⚠️Предупреждаю, будут жестокие моменты и моменты 18+! Кроме того, в очередной раз напоминаю, что я жесткий противник алкоголя и никому не рекомендую пить!!!!
Новый султан
13 декабря 1574 года в возрасте 50 лет неожиданно умер султан Селим II. Султаном стал его старший сын Мурад (Мурад III).
Как именно умер Селим? У историков на этот счет разные точки зрения, но все сходятся в том, что это произошло в хамаме, который был построен по приказу султана известным османским архитектором Синаном. По наиболее распространенной версии у него внезапно случился инсульт когда он осматривал результаты проделанной работы.
По другой версии в тот день он проводил время с наложницами в этом новом хамаме, но в какой-то момент не удержался на ногах и разбил голову об что-то острое.
Есть также версия, что это было преднамеренное убийство. По мнению некоторых историков за этим происшествием могла стоять супруга Селима и мать его преемника Мурада, Нурбану султан. Только отравила ли она его заранее чтобы вызвать инсульт или те наложницы убили его по ее приказу, подстроив все как несчастный случай, не ясно. Мотив? Вполне вероятно, что она его ревновала так как он активно проводил время с другими женщинами помимо нее (султан предположительно следовал принципу - одна фаворитка, один сын. А помимо Мурада у него было еще 5 сыновей. Их всех казнили когда Мурад взошел на престол по его приказу). Но мотивы могли быть и более жестокими. Так как самый старший на тот момент шехзаде (Мурад) был сыном Нурбану, она хотела чтобы именно он взошел на трон.
Лично я не знаю какой именно теории придерживаться, но по большей части я за второй вариант, хотя не исключаю третий. Правда, все же первый вариант с инсультом во время инспекции хамама наиболее вероятен так как его придерживаются большинство турецких историков. Второй вариант с наложницами в хамаме и случайным падением наиболее популярен среди европейских историков того времени, которые были настроены антиосмански. Правда, насчет последних двух предложений я не совсем уверен. Я как-то давно слышал эти теории и не знаю насколько они актуальны.
К слову, в этой части статьи я возможно часто буду озвучивать теории, которые я слышал давно из разных источников, но которые вы сейчас вряд ли найдете. Возможно сами авторы этих теорий от них в итоге отказались.
Как бы там ни было, султан Селим II был мертв. Как я упоминал в прошлых частях его правление продлилось 8 лет. Как и когда-то с Сулейманом Соколлу держал смерть Селима в строжайшем секрете пока Мурад не прибыл из Манисы (санджакбеем которой он был во время правления отца) в Стамбул чтобы взойти на трон.
Сам же Соколлу Мехмед паша по прежнему оставался великим визирем. Однако его влияние начало угасать. Почему? Точно неизвестно. Скорее всего это связано с тем, что в отличие от Селима Мурад не был хорошо знаком с Соколлу. Новый султан также не был воспитанником визиря как в случае с Селимом и тем же Лалой. Паша также не помогал Мураду взойти на престол в борьбе с братьями как когда-то Соколлу помог Селиму против Баязида.
В любом случае между новым султаном и великим визирем не было столь близких и доверительных отношений как между последним и предыдущим султаном. Кроме того у Мурада было свое собственное окружение, которое находилось под его личной защитой. И влияние этого окружения все больше росло.
Таким образом пришла новая эпоха с новыми «фракциями» и союзами. Старые враги Соколлу, почувствовав, что великий визирь слабеет, начали все больше проявлять себя (правда, известных открытых столкновений пока не было). Среди них был и наш «герой» Лала Мустафа паша (он все еще был на тот момент четвертым визирем).
Персидский поход
В 1576 году в возрасте 62 лет умер сефевидский шах Тахмасп о котором я рассказывал в третьей части этой статьи. Правда о причинах его смерти ничего нигде не сказано.
Сефевидская Персия вскоре после этого оказалась практически на краю гибели. Фактическое руководство империей перешло в руки эмиров (наместники, князья) (так было и в первый период правления самого Тахмаспа так как он взошел на престол в 1524 году в возрасте 10 лет). Эти самые эмиры присвоили себе все казенные средства, собранные Тахмаспом за весь период его правления (Тахмасп был шахом 53 года).
Официальные преемники самого покойного шаха тоже не особо спасали положение так как они не отличались большим талантом к управлению государством.
Сразу же после смерти Тахмаспа шахом стал его сын Исмаил (или Исмаил II). Он, подобно Мураду III (который тогда сам уже 2 года как был османским султаном), начал свое правление с убийства шестерых своих братьев. Но всего лишь через год, в 1577 году Исмаил сам был убит в результате заговора. Новым шахом стал единственный оставшийся в живых сын Тахмаспа Мухаммад Худабенде, у которого были серьезные проблемы со зрением. Да и вообще у него были слабое здоровье и характер. Идеальное «оружие» в руках властолюбивых эмиров.
И конечно же внутренними проблемами Сефевидов не могли не воспользоваться их внешние противники. Новый османский султан (Мурад III), узнав обо всем этом, начал задумываться о военной кампании против персов.
По распространенной легенде (однако не исключено, что это было правдой) Мурад однажды спросил на совете Дивана какая военная кампания его знаменитого деда, султана Сулеймана I, была самой тяжелой. Когда паши ответили новому султану, что это была именно персидская кампания, он задумал превзойти деда и приказал готовиться к новому походу на Персию.
Как и в случае с Селимом во время Кипрской войны Соколлу пытался убедить молодого султана не вступать в войну с Персами намекая на возможные экономические потери, которые может принести подобная авантюра.
Кроме того великий визирь предположительно отсылался на неудачный опыт Сулеймана, а именно три крупных похода (1533-1535; 1548-1549; 1553-1555) в которых султан Сулейман участвовал лично. Несмотря на определенные успехи (был несколько раз взят Тебриз, столица Сефевидов до Казвина) основная цель похода, а именно устранение Тахмаспа, не была достигнута. К тому же османы, несмотря на технологическое преимущество перед персами (у сефевидов на тот момент не было огнестрельного оружия в отличие от османов), не могли долго оставаться на захваченных землях и им в итоге приходилось уходить. А уже после их ухода персы вновь отвоевывали потерянные территории (в том числе тот же Тебриз).
Но все предупреждения великого визиря вновь не были восприняты всерьез. Да и в целом как я говорил выше, мнение Соколлу имело для Мурада меньшее значение чем для двух его предшественников (если верить ВВ, Соколлу пользовался полным доверием Сулеймана к концу жизни последнего, да и вообще в принципе). И в итоге, в 1578 году была начата новая война с Персией.
