Найти в Дзене
KapToMaHT

Этнические карты Уральской области по городам и сельсоветам, часть 3: татары, башкиры и др. этносы

Ссылка на все ресурсы. Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы. Третья часть и тут мы рассмотрим сразу 9 существующих и сегодня этносов и один, существовавший по переписи 1926 года, но не сегодня. Как и в предыдущей части, последовательность идёт не по численности, здесь будут разобраны в основном этносы, присутствовавшие на южной части Уральской области. Напоминаю, здесь будет представлена детализация расселения отдельных этносов без базовой, окружной и районной аналитик, которые уже были при анализе Уральской области по районам здесь. Рассмотрим точечно важные и интересные места, соотнесём с районным обзором и иногда с современным положением, не более. Как мы помним, татары были вторым этносом Уральской области. Компактное нахождение татар можно обнаружить в каждом округе и лишь в некоторых из них не было сельсоветов с татарским большинством. Не стоит забывать также, что были переписные ошибки, связан

Ссылка на все ресурсы.

Оригиналы изображений с полным размером и (если есть) без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Третья часть и тут мы рассмотрим сразу 9 существующих и сегодня этносов и один, существовавший по переписи 1926 года, но не сегодня. Как и в предыдущей части, последовательность идёт не по численности, здесь будут разобраны в основном этносы, присутствовавшие на южной части Уральской области. Напоминаю, здесь будет представлена детализация расселения отдельных этносов без базовой, окружной и районной аналитик, которые уже были при анализе Уральской области по районам здесь. Рассмотрим точечно важные и интересные места, соотнесём с районным обзором и иногда с современным положением, не более.

Как мы помним, татары были вторым этносом Уральской области. Компактное нахождение татар можно обнаружить в каждом округе и лишь в некоторых из них не было сельсоветов с татарским большинством. Не стоит забывать также, что были переписные ошибки, связанные с татарами, которые я описал в первой части здесь, два села с татарским населением были посчитаны как русские, здесь они не отображены, передаются переписные данные как есть и как и всегда было.

Итак, первое что бросается всегда - расселение сибирских татар, которых никогда не выделяли отдельно. В целом, всё очень похоже на их расположение на сегодняшний день, абсолютное большинство сёл существуют и сегодня, хоть и многие весьма слабые и довольно опустевшие.

Южнее у нас татары, живущие по соседству с зауральскими башкирами. Тоже самое, на сегодняшний день там мало что поменялось, кроме пропорций в райцентрах. А вот дальше на запад и смещаясь к северу над Башкирской АССР, татар не очень много, хотя сегодня они представлены там лучше. Лучше они представлены и на территориях Кунгурского и Сарапульского округов, причины этому будут ясны позже. Что касается Тагильского округа и территорий с противоположной стороны Урала, там татары приехавшие недавно с разных территорий для развития промышленности. Там были далеко не только татары, территория была очень смешанной.

-2

Третьими в регионе были башкиры. Башкиры присутствовали более-менее во всех округах вокруг Башкирской АССР, плюс зауральские башкиры и несколько селений в Пермском округе.

Но полноценно, сохранить этническое присутствие и самосознание у башкир получилось только у зауральских и частично свердловских. Причина тому - языковое несоответствие и культурная близость к татарам. Там, где башкир сегодня, в отличии от переписи 1926 года, не наблюдается - произошёл переход в татары. Причём, где-то он произошёл довольно быстро (селения в Свердловском округе, также в Кунгурском и Пермском округах), где то происходит сегодня (Бардымский район Сарапульского округа). Об этом я и писал про татар выше, что они представлены стали лучше, не из-за новых переселений, но за счёт татароязычных башкир.

-3

Марийцев было немного и присутствие у них изменилось не сильно, по крайней мере там, где были мономарийские селения, это прежде всего Кунгурский округ, где они проживают и сегодня (ныне большая часть на юго-западе Свердловской области и штучные селения в Пермском крае).

Не совсем понятно небольшое присутствие марийцев в Тобольском округе. Там, они ещё и указаны были по старинке как "черемисы" в Казанском сельсовете Дубровного района, где составляли большинство в посёлке Казанский (услон) (треть населения были русские). Обнаружить село позже мне не удалось, это где-то в нынешнем Усть-Ишимском районе Омской области.

