Найти в Дзене

Российская семья ПАЛЬШАУ-КУТОРГА: от водонапорной башни до советских ракет.

Достойная семья с интересной историей. Но в истории бывает тесновато. Как сказал поэт Наум Коржавин, "А подвиг - он забыт бывает тоже... Не каждый подвиг помнят целый век." И Михаил Владимирович Пальшау и Мария Николаевна Куторга происходили из российских дворянских родов. И не просто дворянских. Из интеллигентов. Про это сказал брат Наркома М. В. Луначарский: "Чтобы быть интеллигентом, нужно иметь ТРИ высших образования... Первое - у деда, второе - у отца, третье - у тебя самого." И не просто интеллигенты. Род инженеров! Тут наше поколение ухмыльнётся. Но в Российской империи более ста лет назад статус Инженера был намного выше, чем при батюшке Леониде Брежневе. Девятнадцатый век передал двадцатому не только Серебряный Венец искусства и поэзии, но и Золотой Меч научно-технической революции. А от этой семейной пары не осталось даже фотопортретов, по-крайней мере, в сокровищнице Интернета. Хорошо хоть остались интересные открытые письма на почтовых карточках и шесть из них передо

Достойная семья с интересной историей.

Но в истории бывает тесновато. Как сказал поэт Наум Коржавин, "А подвиг - он забыт бывает тоже... Не каждый подвиг помнят целый век."

И Михаил Владимирович Пальшау и Мария Николаевна Куторга происходили из российских дворянских родов.

И не просто дворянских. Из интеллигентов. Про это сказал брат Наркома М. В. Луначарский: "Чтобы быть интеллигентом, нужно иметь ТРИ высших образования... Первое - у деда, второе - у отца, третье - у тебя самого."

И не просто интеллигенты. Род инженеров! Тут наше поколение ухмыльнётся. Но в Российской империи более ста лет назад статус Инженера был намного выше, чем при батюшке Леониде Брежневе. Девятнадцатый век передал двадцатому не только Серебряный Венец искусства и поэзии, но и Золотой Меч научно-технической революции.

А от этой семейной пары не осталось даже фотопортретов, по-крайней мере, в сокровищнице Интернета. Хорошо хоть остались интересные открытые письма на почтовых карточках и шесть из них передо мной:

Отрытки из коллекции автора статьи.
Отрытки из коллекции автора статьи.

Шесть открыток - шесть писем. Не просто сходу разобраться во всех ассоциациях и историко-культурных ниточках, которые предоставляет даже такой небольшой эпистолярный архив.

Стоит идти шаг за шагом, копаться в Интернете и книгах и рассказывать на основе каждой открытки об открывшихся моментах жизни этой интересной семьи.

- - - - - - - - - - - - - - -

Кстати, замечу... К сожалению, филокартисты (то бишь собиратели открыток) далеко не все ценят содержание писем и других пометок на "материале". Как и другим коллекционерам (филателистам, нумизматам, фалеристам), им обычно важно "состояние", сохранность, "как из холодильника".

Конечно, приятно быть обладателем "чистого" экземпляра "в идеале", особенно отмеченного в Каталоге: ура, купил за 100, а в Прейскуранте написано, что стоит 1000... Но "чистый" экземпляр всё равно почти всегда тиражный. А экземпляр с письмом, автографом интересной персоны, с реквизитами прохождения Почты - настоящий раритет, несущий порой уникальное содержание.

- - - - - - - - - - - - - - -

Если Вас заинтересовала эта Семья - смотрите продолжения статьи.

Всем удачи, интересных находок, верной памяти и милостивой судьбы!