Командующим сухопутными войсками вновь назначили Лалу Мустафу. Тогда он был предположительно уже третьим визирем ввиду того, что в том же 1578 году скончался Пияле паша (тогдашний второй визирь). Место покойного занял Семиз Ахмед паша, о котором мы тоже позже поговорим.
Я кстати забыл в прошлой части сказать чтобы его не путали с Семизом Али пашой, упоминаемым в прошлых частях предшественником Соколлу на посту великого визиря.
Первым делом Лала пригласил для совместного участия в походе своего друга и союзника Оздемироглу Османа пашу, тогдашнего бейлербея Диярбакыра.
К слову, Осман паша активно поддерживал Лалу во время его «Йеменского» конфликта (причем сам Осман был тогда губернатором Йемена) с Коджей Синаном пашой. Более того, когда нашего «героя» отстранили от руководства войсками в 1569 году и назначили на его место Синана, тот хотел устранить и Османа пашу издав указ о его казни используя свои права, которые ему давала новая должность. Предвидев такой поворот событий, Осман паша сбежал из Йемена в Стамбул. Но там его ждал Соколлу. Великий визирь планировал казнить беглеца вместе с Лалой, но последний благодаря заступничеству Селима II смог спасти не только себя, но и друга.
Что же до участия в персидском походе, то Осман паша ответил согласием на предложение Лалы прибыл в Эрзурум (там располагались войска Лалы) со своим окружением из 1 000 человек.
Как и в прошлой части я постараюсь в максимально краткой форме описать эту войну. Тем более, Лала Мустафа принимал участие лишь в начальном этапе военной кампании. Сама же война с Персией закончилась лишь в 1590 году когда Лала был уже 10 лет как мертв. Правда, я не уверен, что мне удастся сдержать свое обещание так как даже этот период был весьма богат на события. А я напоминаю наш «герой» руководил тогда всеми сухопутными операциями османской армии.
Летом 1578 года османская армия численностью в 100 000 человек выдвинулась из Эрзурума на восток. Лала достиг провинции Карс, которая считалась нейтральной зоной по Амасьинскому мирному договору от 1555 года (правда, это не совсем вяжется с тем, что я писал в третьей части, но видимо Сулейман обещал Тахмаспу (и как мы знаем, не сдержал это обещание), что османы не будут сопротивляться попыткам сефевидов закрепиться в этой провинции в обмен на шехзаде Баязида). Кроме того, ни одна из сторон не должна была пытаться укрепить эту провинцию. Лала нарушил условия договора и начал восстанавливать крепости в этом районе параллельно оставляя в них гарнизоны.
Отремонтировав форт в Карсе Лала Мустафа занялся восстановлением крепости в Месхетии которую некоторые источники называют Акеской. Позже его разведчики доложили, что два сефевидских командующих Токмак хан и Имамкули хан собрались остановить османов, и выступили в поход.
Лала отправил несколько сторожевых отрядов разведать обстановку. 9 августа 1578 года один из таких отрядов (численностью от 40 до 50 человек) столкнулся с персидским войском (по разным сведениям, численностью от 30 до 50 тысяч человек) у Чилдыра. В результате завяжавшейся схватки погиб почти весь османский отряд, но на помощь подоспел бейлербей Диярбакыра Дервиш паша, приведя с собой от 300 до 400 человек.
Если что, это не тот Дервиш паша («Дервиш» означает «бедняк») из Великолепного века Кесем. Кроме того, не ясно действительно ли он занимал эту должность так как неизвестно был ли повышен Оздемироглу Осман паша. К тому же не ясно, имеется ли тут в виду провинция Диярбакыр или город Диярбакыр. Вполне возможно, что Дервиш паша был временно назначен на этот пост после отправки Османа паши на войну, но это всего лишь моя маловероятная теория.
Но несмотря на прибывшую помощь силы оставались слишком неравными. Победа персов была не за горами, а самого Дервиша пашу даже несколько раз сбрасывали с лошади. Однако в последний момент Осман паша подоспел на помощь. Началась продолжительная рукопашная схватка в которой из-за дождя ни одна сторона не могла применять огнестрельное оружие. Сражение продолжалось ночью до утра и обе стороны понесли серьезные потери. Но все же персы были разгромлены, а османам досталась богатая добыча. Основные причины победы османов заключалась в отсутствии единства среди командующих сефевидов, массовом переходе на сторону османов курдской знати и общей недооценке врага. Токмак хан ошибочно полагал, что в османской армии было всего 40 000 человек. Но он ужаснулся и начал отступать когда понял, что силы с которыми он вступил в бой были всего лишь передовыми отрядами.
После победы у Чилдыра для османских войск открылся путь на Грузию. Местные правители предпочли занять сторону победителей (как они на тот момент полагали) и практически сразу же после сражения у Чилдыра к Лале Мустафе прибыл Манучар Джакели, фактический правитель Самцхе-Саатабаго (грузинское государственное образование XV – XVI вв. В 1628 году было полностью захвачено османами). Манучар выразил османам свою покорность. Лала также выдвинул ультиматум царю Кахетии Александру II и царю Картли Симону I (если что, Кахетия и Картли - грузинские области) с требованием подчиниться.
24 августа османы вступили в Тбилиси. Тогда городом правил Давид, брат Симона. Еще до прихода войск Лалы он эвакуировал гарнизон и сдал крепость османам. После взятия Тбилиси к Лале прибыл Александр и заявил о своем переходе на сторону османов. Впоследствии он активно воевал на их стороне и обеспечивал османскую армию провизией. Лишь Симон отказался сдаваться и вел войну с османами.
8 сентября 1578 года армия Лалы Мустафы выступила из Тбилиси и 16-го числа прибыла в Ареш, город недалеко от впадения реки Канык-Алазани в реку Куру.
Сам путь до Каныка дался османам весьма тяжело. Он лежал через болта и леса. К тому же у армии заканчивались припасы.
Лала отправил 10 000 человек на равнины собирать урожай, но 9 сентября те попали в персидскую засаду. В ответ один из османских отрядов переправился через приток Куры и атаковал сефевидскую армию с тыла.
