Факторы, вызывающие проблему, могут быть разнообразными: от нехватки технической жидкости до повреждения прокладки головки блока цилиндров.
Уровень жидкостей
Прежде всего необходимо провести диагностику, начав с контроля уровня охлаждающей жидкости и моторного масла. В случае если их уровень окажется ниже минимального, следует произвести долив и осуществлять регулярный контроль.
Течи
Далее необходимо провести проверку на наличие утечек охлаждающей жидкости (ОЖ). В случае обнаружения течи, её следует устранить.
Если в салоне ощущается запах антифриза,
и нигде в подкапотном пространстве не обнаружено течи, это может указывать на протечку в системе отопления.
Если же утечек не обнаружено, то это может означать, что ОЖ попадает в двигатель.
В таком случае необходимо проверить уровень масла, его запах и вкус. Если уровень масла выше нормы или его вкус и запах стали сладковатыми, это может свидетельствовать о необходимости замены прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) или самой ГБЦ (возможно, в ней есть трещина).
Для выявления причины неисправности потребуется диагностика.
Неисправности и причины перегрева или долгого прогрева авто
Термостат
Чтобы удостовериться в исправности термостата, необходимо выполнить ряд действий:
- Если двигатель достиг рабочей температуры и продолжает нагреваться, следует заглушить автомобиль и проверить температуру нижнего патрубка. Если он горячий, значит, термостат работает корректно. Если же двигатель горячий, а патрубок холодный, то термостат не открывается, и антифриз циркулирует только по малому кругу. В этом случае проблема, скорее всего, связана с термостатом.
- Если же двигатель долго прогревается или не достигает рабочей температуры, проверка проводится аналогично. Необходимо перегреть двигатель до температуры 40–55 °С и снова проверить температуру нижнего патрубка. Если он холодный, значит, всё в порядке и проблема не в термостате. Если же он тёплый, то термостат заклинило на большом контуре.
Помпа
Процесс проверки состояния помпы в двигателе включает в себя несколько важных этапов:
- Осмотр места крепления и самой помпы на наличие признаков коррозии и протечек антифриза.
- Проверка дренажного отверстия на предмет загрязнений и утечек антифриза. Это позволит оценить состояние уплотнительных сальников.
- Запуск двигателя и выявление шума от подшипника помпы. Свободное движение шестерёнки или посторонний шум являются признаками необходимости замены помпы.
- Проверка работы помпы при нагретом двигателе. Для этого следует пережать выпускной патрубок и завести двигатель. Если в патрубке ощущается давление, то помпа работает исправно. Отсутствие или слабое давление свидетельствует о её неисправности.
- Осмотр крыльчатки (при снятии помпы) на предмет повреждений. Повреждённые лопасти не могут обеспечить необходимое давление антифриза, что может привести к недостаточному охлаждению двигателя.
Радиатор
Забитый радиатор также может быть одной из причин перегрева двигателя внутреннего сгорания.
Вот что происходит при забитом радиаторе:
- Снижение эффективности охлаждения. Загрязнение радиатора уменьшает его охлаждающую способность. Пыль, грязь, насекомые и другие загрязнения могут забивать рёбра радиатора, что затрудняет прохождение воздуха и ухудшает теплообмен между охлаждающей жидкостью и окружающей средой.
- Повышение температуры охлаждающей жидкости. Снижение эффективности охлаждения может привести к тому, что температура охлаждающей жидкости поднимется выше нормы. Это может стать причиной перегрева двигателя.
- Увеличение нагрузки на систему охлаждения. Засоренный радиатор требует больше усилий от системы охлаждения для поддержания нормальной температуры двигателя. Это может привести к увеличению нагрузки на насос охлаждающей жидкости, вентилятор радиатора и другие компоненты системы.
- Повреждение двигателя. Перегрев двигателя может вызвать серьёзные повреждения, такие как деформация головки блока цилиндров, прогорание прокладки головки блока цилиндров, повреждение поршней и других деталей двигателя.
- Снижение ресурса двигателя. Регулярные перегревы могут сократить срок службы двигателя.
Чтобы избежать перегрева двигателя из-за забитого радиатора, рекомендуется регулярно проверять и чистить его от загрязнений.
Крышка радиатора или крышка расширительного бачка
Крышка радиатора или крышка расширительного бачка играют важную роль в работе системы охлаждения двигателя. Если эти элементы неисправны, это может привести к закипанию охлаждающей жидкости. Рассмотрим несколько возможных причин, по которым это может произойти:
- Неисправный клапан. Крышка радиатора или расширительного бачка обычно оснащена клапаном, который регулирует давление в системе охлаждения. Если этот клапан не функционирует должным образом, давление может повыситься, что, в свою очередь, приведет к закипанию жидкости.
- Потеря уплотнительных свойств. Со временем уплотнительные свойства крышки могут ухудшиться, что может привести к утечке охлаждающей жидкости или попаданию воздуха в систему. Это, в свою очередь, также может стать причиной закипания.
- Неправильная регулировка. Некоторые крышки имеют возможность регулировки давления. Если эта регулировка выполнена неправильно, это может негативно сказаться на работе системы охлаждения и вызвать закипание
Датчик температуры
- Неисправность датчика температуры. Если датчик температуры ОЖ выдаёт неверные данные, система управления двигателем может неправильно регулировать работу вентилятора охлаждения или подачу топлива. Это может привести к перегреву двигателя и его закипанию.
