Современные мультфильмы уже давно перестали быть только для детей, часто они поднимают взрослые темы на уровне сеанса у психоаналитика. И, конечно, при просмотре с ребенком мультфильм явно стоит разбирать вслух.
В 2024 году помимо "Головоломки 2" огромное внимание к себе привлек мультфильм "Дикий робот" режиссера Криса Сандерса, который ранее подарил нам "Как приручить дракона" и "Лило и Стич".
Если вы смотрели предыдущие работы Криса Сандерса, то наверняка заметили, что ему нравится проблематика персонажа "не такого как все" или "гадкого утенка".
Вспомните, как в "Лило и Стич" - Лило показала Стичу книгу с рассказом о гадком утенке, поскольку оба персонажа были не от мира сего. Как и "Как приручить дракона" Иккинг отличался от своего народа, и Беззубик - последний в своем роде дракон. И по сути оба сюжета говорят не о том, что нужно стать хорошим для всех, а найти "своих".
Это та проблема, которая затрагивает людей в современном обществе, охваченном пожаром психологизации. Сейчас на любое проявление себя и своего характера навешивается ярлык, а определенная каста психологов помогает подпилить себя под нужные стандарты общества. Но что если дело не в том, чтобы подстроиться под медведей/скунсов/кроликов, а в том, чтобы найти тех, с кем комфортно, свою стаю.
И мультфильм "Дикий робот" подарил нам еще одну историю о гадком утенке, причем робот тут больше "гадкий утенок", чем сам утенок.
Быть или не быть как все
В начале мультфильма робот Роззум включается, и первое, что она делает - это старается всем угодить, пытаясь вписаться в "устоявшееся общество". После первых неудачных попыток она учится, адаптируется и начинает говорить с кроликом по-кроличьи, с енотом по-енотьи, а с медведем по-медвежьи, но все прекрасно видят, что она не является ни кроликом, ни енотом, ни медведем.
И ее старания - это лишь ложь и попытки быть "хорошим", чтобы быть принятой, понятой и полезной.
Среди людей такое проявление случается часто. Люди, как известно, стайные существа, а потому им важно частью этой стаи, ведь в одиночку выжить практически нереально.
Поэтому вместо того, чтобы заниматься вопросом "кто я", люди стараются выглядеть хорошими в поисках одобрения и любви всех вокруг.
Но эта фальшивая "хорошесть" зачастую очень чувствуется, и окружающие выбивают агрессивным поведением это притворство. При этом сам "хорошист" не понимает, что не так, ведь он изо всех сил пытается угодить, а его пинают, ругают, выгоняют, называя чудовищем.
В конечном счете, вместо того, чтобы увидеть себя настоящего, такие люди просто разочаровываются в окружающих людях, считая всех вокруг злобными и недалекими дикарями.
Непринятая лесными жителями Роззум пытается включить функцию "возврата создателю", что переводя на язык реальности - самоубиться. Но все выходит не по плану, и внешние обстоятельства "институт - экзамены - сессия" не дают ей вернуться.
Ни у кого нет программы материнства
Роззум по трагической случайности становится мамой утенка, наконец выполняя свою программу "быть кому-то полезной".
Говорят, что это родители воспитывают своих детей, но зачастую случается наоборот, дети становятся учителями для своих родителей.
Дети с одной стороны, полностью зависят от взрослых, но с другой - проявляют во взрослых их истинную сущность. В какой-то степени поэтому в родителях просыпается так много агрессии - ведь приходится видеть себя настоящими, а не всем нравится то, какие мы есть на самом деле за маской "хорошести".
В мультфильме очень правдоподобно, а потому смешно показаны родительские установки: "твоя помощь неэффективна и заставляет делать все медленнее, поэтому не лезь, не мешай", "дай ему подзатыльник, мне так делали, я же нормальным вырос".
Опоссумиха в мультфильме самая топовая маманя.
В современном обществе считается, что родить одного - это уже большая роскошь, ведь если справляться с одним сложно, то как не сойти с ума, когда их больше? Но многодетность опоссумихи не заставляет ее крутиться вокруг своих детей. Она как будто готова ко всему, она расслаблена даже в момент абсолютной опасности, она дает детям полную свободу в обучении жизни, ежедневно сталкивая их с реальностью и не переживая за них.
Роззум говорит, что она робот, и у нее нет программы материнства, опоссумиха говорит, что этой программы нет ни у кого, поэтому все действуют интуитивно.
И это правда, несмотря на огромное количество курсов и учебников по материнству, все дети разные и в разных ситуациях требуется чувствовать, что нужно ребенку в данный конкретный момент. И крайне редко все идет по плану из книжки, ведь и сам родитель может находиться в определенном состоянии, которое не вписывается в систему, а потому получается так, как получается.
Как бы то ни было не зря говорят "Какими бы хорошими ни были родители, ребенок всегда найдет, что рассказать психотерапевту".
Этот мультфильм напоминает реально существующий эксперимент Рене Пиоша, где ученый настроил робота двигаться по определенному алгоритму, в пространство с роботом он поместил яйцо цыпленка.
И когда цыпленок вылупился, у него случился импринтинг с первым движущимся объектом как его мамой. Цыпленок начал ходить за роботом. После этого цыпленка поместили в стеклянный аквариум, он мог видеть робота, но не мог подойти к нему, поэтому он пищал, зовя свою "мамочку". В конечном итоге, робот стал приближаться к аквариуму с цыпленком, не смотря на запрограммированный сценарий движения.
Конечно, в реальности у робота не появились материнские инстинкты, но в мультфильме нам показали, что код Роз постепенно стал переписываться, обретая качества любви, заботы, что и является настоящей программой материнства.
Быть самим собой помогает обществу меняться
"Дикий робот" показывает, что отдаваясь обстоятельствам, мы можем поменять свой привычный и запрограммированый общественными установками ход действий.
Ведь помимо того, что мультфильм говорит о том, как важно быть собой и найти свою стаю, можно увидеть, что даже в своей стае ты можешь быть чужаком.
Мир меняется, меняются ценности, меняются люди. И главным качеством становится не удержать стабильность, а уметь быстро адаптироваться, быстро учиться, ведь обстоятельства постоянно вносят коррективы во все планы человека.
По сути, Яркоклюв, который рос и воспитывался "чудовищем", стал непохожим на своих сородичей, помимо того, что он не такой большой, выносливый и сильный, он отличается и своим мышлением.
Но именно это мышление в конечном счете помогло адаптироваться стае и выжить в новых условиях обитания. Если раньше стая гусей могли сделать остановку под любым кустом, то теперь им угрожает опасность от других роботов.
По сути это проблема, которой озабочены многие люди - это опасность современных технологий и искусственного интеллекта. Современные дети воспитываются гаджетами, с одной стороны - это страшно, но с другой, - зная своего "противника" в лицо, им можно эффективно управлять, избегая той самой опасности.
Поэтому непохожесть молодняка помогает стае адаптироваться и выжить.
И таким образом, именно быть не таким, как все, быть самим собой - это преимущество, которое должно уважаться стаей, а не включать режим "снобизм".
Роз, которая осталась непохожа на всех, тоже выполнила задачу, которая помогла сплотиться звериному сообществу, ведь в период всеобщей опасности только объединившись можно противостоять обстоятельствам.
Правда или сказки
Как часто последнее время идут нападки на детские сказки: то принц сталкер, то он токсичный, то принцесса беспомощная тарелочница.
И в "Диком роботе" лис рассказывает сказку, на которую пренепременно нападает робот со своим логичным и прямолинейным мышлением, ведь сказка - ложь, а лгать нельзя.
И такого взгляда придерживаются многие противники классических сказок, забывая о том, что сказки есть ничто иное, как метафора. И конечно, сказки несут опасность, если их не расшифровывать детям, если сами родители не обладают абстрактным мышлением. В этом нет ничего плохого, просто каждому подходит что-то свое.
Но зачастую сказки своей игровой формой могут приоткрыть завесу духовного образования для детей. Сказка - это фантазия, в которой спрятаны пасхальные яйца истины.
При этом это не значит, что правду нужно скрывать.
В "Диком роботе" лис советует Роз соврать утенку про гибель его мамы, но на самом деле, именно правда исцеляет ребенка. В книге Каролин Эльячефф "Затаенная боль" приводятся примеры, где приемный ребенок начинает чувствовать себя лучше, когда с ним говорят, почему его бросили, он способен принять этот факт и быстрее справиться с этой болью, не закапывая ее внутри себя.
Таким образом, мультфильм "Дикий робот" переоткрывает нам вопросы принятия себя и своей непохожести, возвращения к самому себе и взгляд на родительство с новой стороны.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять по ссылке здесь.
Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, присоединяйтесь.