-4

Вотяков (удмуртов) было не намного больше, но расположены они были более компактно. Треть их жило в Куединском районе Сарапульского округа, где их сёла продолжаются и дальше в Башкирской АССР. Некоторые селения были на границе с Вотской АО, но в дальнейшем эти территории и в т. ч. сам Сарапул станут частью сегодняшней Удмуртии. Также мы видим вотяков на тех же промышленных территориях Урала, но уже с меньшими долями.

-5

С нагайбаками вроде всё проще. Был и есть Нагайбакский район, где они присутствуют и сегодня. Но пятая часть их жила несколько севернее, на территориях Челябинского, Троицкого и Златоустовского округов. Но там везде в сёлах была значительная доля русского населения и сегодня это преимущественно русские сёла, где нагайбаки почти незаметны (5-15% доля от общего населения сёл, где они были большинством век назад)

-6

Казаки, они же казахи, почему-то наоборот, в переписи фигурировали по старому как "киргизы", а в Тобольском округе как и было принято тогда. В Тобольском округе это было небольшое селение Суклемские Юрты (Тобольский район, Ермаковский сельсовет).

На юге же, мы теперь видим интересную картину. Присутствие казаков не было массовым в юго-восточных районах Троицкого округа, были лишь компактные места их присутствия. Чуть западнее, близ Магнитогорска уже да, но если посмотреть на сегодняшний день, выглядит всё это уже по другому.

-7

Мордва компактно проживала только в двух округах области. В Троицком округе это был Кулевчинский сельсовет Варненского района. Практически мономордовский сельсовет, к сегодняшнему дню у мордвы там минимальная доля, сельсовет по сути преимущественно русский и даже казахов там уже в разы больше, увы. Куда лучше у мордвы сохранилось самосознание и присутствие в Ишимском округе. Там, в Сорокинском районе, был Калиновский сельсовет, где у мордвы было относительное большинство за счёт посёлка Калиновский. Сейчас это совсем маленькое селение, где мордвы и русских примерно по половине.

-8

Немцы. Немцы компактно присутствовали только на юге, преимущественно в Троицком округе, а конкретнее в Каракульском районе. Но везде практически это были смешанные селения с немецким присутствием. Было место с немецким большинством - Караульная заимка, где также существенную долю населения составляли украинцы, но это было поселение на две сотни человек. Тем не менее, на этих территориях (нынешний Октябрьский район Челябинской области) немцы всё ещё заметны.

-9

Последние сегодня из существующих этносов - чуваши. Чуваши значительно присутствовали в основном на востоке близ Тобольского округа. Были сельсоветы со значительным чувашским присутствием, но абсолютное было лишь в одном - Петрунькинский сельсовет Нижнетавдинского района Тюменского округа. Село Петрунькина имела небольшое русское меньшинство, однако само село к сегодняшнему дню опустело почти в 10 раз, а чувашей и русских там поровну. Тем не менее, чуваши в нынешней Тюменской области ещё заметны, на 2010 год даже были сёла (например, Канаш) с их большинством.

-10

Последние сегодня на рассмотрении бухарцы. Это единственная этническая группа, которая уже к следующей переписи была упразднена и включена в состав татар. Жили они преимущественно там же, где и сибирские татары, причём преимущественно на территориях Омской области, которые здесь не затронуты.

Интересно, что они составляли значительную часть населения в Суклемовских Юртах, где жили казахи. По итогу, выходцы из Бухары и казакхских степей, довольно отличавшиеся от местного населения, были вместе с этим местным населением сибирских татар, которые в свою очередь отличались и отличаются от казанских татар, записаны в единый этнос.

Самую большую долю бухарцы составляли в Ярковском сельсовете Тобольского района, поскольку там было селение с их абсолютным большинством - Вагайские юрты.

Надеюсь вам понравилась статья. Отслеживать выход статей легче в моём телеграм-канале, в котором всегда будет прямая ссылка на полную версию. Из-за множества площадок публикации контента, отвечаю на вопросы в основном там.

Выражаю особую благодарность Михаилу Балабану, Дмитрию Щербакову, kakomizli и Вламимиру Любимцеву за поддержку на Бусти. Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо