Найти в Дзене
Андрей Ортега

Для чего Богу наказывать детей за вину отцов?

В Библии Бог обычно преподносится как праведный Судья, не имеющий лицеприятия и воздающий каждому по его делам. На фоне этих привычных понятий читателю может показаться вызывающим один маленький нюанс, который Господь излагает, провозглашая Свое имя перед Моисеем. 6 И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, 7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода. (Исход, глава 34) Живешь такой в родительском доме среди грешников, а тебе раз — и прилетело за чужие косяки. Если так решили земные судьи, их предрассудки или коррумпированность еще можно понять. Но неужели Бог так судит? Где же тогда правда в этом мире? Сегодня я предлагаю обсудить эту тему и рассмотреть, почему так выходит, как к этому на самом деле относится Бог и когда такой подход к виновным в
Оглавление

В Библии Бог обычно преподносится как праведный Судья, не имеющий лицеприятия и воздающий каждому по его делам.

На фоне этих привычных понятий читателю может показаться вызывающим один маленький нюанс, который Господь излагает, провозглашая Свое имя перед Моисеем.

6 И прошёл Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7 сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода.
(Исход, глава 34)

Живешь такой в родительском доме среди грешников, а тебе раз — и прилетело за чужие косяки.

Если так решили земные судьи, их предрассудки или коррумпированность еще можно понять. Но неужели Бог так судит? Где же тогда правда в этом мире?

Сегодня я предлагаю обсудить эту тему и рассмотреть, почему так выходит, как к этому на самом деле относится Бог и когда такой подход к виновным вообще может быть целесообразен. Как ни удивительно, бывают и такие случаи!

Это несправедливо?

Взгляните на постановление, которое дает Моисей народу Израиля в отношении смертной казни:

16 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за своё преступление.
(Второзаконие, глава 24)

То есть судебная система Израиля, выстроенная по закону Моисея, не допускала людям творить такого суда, который Бог приписал Себе.

Но это Моисей и прочие смертные.

А что насчет самого Бога?

В Израиле на эту тему была интересная пословица — про кислый виноград.

И Бог ее внезапно раскритиковал:

1 И было ко мне слово Господне:
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, — не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле.
4 Ибо вот, все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрёт.
19 Вы говорите: «почему же сын не несёт вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся.
(Иезекииль, глава 18)
Источник: https://pravoslavie.ru/111857.html
Источник: https://pravoslavie.ru/111857.html

Выходит парадокс: Бог говорит, что наказывает детей за вину отцов, но Ему неугодно так делать!

Причины?

Отчего же детям может доставаться за вину отцов, если Богу это неугодно?

Есть несколько простых причин.

1. У грешных родителей растут грешные дети

Дети воспитываются в семьях своих родителей. А негодные родители порой не оставляют детям ни малейшего шанса на развитие во сколько-нибудь достойном направлении. И хотя «вынужденное положение» детей возможно понять, это не отменяет их ответственности за совершаемые ими же злодеяния.

Вспомните слова Соломона:

11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
(Притчи, глава 3)

Относится ли это к вопросам смертной казни? Едва ли. Разве что если одному из подростков не поздоровится, а ты увидишь его участь и раскаешься в своих злых делах, обратишься на пути правды.

2. Проблемы родителей наследуются детьми естественным образом

В качестве примера такого естественного хода событий можно вспомнить Вавилонский плен, в котором иудеи находились несколько десятилетий, будучи выселены из родных земель. Через пророков Господь неоднократно преподносил эту участь как наказание за грехи народа. Например:

17 Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот Я, говорит Господь, объявляю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли;
21 И Седекию, царя Иудейского, и князей его отдам в руки врагов их и в руки ищущих души их и в руки войска царя Вавилонского, которое отступило от вас.
(Иеремия, глава 34)

При этом в плену иудеи продолжали жить и заводить детей, которые сразу рождались в неволе. Разве дети в этом виновны? Нисколечко. Это естественное следствие предыдущих событий, которые от них никак не зависели.

Теперь, когда простые случаи разложены по полочкам, остается самое интересное.

Что насчет невинных младенцев?

Если вспомнить такие темы, как всемирный потоп, истребление Содома и Гоморры или военные походы Моисея с Иисусом Навином, в ходе которых по Божьему велению поголовно истреблялись целые города, тут возникает стойкая ассоциация со словами Бога о наказании вины отцов в детях.

Конечно, всегда возможно рассмотреть такой вариант, как сохранить жизнь деткам и вырастить их при себе. Или вынести их прочь из города, как ангелы вывели семью Лота из Содома.

В принципе, я ничего против этого не имею — хотя бы потому, что никогда не атаковал реальных городов и не знаю, чем чреваты подобные решения. Если вдруг вы этим займетесь — дайте мне знать, что из этого вышло.

Вообще по такому принципу возможно было бы и взрослых не убивать, а связать и перевоспитать. Другое дело, что для этого у атакующей стороны далеко не всегда имеются соответствующие ресурсы, а Бог уже изрек на город неутешительный приговор и привел его в исполнение.