- Проблемы с вентилятором охлаждения. Датчик температуры может влиять на работу вентилятора охлаждения, который включается при достижении определённой температуры. Если вентилятор не включается вовремя или работает неправильно, это может привести к перегреву двигателя.
Проблемы с вентилятором охлаждения
Существуют различные проблемы, связанные с работой вентилятора охлаждения. Рассмотрим некоторые из них:
- Неисправность вентилятора: Если вентилятор не функционирует должным образом, он может не обеспечивать необходимое охлаждение двигателя, что, в свою очередь, приведёт к его перегреву. Возможные причины поломки вентилятора могут включать в себя неисправности двигателя вентилятора, проблемы с электропитанием или неисправность реле вентилятора.
- Проблемы с электропроводкой: Если имеются неисправности в электропроводке, вентилятор охлаждения также может работать неправильно. Это может произойти из-за коррозии контактов, обрыва проводов или других причин.
- Неисправность блока управления двигателем: Если блок управления двигателем неисправен, он может не включать вентилятор охлаждения, что, в свою очередь, вызовет перегрев двигателя.
Качество ож
Использование некачественного антифриза может привести к серьёзным проблемам с двигателем автомобиля, включая его перегрев и закипание. Рассмотрим некоторые из возможных последствий:
- Коррозия: Некачественный антифриз может содержать вредные примеси, которые вызывают коррозию металлических деталей двигателя. Это, в свою очередь, может привести к износу и повреждению деталей, что, в свою очередь, может стать причиной утечки охлаждающей жидкости и перегрева двигателя.
- Образование накипи: Некачественный антифриз может содержать соли и другие вещества, которые при нагревании образуют накипь. Накипь забивает каналы охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.
- Пенообразование: Некачественный антифриз может создавать пену при работе двигателя. Пена занимает больший объём, чем жидкость, что может снизить эффективность охлаждения.
- Неэффективное охлаждение: Некачественный антифриз может иметь низкую теплопроводность или неправильно функционировать при высоких температурах. Это может привести к недостаточному охлаждению двигателя и его перегреву.
- Засорение радиатора: Некачественный антифриз может содержать твёрдые частицы, которые засоряют радиатор и другие элементы системы охлаждения. Это, в свою очередь, снижает эффективность охлаждения и может привести к перегреву двигателя.
- Ускоренный износ: Некачественный антифриз может ускорить износ деталей двигателя, таких как прокладки, уплотнения и другие. Это может привести к утечкам охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.
Чтобы избежать проблем с двигателем, рекомендуется использовать качественный антифриз, соответствующий требованиям производителя автомобиля. Вы можете найти информацию о подходящем антифризе для вашего двигателя в интернете.
Пробитая прокладка гбц/трещина в головке или блоке
Пробитая прокладка — это, пожалуй, последняя причина, которую стоит рассматривать. Однако, если все остальные возможные проблемы были устранены, стоит обратить внимание на следующие признаки, указывающие на неисправность прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ):
- Изменение цвета выхлопа. Если прокладка ГБЦ повреждена, в выхлопных газах могут появиться следы охлаждающей жидкости, что изменит цвет выхлопа.
- Белый дым из выхлопной трубы. Белый дым, выходящий из выхлопной трубы, может свидетельствовать о том, что охлаждающая жидкость проникает в цилиндры двигателя.
- Пузырьки в расширительном бачке. При работающем двигателе можно заметить пузырьки в расширительном бачке охлаждающей жидкости.
- Масляные пятна в охлаждающей жидкости. Появление масляных пятен в антифризе указывает на смешивание масла и охлаждающей жидкости.
- Перегрев двигателя. Повреждение прокладки ГБЦ может привести к перегреву двигателя, так как охлаждающая жидкость не сможет эффективно охлаждать его.
- Наличие воздушных пробок. В случае пробоя прокладки ГБЦ в системе охлаждения могут образоваться воздушные пробки, что также может вызвать перегрев.
- Падение уровня охлаждающей жидкости. Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке может снижаться, даже если нет видимых течей, что свидетельствует о наличии утечки.
- Изменение цвета масла. Если охлаждающая жидкость попадает в масло, оно может изменить свой цвет.
- Изменение работы двигателя. При пробитой прокладке ГБЦ двигатель может работать нестабильно, с перебоями или снижением мощности.
Кроме того, специализированный тестер может помочь проверить, не поступает ли в охлаждающую жидкость Со2.
Заключение
Таким образом, закипание автомобиля — проблема, требующая внимательного отношения и своевременного решения. Регулярный контроль уровня охлаждающей жидкости, состояния радиатора и показаний температуры двигателя поможет предотвратить неприятные ситуации на дороге и сохранить автомобиль в исправном состоянии.
Если же проблема всё-таки возникла, важно не игнорировать её, а немедленно остановиться и дать двигателю остыть. При повторении ситуации необходимо обратиться к специалистам для выявления и устранения причины. Только так можно обеспечить безопасность на дороге и продлить срок службы автомобиля.
Если эта статья была полезна для вас поставте лайк и подпишитесь.