Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Уговорили, буду летчиком. На что способен обиженный кот. Раки пивом не испортишь. Штопор.

Алекс Губриенко Предыдущая часть: На следующий год для дальнейшего совершенствования летных навыков и приобретения жизненного опыта нас отправляют в 704 учебный авиационный полк, это в Котельниково, 200 километров от Волгограда. В отличии от Бекетовки, тут мы проживали в общаге на третьем этаже пятиэтажного здания, по 2 – 4 человека в комнате. Проживали тут, как оказалось, не только курсанты. По ночам в тумбочках шуршали и хрустели крошками мыши, а может и ещё кто. В это время нас кормили по лётной норме и у нас скапливались различные деликатесы типа сгущенки, печенья или шоколада. Были некоторые товарищи, которые собирали шоколад вместо того, чтобы его сразу съесть, или презентовать с надеждой на особое внимание симпатичным представителям слабого пола - официанткам или медсестричкам, например. Однажды из каптерки, где хранились наши сумки с вещами, раздался полный отчаяния вопль. В коридор из комнат выглянули несколько любопытных голов. Саня нес на вытянутой руке спортивную сумку.
Оглавление

Алекс Губриенко

Фото из Яндекса. Спасибо автору.
Фото из Яндекса. Спасибо автору.

Предыдущая часть:

На что способен обиженный кот

Введение

На следующий год для дальнейшего совершенствования летных навыков и приобретения жизненного опыта нас отправляют в 704 учебный авиационный полк, это в Котельниково, 200 километров от Волгограда. В отличии от Бекетовки, тут мы проживали в общаге на третьем этаже пятиэтажного здания, по 2 – 4 человека в комнате.

Проживали тут, как оказалось, не только курсанты. По ночам в тумбочках шуршали и хрустели крошками мыши, а может и ещё кто. В это время нас кормили по лётной норме и у нас скапливались различные деликатесы типа сгущенки, печенья или шоколада.

Были некоторые товарищи, которые собирали шоколад вместо того, чтобы его сразу съесть, или презентовать с надеждой на особое внимание симпатичным представителям слабого пола - официанткам или медсестричкам, например. Однажды из каптерки, где хранились наши сумки с вещами, раздался полный отчаяния вопль.

Сумка и шоколадки

  • ****!!! **** эту *****!!

В коридор из комнат выглянули несколько любопытных голов. Саня нес на вытянутой руке спортивную сумку. Сквозь отверстие в сумке можно было увидеть свет в окошке и перекошенное лицо Александра.

  • Саня, ты что это с сумкой сделал?
  • Это ******* мыши! Всё им конец!
  • Да с чего это им жрать твою одежду?

Саня открыл сумку и достал из неё солидную пачку из нескольких шоколадок, они все были прогрызены насквозь. Там же лежали банки со сгущенкой, но они пока не пострадали.

  • Вот как можно эффективно бороться с жадностью и наказывать скупердяйство. Откуда у тебя столько шоколадок?
  • А потому что я их не ем, как вы! Вот и собралось у меня. Домой хотел отвезти.
  • Эх, Саня, шоколадками, если сам не ешь, лучше поделиться с друзьями, ну или с подругами. А ты с мышами поделился. Давай сгущенку откроем…
  • Ага, чтоб у меня ничего не осталось? Идите лесом… Шоколадку хотите?

Охота на мышей

Мыши обнаглели вконец, стали по ночам лазить по тумбочкам, лишая нас одновременно сна и нехитрых курсантских деликатесов. Пришлось на мышей устроить охоту и периодически их вылавливать с применением разных инженерных средств. Например, полуавтоматическая захлопывающаяся дверца тумбочки, автоматическая стеклянная банка с прилепленной внутри приманкой, установленная вверх дном на ребро монетки.

Пусть ваше воображение подскажет, как это всё работало, и что потом происходило с мышами. На стене у нас висел плакат Су-27, на фюзеляже которого появлялись звездочки. Помогал в этом деле прикормленный нами серый кот. Он был одноглазый с потрепанным ухом, вид у него был матёрый. Звали его Сильвер.

Бой с ротвейлером

Однажды пригретый на солнышке он сидел на улице и безмятежно вылизывался. Мы сидели недалеко в курилке и стали свидетелями проявления его бойцовских качеств. У одного летчика-инструктора, капитана Петрова, жил ротвейлер – большая, откормленная собака. Была она предельно бестолковая, на всех порыкивала, лаяла, чувствовала себя командиром, наверное, у своего хозяина научилась, или у нашего командира звена. Мы её сторонились, опасаясь неадекватной реакции.

И вот они вдвоем показались вдалеке. Собака заметила Сильвера и, наплевав на команды хозяина, грузно набирая скорость, понеслась к коту. Тот сидел вполоборота к собаке невидящим глазом и спокойно занимался своим делом.

  • Бэлла, стоять! Бэлла, фу!

Ротвейлер привыкла, что все коты разбегаются, увидев её издалека. А этот сидит, как ни в чем не бывало, и ухом не шевелит. Кот видимо ещё и глуховат был. И вот собака, на глазах теряя уверенность, сбавляет обороты и за пару метров до кота начинает тормозить всеми четырьмя лапами. Поднимается пыль, расстояние между животными сокращается, и кот, наконец-то, звериным чутьем реагирует на опасность.

Сильвер, как пружина, подлетает вверх метра на два и приземляется подъехавшей снизу собаке на голову. Начинаются вопли, лай, крики, визг. Полетели клочки шерсти и вопли, похожие на команды. Подоспел капитан Петров, сунул руку в эпицентр схватки. На руку подцепился кот и куча болевых ощущений, крики усилились.

Кот рванул в сторону и, проявив чудеса эквилибристики, через секунду оказался на дереве, под которым ходили скулящий ротвейлер и капитан с расцарапанными мордой и рукой. Мы все, без малейшего чувства такта, хохотали, держась за животы. Собака была унижена и с тех пор стала себя вести гораздо покладистей, гавкать без повода перестала, а хозяин стал чаще держать её на поводке.

Заключение

Как говаривал старина Марк Твен: «Если бы человек мог быть скрещен с котом, это улучшило бы человека, но ухудшило бы кота».

Раки пивом не испортишь

Введение

Развлечений в воинской части немного, а в Котельниково их практически не должно было быть совсем, если бы не наши энергичные действия, чтобы не допустить такого. Получив полётные карты, мы изучили район полётов, обнаружили ближайшую речку Аксай Курмоярский и решили проверить ее на предмет наличия раков.

В выходной день определили направление и прямо по пересеченной местности двинулись на север. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги, причем в прямом смысле. Это мы по небу могли лететь, куда хотим, а на местности мы вскоре уперлись в заросший камышом арык. Поворачивать назад не в наших правилах.

Прыжок через арык

  • Да тут ширина метра полтора, можно перепрыгнуть.
  • Может и можно, но по камышам как разогнаться?
  • Вон там поменьше, давай там попробуем.

С нашей стороны арыка протоптали и пригнули камыш. Саня разогнался, прыгнул, приземлился в камыши на другом берегу по колено в грязь. Не удержался и бухнулся на четвереньки.

  • Ну давайте, прыгайте. Чего застыли? – Саня изображал энтузиазм и излучал оптимизм. Но с руками и ногами, облепленными до туловища вонючей грязью, делать это достоверно у него не получалось.
  • Тут мы не перепрыгнем.
  • Да не, нормально, прыгайте уже.
  • Пройдем вдоль канавы, поищем проход. Вон там грязи поменьше…

Мы форсировали оросительный канал с разной степенью успешности. Вышли к дороге и дальше решили придерживаться её. Наш отряд напоминал сцену из фильма «Джентльмены удачи»: четверо в майках бежали легкой трусцой, измазанные по колено в грязи, ловя на себе удивленные взгляды проезжающих мимо водителей.