Потом османская армия разделилась на три части (под командованием Оздемироглу Османа, бейлербея Алеппо Мехмеда паши и бейлербея Дулкадира Мустафы паши) и атаковала противника одновременно с трех сторон у местечка Коюнгечиди. Не выдержав натиска с разных сторон, сефевиды бежали. Отступая к реке, они пытались перейти через мост, но он рухнул из-за тяжести толпы. Те, кто был на мосту утонули. Остальные либо бросились в воду и тоже пошли ко дну. Некоторых не утонувших «счастливчиков» османы зарубили уже на берегу. Пленных тоже не брали.
Причинами этой победы османов многие называют то, что у сефевидских командующих до сих пор не было единства. Кроме того у османов была артиллерия. Реформы по модернизации армии в Сефевидской Персии будут только в начале XVII века. Что до османов, то победа у Коюнгечиди открыла им дорогу на стратегически важную провинцию Ширван.
В Ареше Дервиш паша и Осман паша за неделю построили крепость окруженную глубоким рвом с фортами и башнями, и со складами вооружения. На должность бейлербея захваченного города и мест вокруг него они назначили Гейтаса пашу, которому оставили сто пушек и гарнизон для защиты крепости.
Ширван еще не был взят, но Лала был настолько уверен в победе, что уже подумывал о том кого назначить на должность бейлербея этой провинции. К слову, Ширван действительно удалось на некоторое время взять (сефевиды практически сдали его без боя), но он все же был в итоге отвоеван персами.
Изначально Лала предложил эту должность Дервишу паше, но тот отказался. Отказались даже и многие другие бейлербеи несмотря на обещания командующего (Лалы), что бейлербей Ширвана автоматически станет визирем. Причины этих отказов неизвестны, но видимо никто из них не хотел зимовать в Ширване. Также возможно были сомнения, что его вообще удастся взять. Лала Мустафа уже сам собирался зимовать в Ширване, но Оздемироглу Осман предложил свою кандидатуру. Лала повысил своего друга до визиря и назначил его сардаром вместо себя (скорее всего, временно), оставив небольшое войско из 1 000 янычар, более 60 пушек, 200 сундуков боеприпасов и полугодовое жалование для солдат.
Сам же наш «герой» решил перезимовать в Эрзеруме параллельно проведя переговоры с правителями Кайтага, Кумуха, Табасарана и Шахрумом мирзой (мирза - персидский аристократический титул обычно означающий «принц» или «сын эмира») из рода ширваншахов, заручившись их поддержкой для остающихся в регионе османских войск.
О дальнейшем участии непосредственно Лалы в войне ничего не известно. Официально он так и остался сардаром, но фактическое руководство войсками на местах было предположительно в руках Оздемироглу Османа, который потом одержал крупную победу у Шемахи, одного из последнего городов Ширвана, но Сефевиды захватили Ареш и разгромили Гейтаса пашу (сам новоиспеченный наместник Ареша погиб в сражении). Узнав об этом Осман предпочел скрыть такую печальную новость от своих войск чтобы их не деморализовать. Однако сам командующий тоже чуть не проиграл сражение у Шемахи когда к персам прибыло подкрепление из захваченного Ареша. Однако положение спас калга (второй человек в Крымском ханстве после непосредственно хана) Адиль Гирей (Гиреи - династия тогдашних крымских ханов), младший брат тогдашнего крымского хана Мехмеда II Гирея, со своими войсками. Таким образом Ширван был полностью захвачен (Ареш тоже позже удалось отбить). После этого персы предложили султану Мураду III мир на старых Амасьинских условиях. Неизвестно как ответил султан, но можно предположить, что это предложение было проигнорировано.
Но тут начались проблемы. Надеясь отвоевать Шемаху сефевиды собрали армию из 80 000 человек под командованием персидского принца и наследника престола Хамзы мирзы. Правда, по мнению некоторых историков Хамзе тогда было 8 лет и фактически армией руководил эмир (или визирь) Мирза Салман.
Узнав об этом Осман паша попросил Адиль Гирея о помощи. Сам крымский ханзаде (так обращались к крымским царевичам) тогда возвращался из победного набега на лагерь одного из персидских командующих Араса хана. В этом набеге также участвовал новый санджакбей Ареша Пияле бей. Однако письмо Османа паши было перехвачено персами.
28 ноября 1578 года Мирза Салман столкнулся с Адиль Гиреем и Пияле беем у местечка Моллахасан на реке Агсу. Имея численное превосходство (примерно 20 000 человек) персы разгромили крымского царевича и взяли его в плен вместе с наместником Пияле беем (позже Адиль Гирей будет убит в плену из-за обвинений в любовной связи с женой шаха Мухаммада Худабенде. Ее тоже будет ждать такая же участь). Ареш же вновь оказался под сефевидским контролем. Осман паша вновь пытался скрыть эту весть от своих войск и даже объявил о победе Адиль Гирея приказав стрелять из пушек для достоверности. Однако правда вскрылась и войска начали массово дезертировать.
К февралю 1579 года персидское войско подошло к Шемахе. Осману паше пришлось быстро быстро отступить в крепость Демиркапы. Такой отход был обоснован тем, что Осман не верил, что ему удастся удержать Шемаху своими силами, тем более у персов было численное превосходство. Также при отступлении Осману пришлось бросить всю свою артиллерию. Переход был сам по себе тяжелый из-за зимних холодов. До Демиркапы османским войскам удалось добраться только на 12 день.
Когда султан Мурад узнал обо всем, что произошло (в первую очередь о бегстве Османа паши и о пленении Адиль Гирея), он был в ярости. Всю ответственность за произошедшее султан возложил на Лалу Мустафу. Вызвав сардара в Стамбул он сместил нашего «героя» назначив на его место Коджу Синана пашу (который на момент начала персидской кампании был четвертым визирем), напоминаю, одного из злейших врагов Лалы со времен Йемена.
Падение «титана»
Почему такое название заголовка? 11 октября 1579 года неизвестный переодетый янычар пробрался к залу для заседания визирей и, предположительно дождавшись окончания заседания совета, напал на великого визиря Соколлу Мехмеда пашу и убил его, закончив тем самым его длительное (14 лет, 3 месяца, 17 дней) фактическое управление государством. Что произошло с убийцей неизвестно, но вполне вероятно, что он был убит при попытке к бегству.
Многие из вас наверняка подумают, что это дело рук Лалы Мустафы ввиду их давней вражды. Но как ни странно, наш «герой» - один из последних подозреваемых, так как точно неизвестно где он находился в этот момент времени. Вполне вероятно, что он был по прежнему занят руководством войсками в персидской кампании, а от должности сардара его отстранили уже после смерти великого визиря. В любом случае после этого убийства Лалу Мустафу вызвали в Стамбул где он стал вторым визирем. А место Соколлу на посту великого визиря занял Семиз Ахмед паша, еще один враг Лалы и наставник Коджи Синана паши. К слову, сам Синан паша стал третьим визирем.
Но если не Лала организовал убийство своего самого опасного врага, то чьих это рук дело?
Предупреждаю, сейчас будут описаны старые, но очень интересные теории (некоторые из которых – мои собственные), которые я слышал очень давно. Неизветно даже, актуальны ли они на сегодняшний момент.
Я думаю, для начала стоит взглянуть на то, что из себя представлял совет Дивана на ранний период правления султана Мурада III. Те, кто смотрел ВВ, наверняка представляют на какие «фракции» (то есть, противоборствующие между собой группы пашей) делились визири совета. К тому же период позднего правления султана Сулеймана и тогдашнюю расстановку сил мы рассматривали во второй и третьей частях этой статьи.
Про времена Селима я точно сказать не могу, но скорее всего все визири совета делились на сторонников и противников Соколлу.
Что же до Мурада III, то в начале его правления в османских политических кругах шла борьба за влияние между упоминаемой выше матерью султана Нурбану султан и любимицей Мурада – Сафие султан, которая была матерью его старшего сына Мехмеда, будущего Мехмеда III (1566 – 1603). Нурбану видела в Сафие угрозу так как Мурад долгое время предпочитал только ее одну. Один этот факт заставил Нурбану и несколько ее дочерей посчитать, что Сафие как-то приворожила молодого султана. Да и сам факт того, что Мурад так сильно влюблен в Сафие, говорит о том, что она может иметь на него влияние, что также не нравилось Нурбану. Таким образом возник серьезный конфликт, который продлится до смерти Нурбану в 1583 году.
«Кто за кого»
Повторяю, тут будут исключительно теории.
Если рассматривать всю эту ситуацию в сильно упрощенном виде, то практически весь совет Дивана был поделен на союзников Нурбану и Сафие. Хотя возможно каждый визирь действовал исключительно в своих собственных интересах. Но все же каждому из них необходим был сильный союзник для борьбы с не менее сильными противниками.
Я не буду тут акцентировать внимание на всех известных пашей и визирей, присутствующих тогда в совете, а лишь укажу тех о ком мы уже упоминали в этой и предыдущих частях, включая конечно же нашего «героя».
Соколлу. Можно с уверенностью сказать, что он не был на стороне Сафие султан так как согласно некоторым источникам убийцу подослала именно она.
Кроме того, есть несколько свидетельств о его союзе с Нурбану султан. В частности, еще со времен Сулеймана (а именно с 1562 года) Соколлу был женат на дочери Селима и Нурбану – Эсмахан султан. Более того, как я упоминал в начале этой части статьи, когда в 1574 году Селим умер, Соколлу держал его смерть в строжайшем секрете. И делал он это предположительно опять же в союзе с Нурбану чтобы ее сын Мурад благополучно занял престол.
Правда, я слышал теорию, что «фракций» в совете было не две, а три. Третью сторону как раз занимал Соколлу со своими союзниками, которые выступали за изменение системы девширме (набор иностранных (преимущественно европейских) юношей для их последующего воспитания и несения службы Османской империи. Почти все упоминаемые во всех частях этой статьи визири и военные командиры того времени (Соколлу, Рустем паша, Лала Мустафа и т.д.) прибыли в Стамбул именно таким образом). Детали этих планируемых реформ неизвестны, но они не нравились как Нурбану, так и Сафие. Но при этом «убийцей» (точнее организатором убийства) все еще в этой теории называется последняя.
Раньше я охотно верил в эту теорию, да и сейчас ее не исключаю. Но во время работы над данной частью статьи я начал в ней сомневаться. Почему? Вы не поверите, но причина в банальной логике, правда без каких-либо исторических и документальных подтверждений. Я возможно упоминал в прошлой части, что во времена Селима II Соколлу был чуть ли не самым влиятельным лицом в Османской империи и де факто ее настоящим правителем.
Но как я говорил уже здесь выше, он начал резко терять влияние после воцарения Мурада. К тому же со смертью Пертева паши (1572 год) и Пияле паши (1578 год) у него практически не осталось союзников. Правда, я не знаю был ли Пияле паша союзником Соколлу. Скорее всего, у него тоже (как и с Лалой) нейтральные отношения с великим визирем, но Пияле и Соколлу во всяком случае не враждовали.
А освободившиеся позиции покойных пашей заняли опасные противники великого визиря – Лала Мустафа, Семиз Ахмед и Коджа Синан (хоть Лала находился во враждебных отношениях с Семизом Ахмедом и Коджей Синаном, они все предположительно одинаково ненавидели Соколлу). Будучи в таком положении великий визирь вполне мог нуждаться в сильных союзниках.
И таким союзником вполне могла стать Нурбану получившая с воцарением сына почти безграничное влияние. И если я прав, это вполне объясняет почему Сафие решилась на организацию убийства великого визиря.
«Фракция Михримах султан». Так я называю Семиза Ахмеда пашу, Коджу Синана пашу и их союзников. Причем тут Михримах султан? Все дело в том, что Семиз Ахмед паша был женат на дочери Михримах и Рустема паши – Хюмашах султан. Что примечательно, свадьба состоялась в 1561 году когда умер сам Рустем и был казнен шехзаде Баязид.
А что Коджа Синан паша? Я конечно говорил выше, что Семиз Ахмед ему покровительствовал, но свидетельств об этом практически нет за исключением истории с отстранением Лалы Мустафы от командования армии во время войны с Персией в 1579 году. Предположительно именно Семиз Ахмед (уже будучи великим визирем) внушил султану Мураду, что Лала некомпететен и на его место стоит назначить Коджу Синана. Во всяком случае Ахмед паша и Синан паша были союзниками.
К слову, я не нашел ни одного изображения Семиза Ахмеда, но по свидетельствам историков, живших в то время, это был весьма тучный человек.
На чьей они были стороне в конфликте Сафие и Нурбану? Точнее, на чьей стороне тут была Михримах? Я упоминал в третьей части о неясностях относительно ее судьбы после смерти шехзаде Баязида, но то, что она предположительно в какой-то момент уехала в Старый дворец вовсе не означает, что она окончательно ушла со «сцены». Во всяком случае она покровительствовала Семизу Ахмеду и часто оказывала ему поддержку. Например, в 1573 году когда Ахмед паша уже год как был третьим визирем его неожиданно отправили в отставку. Причины этого неизвестны, но тут предположительно «приложил руку» Соколлу. Но к счастью для Семиза Ахмеда Михримах поговорила с еще правившим тогда Селимом и тот вернул Ахмеду его должность.