Чтобы понять возможную целесообразность таких приговоров, я предлагаю рассмотреть случаи, когда классическое, привычное нам правосудие не дает эффекта.

Границы правосудия

Почему люди обычно идут на преступления против человечества? Обычно это связано с преследованием личных корыстных интересов. Например, увидел ты у соседа заначку с кучей денег, позавидовал и стащил. Выгодно! Или тебе приглянулась жена товарища и ты ее похитил, а товарища пристрелил. Жизнь налаживается! Но всё в ущерб твоим ближним.

Такой человек решается на преступление, потому что видит в нем путь к лучшей жизни для себя. В таком случае его может переубедить полиция, суд, тюрьма. Или плаха, виселица, электрический стул (в странах со смертной казнью). Осознавая возможность таких последствий преступления, наш герой трижды подумает, прежде чем искать себе сомнительной выгоды такой ценой.

Выходит сдерживающий эффект.

Но что происходит, если преступник старается не только для себя?

На этом основана мафия. Основной курс действий задается неким «доном», или «крёстным отцом», а все фактические преступления совершаются подотчетными ему лицами, действующими в его интересах. Каждый из них мотивирован верностью своему клану. Но сколько бы ты их ни вязал, руководство шайки остается в тени и просто вербует новых ребят!

Полиция бессильна, суды бесполезны, работники спецслужб чешут головы в недоумении, а все подсудимые молчат как рыбы, сохраняя верность клану.

Источник: https://ekb.jevents.ru/2020/03/06/igraem-v-mafiyu/
Источник: https://ekb.jevents.ru/2020/03/06/igraem-v-mafiyu/

Просто ловить и сажать бандитов недостаточно. Необходимо раскрыть преступную схему и выйти на конечного выгодоприобретателя, на которого они работают! И хотя он вроде бы не замарал руки ничьей кровью, за всё безобразие его шайки отвечать должен именно он.

А теперь вернемся к невинным детям.

Детки хотят кушать

Да, мелких бессознательных младенцев никак не назовешь крёстными отцами или главарями банд. Но по отношению к родителям они оказываются конечными выгодоприобретателями. Родители кормят, а дети едят.

Вспомните проповедь Иисуса:

9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
11 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
(Евангелие от Матфея, глава 7)

По его словам, о собственных детях заботятся даже злодеи!

Но как о них заботиться, если детей наплодил, а кормить их нечем? Дети орут, стонут и плачут хором, жена пилит круглосуточно, надо что-то делать.

Тогда ты берешь меч, собираешь товарищей — и вы вместе идете добывать пропитание в соседнем селе. Происходит разбой, от ваших рук гибнут люди, зато вы с добычей возвращаетесь к своим кровинушкам. Вам грешно, а им вкусно.

Примерно такую мотивацию злодеев вы можете проследить в кинематографе.

Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)
Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973)

Например, в «Невероятных приключениях итальянцев в России» Розарио Агро хотел всеми неправдами присвоить себе чужой клад для благополучия своего долгожданного наследника — восьмого ребенка в его семье.

А в фильме «Люди в черном» инопланетный злодей Жук стремился развязать войну под следующим предлогом:

Война — хорошо! Больше пищи для моих детей! 78 миллионов, их непросто прокормить.

«Рабочая схема греха»

И что же? Даже если слух о ваших преступлениях дойдет до вершителя правосудия, что он сделает? Повесит негодяев?

Допустим. Но детки-то уже сыты! А это главное. Теперь они смогут выжить. Вырастут, построят себе дома, найдут себе жен, наплодят новых орущих детей — и сами пойдут разбойничать!

А дальше всё по кругу. И сколько ни наказывай родителей, невинные дети просто вырастут и займут их место. Семья разбойника превратится в общину разбойников, в город разбойников и в царство разбойников, а их руками зло на земле будет умножаться, пока не испоганит абсолютно всё.

Да, нечестивых наказывают, но система их производства работает как часы!

Вот такая вот «рабочая схема греха».

И это, естественно, великая мерзость в очах Господа!

Возмездие

Когда не помогает ни правосудие, ни увещевание, ни обличение, приходит последняя мера — Божий гнев, истребляющий всю прогнившую систему на корню и не отличающий уже виновных от еще не виновных. Грешат отцы, а гибнут все. Это бесспорно радикальная мера, но порой она оказывается единственным способом прекращения зла на земле.

И она дает свои плоды.

Заключение

Остается простой вопрос: для чего же Бог, провозглашая Свое имя перед Моисеем, так хвалится тем, что наказывает вину отцов в детях? Что в этом хорошего или полезного?

Если подумать, польза огромна. Ведь теперь ты знаешь, какие действия принесут твоим детям лучшую участь. Хлеб, добытый неправдой, не спасет их! Ты согрешишь, а им может перепасть за твой грех.

Понимая это, ты получаешь сдерживающий эффект!

И теперь будешь ходить путями правды, приобретая хлеб честным трудом.

Даже если на кону жизни твоих детей.

Источник: https://www.cef.ru/infoblock/publications/newsitem/article/1722697
Источник: https://www.cef.ru/infoblock/publications/newsitem/article/1722697