После "Оскара" я ждала от новой книги Шмитта чего-то большего, но одно из главных достоинств автора в этой книге проявилось отлично – в умении писать коротко и ясно, показывать характер героев через диалог и действие. А ещё нам демонстрируют совершенно необычный взгляд на знаменитость – с точки зрения современницы, да ещё и оперной певицы с хорошими голосовыми данными.
Так всё же, чем брала Каллас? Необычным голосом или драматическим искусством? И что в опере должно цениться прежде всего – одно или другое?
Соперница
Эрик-Эмманюэль Шмитт
Переводчик: Галина Соловьева
18+
2024 г.
Серии «Азбука-бестселлер»
Издательство: Азбука
Тип переплета: твердый
Количество страниц: 160
О чём
Об оперной певице, которая сама себя записала в соперницы великой Марии Каллас, о муках не творчества, увы, а зависти. О том, как хорошие, в общем-то голосовые данные, которые вам достались от рождения, не являются гарантией того, что вы станете супер-звездой.
Я не слишком хорошо разбираюсь в оперном искусстве, но претензии Соперницы к Звезде мне очень понятны, ведь спор идёт о природных данных, таланте и мастерстве. Как тут не заинтересоваться? Потому что голос, вокал – это же то, что и без специальных знаний берёт за душу. Просто слушаешь и понимаешь, что это хорошо, красиво.
Что не так?
Сразу вспоминается несколько книг о зависти, и прежде всего сказка Каверина о великом завистнике. Не буду перечислять остальные. Но все они показывают завистника жалким неудачником, человеком ограниченным и не слишком изобретательным.
Сразу вспоминаются несколько книг об искусстве пения, и прежде всего рассказ Тургенева о певцах, где в споре между мастерством и "душой", т.е. драматическим талантом, выигрывает талант.
Поэтому, с точки зрения чего-то нового в раскрытии этих тем вы не получите.
Что хорошо
Книга хорошо написана. Слог качественный, динамика повествования есть, героиня описана мастерски. В какой-то момент мы даже начинаем ей сочувствовать – ведь она не бездарность какая-то, она во многих отношениях права с точки зрения искусства оперы.
Но в то же время мы видим перед собой жалкую и несчастную женщину, которая прожила долгую, но бессмысленную жизнь, заполненную ненавистью и завистью. А это, как мы знаем, разрушительные чувства.
Вообще, конечно, все эти темы заслуживают обсуждения: почему один человек с прекрасными данными становится посредственным художником, певцом, писателем, а другой с очень средними способностями, но огромным желанием что-то делать, с привычкой к труду, с чуткостью к переменам, оказывается впереди. Почему? Как? Справедливо ли это? И вообще, стоит ли говорить о справедливости в области творческой?
В этом смысле, безусловно, "Соперница" заставляет нас ещё раз задуматься о важных и всегда актуальных моментах. Поэтому я рада, что прочитала эту книгу.
Кроме того, она очень приятно издана – в твёрдой обложке с супером, узкого формата и на хорошей бумаге (см. выше). По-моему, она может быть прекрасным подарком для людей, интересующихся оперой и творчеством великой Каллас. Ещё один мазок на её большом жизненном полотне.
Вы можете её рассмотреть внимательнее в этом видео:
И напоминаю: совсем скоро, 1 марта, Книжный клуб в премиуме обсуждает роман "Велнесс" Нейтона Хилла – отличный образец современной прозы. Его сравнивают с Франзеном, но я вижу уже, что это совершенно самостоятельный и ни на кого не похожий писатель, который пытается осмыслить нашу жизнь через своих героев. И неважно, что он американец, ему удаётся выйти на уровень "всеобщести". И это же здорово! Так что приглашаю присоединиться к клубу.