Этот случай показывает, что, как и у Лалы, у Семиза Ахмеда тоже был свой конфликт с Соколлу. Вполне даже возможно, что во времена султана Селима наш «герой» и Ахмед паша могли даже объединиться против одинаково ненавистного им великого визиря.
Однако, это маловероятно ввиду того же Коджи Синана паши, одного из злейших врагов самого Лалы. Правда, неизвестно когда сам Коджа Синан познакомился и сблизился с Семизом Ахмедом пашой, но его я бы тоже не назвал союзником Соколлу. Да, во время конфликта в Йемене в 1569 году великий визирь занял сторону Синана против Лалы, но это ничего особо не меняет. К тому же затягивание великим визирем решения конфликта (напоминаю, он шел 2 года, с 1567 по 1569 гг.) указывало на то, что Соколлу просто воспользовался Коджей Синаном для своих целей и мог быть готов в любой момент им пожертвовать.
Но я отвлекся. Семиз Ахмед и Коджа Синан были против Соколлу, который был предположительным союзником Нурбану. Следовательно, они были за Сафие, верно?
Так долгое время думал и я. И сейчас так думаю. К тому же сама история «восхождения» Сафие начинается с Михримах султан. Согласно большинству источников (и ВВ в том числе) именно она познакомила Сафие с юным шехзаде Мурадом еще при Сулеймане. Кроме того, в ВВ есть намеки на крайне негативные отношения между Михримах и Нурбану.
Правда, я недавно наткнулся на одну теорию. Я в нее конечно слабо верю, но тем не менее на нее стоит обратить внимание так как она вполне возможно сейчас актуальна. Многие историки конечно не отрицают тот факт, что Михримах была фактической наставницей Сафие (правда, есть теория, что с Сафие Мурада познакомила не Михримах, а Хюмашах Ханым султан, упоминаемая в предыдущей части дочь шехзаде Мехмеда и будущая вторая жена Лалы Мустафы). Однако в какой-то момент, сразу после восхождения Мурада III на престол в 1574 году Михримах неожиданно перешла на сторону на Нурбану, и вместе с ней и дочерьми самой Нурбану (Эсмахан (женой Соколлу) и Гевхерхан султан (чьим мужем тогда был Пияле паша)) обвинила Сафие в привороте.
Как я сказал, я слабо верю в эту теорию и больше склоняюсь к тому, что Михримах была на стороне Сафие. К тому же неизвестны мотивы Михримах для вражды со своей «ученицей» помимо возможно страха перед ней (как у той же Нурбану). Но Михримах точно не принимала никакого участия в убийстве Соколлу так как сама умерла где-то за полтора года до этого, 25 января 1578 года.
Что делали и какую сторону занимали после ее смерти Семиз Ахмед и Коджа Синан, неизвестно. Но вполне однозначно, что после смерти Михримах (какую бы сторону она сама не занимала) они оставались один на один с Соколлу и в борьбе против такого опасного врага им тоже нужны были союзники.
В теории они действительно могли быть на стороне Нурбану, которая сдерживала великого визиря (если конечно Соколлу был на ее стороне, а не сам по себе) от нападок на двух пашей.
Однако, в организации убийства Соколлу я бы помимо Сафие обвинил был еще и Семиза Ахмеда так как ему на тот момент это было наиболее выгодно поскольку он был вторым человеком в совете и после того как убийство произошло, именно он стал великим визирем. Это, как мне кажется, говорит о том, что если не Михримах была на стороне Сафие, то Семиз Ахмед и Коджа Синан уж точно были. Более того, даже если Михримах и была на стороне Нурбану (в чем я опять же сомневаюсь), то эти двое могли вполне сменить сторону после смерти своей изначальной покровительницы (Михримах).
Лала Мустафа. Если с Семизом Ахмедом и Коджей Синаном еще можно делать какие-либо предположения опираясь на ту же Михримах, то с нашим «героем» и его другом Оздемироглу Османом пашой куда сложнее. Нет никаких свидетельств относительно того, что Лала занимал какую-либо сторону в «войне» между Сафие и Нурбану. Единственное за что можно держаться так это за то с кем он враждовал. А у него были (как я неоднократно упоминал в этой и прошлой частях) одинаково плохие отношения как с Соколлу, так с Коджей Синаном и Семизом Ахмедом.
Вообще, до начала работы над этой частью статьи я считал Лалу союзником Нурбану султан ввиду его вражды с Коджей Синаном, который был протеже Семиза Ахмеда, а сам Семиз Ахмед опирался на поддержку Михримах, которая «воспитала» Сафие. Что до Соколлу, самого опасного врага нашего «героя», то я считал, что он действовал сам по себе против обеих султанш.
Технически если оба враждующих родственника (Соколлу и Лала) были на стороне матери султана (Нурбану), то они могли заключить между собой временное перемирие против общих врагов (Коджи Синана и Семиза Ахмеда). Тем более, что со времен Йемена нету никаких известных враждебных действий как со стороны Соколлу, так и со стороны Лалы по отношению друг к другу.
Мог ли Лала Мустафа наоборот быть союзником не Нурбану, а Сафие? Вполне возможно, но мне в это слабо верится. Правда, нельзя исключать эту возможность ввиду теорий о вражде между Михримах и ее «воспитанницей». Но даже если эта теория верна, повторяюсь, Михримах умерла за год до смерти Соколлу, и неизвестно какую сторону занимали после этого Коджа Синан и Семиз Ахмед.
С другой стороны Лала мог объединиться с Коджей и Семизом уже против Соколлу, и помочь им с Сафие организовать убийство великого визиря. Но как я говорил выше, я не думаю, что наш «герой» имел какое-либо отношение к этому убийству ввиду того, что он в это время командовал османской армией в войне с Персией и физически не мог как-то принять в этом участие.
В целом я все еще считаю Лалу Мустафу и Оздемироглу Османа союзниками Нурбану. Хотя все опять же упирается в вопрос остальных упоминаемых пашей, которые были врагами нашего «героя». Вполне возможно, что Лала и Осман вообще были самостоятельной стороной и враждовали со всеми. Но лично я сомневаюсь в этой версии так как в том момент они скорее всего нуждались в сильных союзниках даже еще больше чем Соколлу.
Знаю, это был очень запутанный раздел практически ни о чем. К тому же, как я сказал, это всего лишь теории. Но просто мне давно хотелось высказаться по этому поводу. Надеюсь, я не слишком утомил.
Что по итогу (предупреждаю, будут повторения уже сказанных выводов)
Я хочу сказать, что до сих пор верю в теорию «трех сторон» - Соколлу, Сафие и Нурбану. Соколлу возможно в начале правления султана Мурада возможно действительно был на стороне матери нового султана (в частности, его брак с ее дочерью и помощь в сокрытии смерти Селима говорят сами за себя). Но в какой-то момент (скорее всего незадолго или за несколько лет до своей смерти) Соколлу разработал вышеупомянутую реформу системы девширме (повторяюсь, ее детали неизвестны, не подтверждено даже ее существование в принципе), что не понравилось как Нурбану, так и Сафие. Первая предположительно пыталась убедить великого визиря отказаться от проведения этой реформы, но Соколлу был непреклонен. Таким образом союз великого визиря и валиде султан (так назывался титул матерей султана) распался. Вполне возможно, что Нурбану и Сафие на некоторое время объединились против Соколлу, но я лично в этом сомневаюсь. Скорее всего Сафие и ее союзники просто убили его первыми.
Что же до остальных пашей, то (повторяюсь) я уверен, что Семиз Ахмед паша и Коджа Синан паша (плюс Михримах) занимали сторону Сафие султан приняв непосредственное участие в убийстве Соколлу. Лала Мустафа и Оздемироглу Осман? Если они вообще занимали какую-либо сторону (напоминаю, на момент смерти Соколлу шла война с персами. А об их активности между воцарением Мурада и начала войны (1574 – 1578 гг.) ничего не известно), то скорее всего они сотрудничали с Нурбану в противовес своим противникам.
Какую из этих многочисленных вышеупомянутых теорий вы считайте верной, решайте сами. Можете написать свое мнение в комментариях. Мне лично будет интересно почитать. Ну, а мы двигаемся дальше.
Долгожданный, но недолгий «звездный час»
Итак, 11 октября 1579 года был убит Соколлу Мехмед паша. Его место занял на посту великого визиря занял Семиз Ахмед паша. Лала Мустафа стал вторым визирем, а Коджа Синан третьим. Смерть Соколлу лишила нашего «героя» самого опасного врага и поставила его на ступень выше в иерархии совета, но полностью от опасности он не избавился. Как я неоднократно упоминал выше у Лалы были плохие отношения с новым великим визирем ввиду того, что последний был близок с Коджей Синаном, врагом Лалы №2 после Соколлу.
Положение нашего «героя» стало весьма шатким ввиду того, что Семиз Ахмед проводил серьезные «кадровые перестановки». К тому же, как я упомянул выше, Ахмед чуть ли не первым делом убедил султана Мурада отстранить Лалу от должности сардара в войне с персами и назначить на его место Коджу Синана. Не знаю, были ли у Семиза Ахмеда какие-либо иные планы насчет Лалы, но скорее всего он планировал избавиться от своего соперника и назначить на место Лалы Коджу Синана. Но это исключительно моя теория.
Но вскоре события стали разворачиваться благоприятно для Лалы. Я упомянул выше, что у Семиз Ахмед был довольно тучным человеком. Кроме того, у него были серьезные проблемы со здоровьем.
К 23 апреля 1580 года состояние великого визиря настолько ухудшилось, что Семиз Ахмед был не в состоянии вести заседания визирей. Его на них замещал Лала Мустафа. Почему Лала, а не Коджа Синан? Насколько я понял из ВВ, таков был порядок. В случае вынужденного отсутствия великого визиря заседания вместо него вел второй визирь каковым был тогда Лала.
А спустя еще четыре дня, 27 апреля 1580 года Семиз Ахмед паша умер пробыв в должности главного визиря чуть больше 6 месяцев.
Пост великого визиря достался Лале Мустафе паше. Заветная мечта нашего «героя» наконец-то осуществилась. Все, через что он прошел в своей жизни – служба шехзаде Баязиду, переход на сторону шехзаде Селима, «война» со Соколлу, «Йеменская история» с Коджей Синаном, Кипр, Персия...............все вело к этому моменту. Но по злой иронии судьбы этот момент был весьма скоротечным.
Лала пробыл на должности великого визиря даже еще меньше чем его предшественник – 3 месяца и 9 дней. 7 августа 1580 года Лала Мустафа паша умер в Стамбуле. Точная причина смерти неизвестна, но наиболее распространена теория о сердечном приступе. Однако, я считаю, что его вполне мог отравить Коджа Синан паша в качестве мести за Йемен и с целью занять его место. Нет никаких оснований воспринимать это всерьез, но учитывая как Лала и Синан друг друга ненавидили, этот вариант полностью исключать не стоит. Тем более, что именно Коджу Синану паше в итоге и досталась должность великого визиря.
Немного о судьбе других «персонажей»
Мурад III. Он проправил до 1595 года. 16 января 1595 года султан умер в возрасте 48 лет. Как и Семиз Ахмед паша он тоже был очень тучным человеком со слабым здоровьем, что правда не мешало ему стать отцом 57 детей (24 сыновей и 33 дочерей, все цифры примерные). Не все дети были от Сафие. У него было очень много наложниц, с многими из которых его свели мать султана (Нурбану) и его сестры, что в свою очередь было отголоском «войны» между Нурбану и Сафие. После смерти Мурада султаном стал его старший из оставшихся сыновей Мехмед III, который первым делом казнил 19 своих братьев.
Нурбану султан. «Война» между свекровью (Нурбану) и невесткой (Сафие) продолжалась, но в итоге кончилась победой последней. 7 декабря 1583 года Нурбану неожиданно скончалась. Согласно некоторым версиям ее отравил Генуэзский посол по причине того, что покойная валиде, как венецианка по происхождению, проводила соответствующую политику. Также в возможном отравлении подозревают Сафие. Не исключено, что они действовали сообща, но этому нет никаких подтверждений.
