Как «излюбленное место отдыха Канта» оказалось просто старым жилым домом
Эта история закрутилась около 40 лет назад. В конце 80-х.
Начиналась она как сказка, но сейчас многие историки-краеведы испытывают неловкость, вспоминая о ней.
Словно какое-то затмение тогда нашло на всех. Трудно сказать, кто первый решил, что маленькое фахверковое здание на проспекте Победы, 200 в Калининграде - тот самый домик лесничего Вобзера, в котором любил отдыхать Кант, но почти все специалисты согласились с этим выводом с удивительной легкостью.
А за ними - и чиновники.
Именно поэтому домик был быстренько внесен в список объектов культурного наследия, получив охранный статус.
Но дело этим не ограничилось.
Столь чудесным образом всплывшую из небытия достопримечательность решили передать местному университету, разместив в ней филиал музея Канта.
И всё бы ничего, но в доме жили люди. Вроде как аж четыре семьи. Но это не стало преградой на пути популяризации учения великого философа!
Людей расселили, а новое, как сейчас говорят, музейное пространство стало быстро наполняться экспонатами.
«Митинговая реставрация»
Дело шло настолько бойко, что скоро места в домике стало не хватать. И тогда его решено было расширить. Причем весьма существенно. Но идея эта многим радетелям старины пришлась не по душе. Начались протесты общественности, из-за за чего работы несколько раз надолго прерывались.
Об этом, в частности, рассказывал автор проекта реконструкции Игорь Шелепов в своей статье «Митинговая реставрация?», опубликованной «Калининградским комсомольцем» в июне 1990 года.
Архитектор уверял, что беспокоиться не о чем.
Домику 250 лет. И уже немцы в 20-х годах XX века вынуждены были его обновить - подняли фундамент, перебрали стены и крышу модернизировали систему отопления, пристроили помещение для дворника. Сейчас тоже придется многое переделалась и расширить.
Надо полагать, в том числе и для этих целей у парка Калинина (ныне парк «Центральный») была поставлена большая копилка. Говорят, туда накидали аж три тысячи рублей. Весьма серьезные по тем временам деньги.
Однако никакого апгрейду случиться было не суждено.
По одной из версий, планы разрушил немецкий архитектор Дитрих Цломке который, приехав в Калининград и узнав о предстоящих возрождении «Домика Вобзера», пришел в недоумение.
Разложив на столе карты, он показал , что ни к Канту, ни к Вобзеру это строение и не имеет никакого отношения. Это просто старый дом и ничего больше.
Сундук-искуситель
Впрочем, по другой версии, еще до Цломке сомнения стала высказывать директор музея Канта Ольга Крупина - угол наклона крыши был не такой.
Как бы то ни было, в какой-то момент местные историки -краеведы
словно внезапно прозрели, как-будто какая-то пелена у них упала с глаз.
Возможно, с толку их сбил огромный обшитый кожей сундук, который они нашли в домике на проспекте Победы. Такой же, согласно описаниям, стоял и в домике лесничего Вобзера.
Как рассказывал мне главный архивист Государственного архива Калининградской области Анатолий Павлович Бахтин (который к великому сожалению уже ушел от нас), настоящий домик лесничего Вобзера стоял примерно в полутора километрах от того, за который его ошибочно приняли. К 200-летию Канта в 1924 году немцы его серьезно отремонтировали, разместив там музей. Но до наших дней домик не дожил - судя по всему он был уничтожен во время войны.
Понятно, что никто не собирался наводить тень на плетень. Путаница вышла из за того, что всем очень хотелось, чтобы в городе появилось еще одно связанное с Кантом место. Чтоб экскурсоводы, прогуливая туристов вокруг бывшей Юдиттен-кирхи ( ныне - Свято-Никольский храм) могли сказать: «Между прочим, мы проходим мимо дома лесничего Вобзера. Да -да, того самого Вобзера, которому Кант посвятил свои «Размышления над чувством возвышенного и прекрасного».
Впрочем, теперь они могут рассказать эту трагикомичную историю
В списках больше не значится
После того, как стало ясно, что произошла ошибка, о домике на проспекте Победы все как-то быстро забыли. И от идеи создания там филиала музея Канта отказались.
Может, зря?
Ну не отдыхал там Кант, ну и что? Отдыхал рядом. Примерно в таком же фахверковом скворечнике.
К тому же столько средств уже было потрачено, столько усилий приложено. Людей, напомню, расселили. Получается - всё впустую?
Эту мысль, в частности, высказывала в одном из номеров «Запада России» за 2002-й год председатель Калининградского фонда культуры Нина Перетяка.
«Был у нас такой проект - восстановление домика лесника на пр. Победы, в котором, совершая загородные прогулки, иногда останавливался великий философ Кант, - писала она. - Сколько души мы в этом проект вложили, сколько людей подключили - и Одинцова, и Денисова и Шейнина. Все шло к тому, что здесь будет филиал кантовского музея. Но постигла нас неудача. Выяснилось, что это совсем не тот домик. …Юрий Николаевич (Писатель Юрий Иванов -занимал в начале 90-х пост председателя Фонда.) был тогда в Германии, писал свой роман в уединении, в монастыре. Заступиться за нас было некому. А будь мы понастойчивее - был бы сейчас в городе музейный объект, и неплохой. Ведь домики в том районе были однотипные»
…Что с домиком сейчас? Он жив-здоров. Отремонтирован и неплохо выглядит. Кто там живет - сказать сложно. Особнячок огорожен серьезным забором, рядом с которым припаркованы солидного вида авто.
Словом, дом вроде бы в надежных руках. Ну, как говорится, и слава Богу.
Любопытно, что долгое время этот объект значился в охранном списке.
Вычеркнули его лишь в начале 10-х годов.