Наконец добежали до речки, промыли одежду и обувь. Погода была традиционно жаркая, как и престало в Волгоградских степях. Всё быстро высохло. Полезли купаться и ловить раков. Двигались вдоль обрывистого берега, шаря руками по норам под водой. Через некоторое время наловили штук 40 раков. Посетовали, что не было удочек, рыба плескалась то там - то сям. Обратно в полк добрались без приключений, уяснив, что короткая дорога не всегда самая быстрая.

Поиск пива

Теперь у нас были раки, но не было пива. Непорядок! И это при том, что в Котельниково был свой пивзавод. Не уверен, что он работает до сих пор. Думаю, что экологи и борцы за чистоту окружающей среды должны были закрыть это страшное химическое производство. Но тогда мы с Саньком отправились к заводу за пивом, пока наши друзья занимались варкой раков. Место встречи назначили в поле недалеко от общежития.

Точка продажи пива находилась при заводе. При необходимости это место можно было найти по запаху. Огибая места возможного скопления офицеров, мы, нагруженные полуторалитровыми бутылками, достигли места рандеву. Наши друзья с кастрюлей вареных раков уже были на месте.

  • Это что за мутная жидкость, пиво? – жидкость была непрозрачная, желто-молочная, но хотя бы холодная.
  • Ну да, а что ты хотел, Котельниково - не место для гурмана.

Нужно упомянуть, что в Котельниково вода во всех источниках, в том числе в водопроводе, соленая. В начале это конечно на всех действовало удручающе. Приходилось чистить зубы соленой водой. Компот в столовой был соленый. Чай и какао тоже были соленые. И если для варки раков это было даже хорошо, то при производстве пива это явно не шло на пользу процессу. Но мы не привередничали в то время, и раки и пиво ушли быстро.

День заканчивался. Солнце висело над горизонтом. Жара спадала. Легкий ветерок, наполненный запахом полыни и других пьянящих ароматов, колыхал высокую траву, скрывающую нас с головой. Высоко в небе пел свою песню жаворонок. Мы лежали на спинах и глазели на проплывающие высоко облака. Как же хорошо стало, даже тут…

Утренние приключения

  • Леха, вставай! – меня трясли за плечо, вокруг было темно и почему-то не было стен.
  • Мы проспали «отбой», скоро утро, бежим в общагу. – Саня по очереди тряс сонных курсантов. Счастливые улыбки сходили с наших лиц по мере просыпания.

Ого, вот это мы отрубились. Сон пропал, сознание включилось. Мы находились в поле, где и были вчера. Собираем манатки, бежим в общагу. Нас встречает сонный дневальный Костя.

  • Ух ты, вот вы где. Куда пропали? Вас на отбое искали.
  • Кто искал? Спалили?
  • На отбое был Горохов. Тебя, Саню и Пашку спалили, про Серегу сказали, что он в наряде. Горохов мужик нормальный, думаю дальше не сольёт. С утра придёт, придумывайте «отмазку».

С утра - построение. Ответственный офицер проверяет личный состав. Естественно, выводит нас отдельно для прояснения ситуации. Мы в то время, как нам казалось, были непревзойденными специалистами в придумывании «отмазок» и навешивании «лапши» на уши.

Была рассказана душещипательная история о том, что к Паше внезапно приехала девушка, и мы её все вместе встречали на вокзале, потом помогали устроиться в гостинице. А отпросились мы у капитана Петрова, который, как мы знали, на неделю уехал в Волгоград, и проверить историю сразу будет невозможно. А капитан выслушал наш бред.

  • Ну что ж, предложу вам пару вариантов действий, сами выберите: можно прогуляться в город к гостинице, поинтересоваться у Пашиной подруги, как она себя чувствует после вчерашних волнений, или можно кучу мусора за общагой перетаскать на свалку.
  • Виктор Палыч, эти бабские жалобы выслушивать сил никаких нет, а мусор перетаскать давно пора, чего мы как в свинарнике? Займёмся, пожалуй, этим делом. А в город отпустите сегодня?
  • Вот вы хамы, ещё и в город хотите. Подойдёте потом, как перетаскаете всё...

