Найти в Дзене

Операция "Искра": интересные факты про прорыв блокады Ленинграда

12 января 1943 года началась Операция "Искра", в результате которой 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Сегодня мы, команда проекта Подвиг 1945, хотим рассказать несколько интересных фактов об этой операции. Название "Искра" появилось не просто так. На него самого Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина вдохновили строки из стихотворения декабриста и поэта, князя Александра Ивановича Одоевского "Струн вещих пламенные звуки..." …Наш скорбный труд не пропадёт: Из и́скры возгорится пламя, И просвещённый наш народ Сберётся под святое знамя... Это была уже третья попытка прорыва блокады Лениграда. Первые две произошли в 1942 году и успеха не имели. Единственным путем, связывающим блокадный Ленинград с остальной страной, была Дорога жизни - переправа через Ладожское озеро. Зимой грузовики ехали по опасному льду, а летом использовались разные плавсредства. Дорога была ограничена по объему провозимых грузов и чрезвычайно опасна, немцы непрестанно бомбили е
Оглавление

12 января 1943 года началась Операция "Искра", в результате которой 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Сегодня мы, команда проекта Подвиг 1945, хотим рассказать несколько интересных фактов об этой операции.

Факт 1

Название "Искра" появилось не просто так. На него самого Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина вдохновили строки из стихотворения декабриста и поэта, князя Александра Ивановича Одоевского "Струн вещих пламенные звуки..."

…Наш скорбный труд не пропадёт:
Из и́скры возгорится пламя,
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя...

Факт 2

Это была уже третья попытка прорыва блокады Лениграда. Первые две произошли в 1942 году и успеха не имели.

Ход боевых действий операции "Искра"
Ход боевых действий операции "Искра"

Факт 3

Единственным путем, связывающим блокадный Ленинград с остальной страной, была Дорога жизни - переправа через Ладожское озеро. Зимой грузовики ехали по опасному льду, а летом использовались разные плавсредства. Дорога была ограничена по объему провозимых грузов и чрезвычайно опасна, немцы непрестанно бомбили ее. Только вдумайтесь, из 4000 шоферов на дороге погибла 1000, то есть каждый четвертый.

Факт 4

Считается, что первоначально операцию "Искра" хотели начать 1 января, но из-за того, что Нева недостаточно замерзла, начало операции перенесли на 12 января. Было выбрано самое узкое место в гитлеровской обороне - всего 14 километров отделяли блокадный город от советских войск в районе "бутылочного горлышка" Ладоги.

Факт 5

12 января войска Ленинградского фронта с запада, а Волховского с востока начали наступление. Уже 18 января 1943 года в 9:30 утра отдельный стрелковый батальон 123-й отдельной стрелковой бригады 67-й армии Ленинградского фронта во главе с заместителем командира по политической части майором Мелконяном, старшим лейтенантом Калуговым, сержантом Анисимовым встретились с частями 372-й дивизии 2-й ударной армии Волховского фронта во главе с майором Мельниковым и командиром 440 разведроты старшим лейтенантом Ишимовым на восточной окраине Рабочего посёлка №1. В 10:30 к ним присоединился командир 372-й стрелковой дивизии полковник Радыгин, взявший на себя дальнейшее командование. Блокада была прорвана.

Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны - Шлиссельбург
Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны - Шлиссельбург

Факт 6

18 января сразу же началось возведение железной дороги южнее Ладожского озера. Всего за 19 суток от станции Поляна до Шлиссельбурга была проложена ветка протяженностью 33 км - уже не Дорога жизни, а Дорога Победы. Через Неву в Ленинграде был перекинут временный железнодорожный мост. 7 февраля по новой магистрали на Финляндский вокзал прибыл первый поезд. В блокадный город сразу стало поступать больше продуктов, увеличились нормы на питание и появилось больше возможностей для вывоза истощенных людей.

Блокада Ленинграда является одной из самых страшных страниц Великой отечественной войны. Но герои, защищавшие город, до сих пор живут среди нас. Одним из них является Колосов Владимир Михайлович, его историю вы можете прочитать в нашей рубрике - История Героя.

~~~

Читайте также:

Узнать боевой путь своих героев