Сафие султан. Смерть Нурбану султан в 1583 году фактически сделала Сафие самой влиятельной фигурой в Османской империи. Она стала чуть ли не главной советницей султана, который был подавлен смертью матери и нуждался в поддержке. Кроме того, главной задачей Сафие стала защита своего сына, будущего султана Мехмеда III. Молодой шехзаде Мехмед на тот момент был весьма популярен среди янычар, что не могло не вызывать зависть и гнев тучного султана. Сафие приходилось предупреждать предполагаемые попытки убийства Мехмеда со стороны Мурада. Но к счастью для нее, никаких нападений не произошло и в 1595 году шехзаде Мехмед благополучно взошел на престол. Во времена правления сына и вплоть до его смерти 22 декабря 1603 года Сафие была фактической правительницей империи. Однако в 1604 году сын самого Мехмеда, новый султан Ахмед I (1590 – 1617) сослал ее в Старый дворец фактически лишив ее тем самым власти. У Сафие в принципе были плохие отношения с внуками. В частности, незадолго до смерти Мехмеда в том же 1603 году, сам султан по наущению Сафие казнил старшего брата Ахмеда шехзаде Махмуда, который высказывал недовольство по поводу вмешательства своей бабушки в дела государства. Сафие же свою очередь предоставила султану ложные доказательства подготовки переворота со стороны Махмуда и Мехмед отдал приказ о казни сына. Что до самой Сафие, то даже после ссылки она получала довольно таки приличное содержание. Как я упоминал в подрисуночной подписи под ее изображением, точная дата ее смерти неизвестна, а самый последний упоминаемый в источниках год ее жизни – 1619. Если это так, то она пережила практически всех с кем пересекалась – своего возлюбленного султана Мурада, своего сына Мехмеда, свою ненавистную свекровь Нурбану и даже своего внука Ахмеда, умершего в 1617 году от болезни желудка.
Коджа Синан паша. Смерть его заклятого врага Лалы Мустафы обеспечила Синану паше место великого визиря. Кроме того, он остался командующим османской армии во время продолжающейся войны с Персией. В 1581 году он заключил перемирие с сефевидами по которому границы обоих империй сохранят свой прежний вид (то есть, согласно Амасьинскому договору от 1555 года). Примечательно, что перемирие Синану паше предложили именно персы. Однако такой расклад крайне негативно воспринял сам султан Мурад III, к тому же по некоторым источникам Коджа Синан заключил это перемирие самостоятельно без разрешения султана. 22 декабря 1582 года Мурад III снял с поста великого визиря Коджу Синана и отправил его в ссылку в Малкаре, где тот провел 4 года. Военные действия тоже возобновились. Однако Синан не терял времени зря. Благодаря уговорам и подаркам гарему султана (которым к тому моменту заправляла Сафие султан) в конце 1586 года Коджа Синан был назначен бейлербеем Румелии.
В 1589 году (или в 1588 году) он был вновь был назначен великим визирем. Однако, 1 августа 1591 года янычары подняли бунт из-за которого Синан потерял свой пост во второй раз. Причины и подробности этого бунта неизвестны, но скорее всего Синан мог разозлить их какими-нибудь реформами из-за чего воины стали требовать его отставки. Что примечательно на посту великого визиря Коджу Синана сменил его двоюродный брат Ферхат паша с которым он враждовал еще с лета 1582 года когда Ферхат был агой (командиром) янычар из-за его стычки с несколькими сипахами, которых он потом убил. Хоть в конфликте и были виноваты сипахи, Коджа Синан все равно обвинял в этом своего брата, что и спровоцировало вражду.
Ну, я отвлекся. Ферхат продержался на должности великого визиря до 4 апреля 1592 года когда он был снят из-за того, бунт янычар так подавить и не удалось. Великим визирем ненадолго стал Канижели Сиявуш паша (которого когда-то в совет ввел в 1579 году Семиз Ахмед паша после своего назначения великим визирем) пока 28 января 1593 года Коджа Синан не занял этот пост в третий раз. Летом того же года его назначили командовать османской армией во время похода на Венгрию (в 1593 году началась Тридцатилетняя война с Австрией, которая закончилась Житваторокским миром в 1606 году во времена правления Ахмеда I). Коджа Синан одержал ряд побед (в частности после долгой осады 29 сентября 1594 года был взят Эстегром) и вернулся в Стамбул с триумфом. Но праздновал Синан не долго.
В 1595 году умер Султан Мурад III и на престол взошел Мехмед III. Чуть ли не первым делом новый султан отстранил Коджу Синана с поста великого визиря и снова сослал его в Малкару (его после каждого отстранения ссылали в этот город на территории современной Турции). Причины этого нигде не указаны, но скорее всего у Синана мог случиться конфликт с Сафие султан (ставшей валиде султан с воцарением сына), которая покровительствовала Ферхату паше, который вновь стал великим визирем. Но удача и в этот раз не оставила Коджу Синана. Из-за ряда ошибок в войне с австрийцами (Ферхат стал еще и сардаром) 7 июля 1595 года Ферхат паша был вновь снят с поста великого визиря, а 9 октября 1595 года был задушен по приказу султана из-за интриг его противников (этому нет никаких подтверждений, но не исключено, что Синан паша тоже «приложил к этому руку»). 14 июля 1595 года Коджа Синан стал великим визирем в четвертый раз. 19 ноября 1595 года после очередной, уже неудачной осады Эстегрома, он вновь был снят с поста. Однако, 12 дней спустя, 1 декабря 1595 года Синан уже в пятый (и в последний раз) вернулся на прежний пост в связи со смертью своего преемника Лалы Мехмеда паши. Султан Мехмед приказал ему готовится к походу на Австрию. Однако, Коджа Синан заболел и не смог посещать заседания совета, а 3 апреля 1596 года один из самых «удачливых» (как никак он пять раз был на этом посту) великий визирь скончался.
Оздемироглу Осман паша. Что касается близкого друга и союзника нашего «героя», то бурные события в Стамбуле 1579-1580 гг. (а именно убийство Соколлу, отстранение Лалы Мустафы с поста сардара и назначение его великим визирем) по большей части обошли Османа пашу стороной так как он продолжал осуществлять руководство войсками в продолжающейся войне с Сефевидской Персией оставаясь фактическим (а после первого отстранения Коджи Синана возможно и официальным) сардаром.
Казалось бы после смерти Лалы Мустафы и назначения Коджи Синана паши на пост великого визиря у Оздемироглу Османа должны были начаться проблемы ввиду того, что (повторяюсь) Осман принимал участие в «Йеменском» конфликте на стороне Лалы против Синана. Однако Коджа Синан ничего предпринять против Османа не успел так как в 1582 году сам лишился поста великого визиря из-за «не санкционированного» перемирия с сефевидами. Одна из причин по которой Мурад III считал перемирие невыгодным для себя является то, что Осман с успехом удерживал Баку и Демиркапы. Султан считал, что его армия в выигрышном положении и ему нет смысла заключать перемирие на довоенных условиях. Великим визирем после первого «срока» Коджи Синана стал упоминаемый выше Канижели Сиявуш паша (это был его первый «срок», а всего их было три: 1582-1584, 1586-1589, 1592-1593). Сиявуш был предположительно в близких отношениях как с Семизом Ахмедом пашой, так и с Коджей Синаном пашой, и негативно относился к Осману паше.