Нашли носилки, шанцевый инструмент, занялись перетаскиванием мусора. Голова при этом была свободна и могла вырабатывать предложения для борьбы с рутиной. За нами, со скучающим видом, наблюдал из курилки мой друг, Лёха. Его голова была нацелена на тоже самое.

  • А вы бутылки пластиковые не выкидывайте пока, у меня карбид есть.
  • Держи, их тут 3 штуки.
  • Заканчивайте с мусором, проведем химический эксперимент на прочность конструкции.

Мы, подгоняемые ожиданием новых инженерно-химических изысканий, быстро закончили своё низкоинтеллектуальное занятие. Собрали для эксперимента изделие. В бутылку с небольшим количеством воды заброшен кусочек карбида, закручена крышка. Бутылку раздуло, выдавило все неровности, она натянулась, как барабан, но разрыва достичь не удалось.

  • Результат неудовлетворительный. Конструкцию нужно модернизировать, – озвучил общую мысль Леха, - как инициировать подрыв смеси?
  • Есть провода и батарейка, можно электрической искрой попробовать.
  • У меня есть гвоздики и паяльник.

Мы с полуслова понимали друг друга. В крышку были впаяны два металлических гвоздика, между которыми внутри протянули кусочек фольги. Заливается вода, закидывается карбид. Реакция пошла, бутылка на глазах раздувается. Для усиления эффекта опускаем бутылку в металлическую трубу, вкопанную в виде столбика за общагой.

На контакты накинуты провода, отматываем их на расстояние метров пять. Леха прикладывает к контактам батарейку, раздается оглушительный взрыв. Остатки бутылки, как из пушки, улетают из трубы в небо. Ого, здорово! Но предчувствие нехорошее. Занимаем места в курилке и делаем максимально скучающий вид. Через пару минут с озабоченным лицом мимо пробежал в сторону штаба дежурный по КПП. Через некоторое время он, вместе с дежурным по полку продефилировали в другую сторону, попутно допросив нас.

  • Курсанты, выстрел слышали?
  • Так точно, тащ палковник!
  • Где?
  • Там – махнули в сторону автопарка.
  • А вы что тут бездельничаете?
  • Мы весь день мусор выносили на свалку, только закончили, – рядом предусмотрительно лежал инвентарь.
  • Смотрите у меня!

Когда всё улеглось, взорвали ещё одну бутылку, нужно было закрепить результаты эксперимента. Схема работала, занесли её себе в актив. День опять прошел не скучно.

Штопор

Введение

Самые интересные и захватывающие вещи были на полётах. Они проходили довольно интенсивно. Бывали лётные смены, когда на полеты выкатывалось до 18 самолетов. На центральной заправочной (ЦЗ) не хватало стационарных мест для заправки и подключения наземного питания, и ОБАТО подгоняли автомобили АПА (аэродромный передвижной агрегат) и ТЗ (топливозаправщик) для обслуживания дополнительных самолетов.

Взлет – посадка были освоены в прошлом году, и теперь мы тренировали полеты по маршруту и на пилотаж. Перевороты, петли, боевые развороты, бочки выполнялись сначала с инструктором, а после освоения и проверки навыков нас допускали самостоятельно. Для тех, кто не в теме, я поясню, все полеты и их элементы выполняются строго регламентировано по курсу учебно-летной подготовки (КУЛП) для данного типа самолета.

Количество и последовательность фигур должно соответствовать заданию, их параметры должны укладываться в допустимые высоты и скорости, это всё проверяется средствами объективного контроля. На самолете Л-39 для этого установлена система автоматической регистрации параметров полета (САРПП-12ГМ), где на пленку записываются параметры скорости, высоты, перегрузки, оборотов двигателя, отклонение стабилизатора и положение РУД.

