь? Гуляев отрапортовал, что с пожаром справимся сами, эвакуация не нужна».

Е. Заряев «Огонь, вода и настоящие люди».

После этого Ельцин больше не запрашивал эвакуацию и распустил согнанные автобусы.

Примерно к 22.00 31 декабря 1978г пожар на БАЭС был потушен. Тушили его 20 часов подряд. Почти все пожарные и курсанты получили отравления продуктами горения и обморожения, многие получили электротравмы. Чудом обошлось без погибших. 23 пожарных получили ордена и медали СССР. 44 рабочих станции получили медали «За отвагу на пожаре» за активную помощь пожарным.

Второй энергоблок 2 января 1978г
Второй энергоблок 2 января 1978г

Более полугода восстанавливали пострадавший энергоблок. Он возобновил свою работу в июле 1979г.

Авария на БАЭС многому научила советских атомщиков. В короткий срок на всех АЭС страны заменили все электрокабели на более современные с негорючей изоляцией. Досконально проверили на прочность все имеющиеся здания и сооружения. А пожарные, приписанные к станции, получили новую технику, позволяющую вести пожаротушение объектов, находящихся под высоким напряжением.

Выводы сделаны правильные, жаль, что чаще всего мы учимся только на глобальных ошибках, которые легко могут стать фатальными.