Что же до войны в целом, то османская армия была весьма в тяжелом положении. Несмотря на то, что в техническом плане османская армия превосходила сефевидов, у последних было численное превосходство. Кроме того, была острая нехватка денег и солдатам нечем было выплачивать жалование. Назревал серьезный бунт. К счастью 4 октября 1582 года из Стамбульской казны вовремя выделили и доставили всю необходимую сумму. Кроме того, Осман паша показал себя довольно компетентным военачальником. В мае (а конкретный день неизвестен, но по большинству источников где-то между 7 и 13 мая) 1583 года он одержал одну из своих величайших побед у реки Самур (османы называли это сражение «Битва факелов» поскольку там в какой-то момент наступила ночь и обе стороны ориентировались с помощью заженных факелов).
Но потом произошло непредвиденное. Крымский хан Мехмед II Гирей отказался от дальнейшего участия в войне с сефевидами на стороне османов. В 1582 году он должен был лично отправиться в поход, но пробыв некоторое время в Ширване, хан вернулся в Крым в начале 1583 года.
Мурад III был в ярости и воспринял действия своего вассала (Крымское ханство было вассалом Османской империи предположительно с 1478 года) как бунт. Осенью 1583 года он приказал Оздемироглу Осману паше отправиться в Крым и наказать непокорного хана. А руководство военными действиями против персов султан доверил Ферхату паше (упоминаемому выше родственнику/врагу Коджи Синана паши), которого незадолго до этого назначили бейлербеем Румелии.
Прибыв зимой в Кефе Осман паша встретился с ханом Мехмедом и передал ему требования султана о покорности (а возможно и добровольное отречение от ханского престола). Однако хан заявил о своей независимости и фактически объявил войну Османской империи. Оздемироглу же со своим войском оказался в осаде в Кефе. Османы были в подавляющем меньшинстве. В распоряжении Оздемироглу было всего 3 000 солдат. А у хана Мехмеда их было 40 000.
Но даже в такой ситуации Осман паша нашел выход. Он смог привлечь на свою сторону Алпа Гирея, еще одного младшего брата хана, пообещав ему крымский трон. Алп ненавидел своего брата из-за того, что Мехмед хотел назначить калгой своего сына Саадет Гирея в обход самого Алпа, которому этот пост полагался по старшинству. Однако сам хан осаду не снял, а у стен города происходили стычки между османами и крымскими войсками.
Но к счастью для Османа паши к нему на помощь пришла эскадра во главе с прославленным османским адмиралом Улучом Али. Вместе с ними также прибыл Ислям Гирей (Будущий хан Ислям II), назначенный османами новым ханом (Ислям до этого жил в Стамбуле еще со времен Сулеймана I).
После прибытия эскадры значительная часть ханского войска (предположительно под командованием Алпа) перешла на сторону врагов Мехмеда. Запаниковав хан попытался бежать, но из-за своего веса (Мехмед II Гирей тоже (как и Мурад III и Семиз Ахмед паша) был очень тучным) он не смог далеко уйти и был задушен по приказу Алпа, который стал калгой при новом хане Исляме Гирее (несмотря на первоначальное недовольство тем, что Осман паша не смог сдержать обещание насчет ханского трона).
30 мая 1584 года Осман паша вернулся в Стамбул с триумфом. Жители столицы приветствовали его как победоносца и героя. Султан Мурад тоже был доволен Оздемироглу. Однако это вызвало тревогу враждующего с Османом пашой великого визиря Сиявуша пашу, который вместе с некоторыми другими визирями пытался его очернить как алкоголика, что не сработало. Более того, сам Сиявуш паша был снят с поста великого визиря 28 июля 1584 года из-за отказа принять на себя командование войсками в иранской кампании, ссылаясь на многочисленные обязанности. На его место был назначен Оздемироглу Осман.
Первое, что пришлось сделать Осману паше в качестве великого визиря, так это вернуться в Крым так как сын низвергнутого Мехмеда II Саадет Гирей, собрав большую армию из ногайцев, смог изгнать из Бахчисарая (тогдашняя столица Крымского ханства) нового хана Исляма Гирея и калгу Алпа Гирея. Последним двум пришлось укрыться в крепости Кефе (где не так давно находился в осаде Оздемироглу). Саадет осадил крепость, но на помощь прибыло османское войско во главе с Османом пашой. Мятежному крымскому царевичу пришлось снять осаду и отступить, а позже он был разгромлен у реки Индол.
После разрешения ситуации в Крымском ханстве, 15 марта 1585 года Мурад III вновь отправил Османа пашу на Кавказ для продолжения войны с сефевидами. 25 октября 1585 года Осман паша после тяжелой битвы взял Тебриз.
После этого он перебрался в Шамб-и Газан, предместье Тебриза чтобы отразить возможную контратаку персов. В ночь с 29 на 30 октября после предотвращения одного такого нападения Осман паша скончался, возможно от ангины.
Что же касается турецко-персидской войны в целом, то она, как я уже говорил, продолжалась до 1590 года. Несмотря на постоянную смену сардаров османской армии положение сефевидов в целом было тяжелее чем у их противников. В 1588 году в результате переворота в Персии шах Мухаммед Худандбе отрекся от престола в пользу своего сына, 16-летнего энергичного принца Аббаса (Аббас I, 1571-1629). Столкнувшись с многочисленными внутренними проблемами (кроме того, на Персию пошел войной с востока узбекский хан Абдулла) новый шах стремился заключить мир с османами. По этой причине 21 мая 1590 года в Стамбуле был заключен мирный договор, который так и назвали «Стамбульским». Правда, его также называют договором Ферхата паши так как Аббас в первую очередь обратился с просьбой о переговорах именно к нему как к тогдашнему сардару. Технически она закончилась победой османов так как по договору ряд областей в том числе Тебриз, Ширван и Грузия были признаны османскими владениями.
Извините за такое длинное послесловие. Я просто посчитал, что для завершения стоит немного рассказать о последующих событиях и судьбах личностей, которые окружали «нашего героя». Спасибо всем, кто дотянул до этого момента. Надеюсь и дальше вас радовать новыми статьями.