И соответствующая служба после каждого полета проверяла эти данные. При выходе за ограничения, или выполнении лишних фигур курсанта гоняли и в хвост, и в гриву. Могло достаться и инструктору, и тогда курсанту прилетало вдвойне. У инструкторов в той или иной степени были налажены связи с группой объективного контроля, и они заглядывали туда, то с конфетами, то с коньяком, в зависимости от тяжести нарушения. Мы нашли возможность обойти контроль, но я вас этому учить пока не буду.

Запрет штопора

Был один элемент пилотажа, ставящий пилота на ступень выше остальных, недоступный и мистический, а поэтому особенно желанный – штопор. Со штопором были у нас в стране проблемы и перекосы. Были в стране и другие проблемы, но о них широкой общественности известно, а вот о штопоре боюсь вы такого не слышали. Штопор был в истребительном лётном училище в то время запрещен.

Это был какой-то нонсенс. В учебно-авиационных центрах ДОСААФ штопора крутили, как хотели. Даже в моём Рижском планерном аэроклубе мы выполняли эту фигуру на планере самостоятельно, и это в 16 лет, когда права на автомобиль еще нельзя было иметь. А там, где он реально нужен – в истребительном училище, чтобы летчик мог справиться с ситуацией, когда при активном маневрировании возможен непреднамеренный срыв в штопор - штопор был запрещен.

Раньше он был в программе, но после нескольких катастроф, связанных с выполнением штопора, решили не рисковать, обучая правильным действиям, а просто запретили. Хотя самолет в аэродинамическом плане очень хорош, с трудом входил и легко выходил из него. Мы у инструкторов выпрашивали, чтоб нам показали этот элемент пилотажа.

В Бекетовке на третьем курсе Калинин наотрез отказался, сказал, что мы маленькие еще для всего этого. А вот в Котлах нам удалось раскрутить нашего шефа на штопор. У нас в это время был молодой старлей и ему нужно было завоевывать авторитет среди курсантов, поэтому он согласился. Сначала слетал Саня. Прилетел в восторге.

- Парни, вот это нас крутануло, ничего не понял, но было здорово!

Потом полетел с шефом я. Штопор делали вместо запланированного сваливания (это состояние, предшествующее штопору, и его, как компромиссный и не очень опасный элемент, нам разрешалось выполнять).

- Лучше делать вправо, потому что вращение ротора двигателя в этом случае делает штопор более устойчивым. А из левого вращения он может самопроизвольно перейти в правое. А вообще Л-39 аэродинамически устойчивый самолет. Если бросить управление, сам спокойно выходит из штопора, главное, чтобы был запас высоты.

Убираем обороты, выбираем ручку на себя, самолет начинает трясти, происходит сваливание. Шеф добавляет ногу, и Элка, опуская нос, закручивается вправо. Инструктор комментирует:

- Полный оборот делать не будем, педаль даём против вращения, ручку держим на себя, ждём… Вот, вращение останавливается и РУС отдаём от себя… Ухы ****… куда **…

Шеф от избытка энтузиазма даёт ручку от себя резко и сильно за нейтраль, что является ошибкой на выводе. Мы опрокидываемся в перевернутый штопор, повисаем на ремнях над фонарем. С пола взлетают песок и пыль, планета теперь вращается над головой. Я на автомате тяну ручку на себя (навык из аэроклуба). Элка опускает нос и начинает разгоняться… Ого, нормально сжалось всё, и не только у меня. Голос у шефа стал выше на пол октавы.

- Теперь даём обороты. Вот, Алексей, в перевернутый штопор перешли. Запомни неправильные действия при выводе, не делай так никогда. Повторять не будем, достаточно на сегодня. Выполняй пилотаж по заданию…

Заключение

В общем штопор штука коварная, да ещё и, благодаря перестраховщикам от авиации, мало кому из большинства пилотов известная. И это как раз тот режим, которым заканчиваются попытки уходов на второй круг, отказы двигателей, энергичные маневры на малой скорости. То, что мелькает в новостях, сводках об авариях на больших и малых авиалайнерах с печальными последствиями.

Штопор (Алекс Губриенко) / Проза.ру

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Алекс Губриенко | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен