Точнее, сериал о майоре Черкасове и его команде. Если ещё не смотрели, попробуйте: он простенький, милый и обычно нравится, ну или хотя бы не раздражает. Правда, с заглавием авторы оплошали. Дебютный сезон назвали «Мосгаз» (2012), отсылая к истории московского маньяка, второй – «Палач», третий – «Паук» и так далее, а общего для всего сериала не придумалось. Остался болтаться этот дурацкий «Мосгаз», как лишняя пуговица – и не срезали, и не пришили покрепче.
События сериала охватывают достаточно большой временной кусок: с декабря 1962 года («Мосгаз») до конца лета 1982 («Метроном»). Готово десять сезонов и грядёт одиннадцатый. Майор Иван Черкасов (добрый, честный, принципиальный, но, как любили выражаться мамонты соцреализма, ершистый) и его друзья и коллеги расследуют преступления, а попутно женятся, разводятся, ссорятся и мирятся. Ссорятся громко, потрясая папками для бумаг, однако простим им маленькую слабость. Черкасова и компанию есть за что любить.
Настоящий детектив
Классический детективный роман/сериал по определению уютны. Почему? Суть детективного жанра, его ядро – удовлетворение нашей потребности в справедливом мире, в котором зло будет разоблачено и наказано; реконструкция такого мира дарит почти детское ощущение уюта и защиты. Механизм древний и прелюбопытный – есть исследования о религиозных истоках детектива, его связи с христианской этикой. В какой-то мере любовь к детективам ещё и барометр психического здоровья общества: пока нам нравится, что хорошие люди (сыщики/полицейские/любители) побеждают плохишей, всё в порядке. А загадка как таковая часто уходит на второй план. Гуру жанра Честертон писал, что читающий детектив «только радуется, когда чувствует себя дураком».
Вот и в сериале о Черкасове интрига обычно хороша, хотя и сюжетных дыр хватает, но уют всё-таки важнее. В конце сезона преступника обязательно ловят, все крючки сходятся с петельками, не оставляя зрителя в неведении, а герои пожинают то, что посеяли в первой серии. Если вдруг кого-то обделили, в следующем сезоне наверстают, будьте уверены.
На солнечной стороне
Кстати, о героях. Черта между положительными и отрицательными в «Мосгазе» проведена чётко. Все основные персонажи: сам Черкасов, Соня, Зина, Гаркуша, Осадчий, начальник Саблин, главред Чудовский – люди не без недостатков, но порядочные. Мода на неоднозначность характеров, когда абсолютные гады лупят ещё больших гадов, до этого сериала не докатилась. Здесь по старинке хорошие борются с плохими. Даже мелкий и назойливый как блоха майор Пожидаев и карьерист Лебедев вносят свою лепту.
Я не сторонник безграничной идеализации Советского Союза, тем более что почти в нём не жила, но то, что несколько поколений назад люди были более открытыми и чаще проявляли отзывчивость, по-моему, очевидно. «Мосгаз» советскую отзывчивость трогательно приукрашивает, но в меру. Здесь постоянно друг друга выручают, носят в больницу яблоки в авоське, варят кашу, пристраивают бедовую девицу пожить у соседки. Сам Черкасов в этом смысле чемпион: продал машину, чтобы помочь постороннему больному ребёнку, и удочерил другого ребёнка – запросто, подумаешь.
Вообще при всей сериальной лубочности в том, что касается людей и отношений между ними, «Мосгаз» от эпохи не отрывается и не грешит пассажами типа: «Мне надо дистанцироваться» и гиалуроновыми усами. Возможно, потому, что первую скрипку играют всё-таки возрастные актёры. Мой любимый персонаж – старый гриб Чудовский: начиная работать журналистом, я ещё застала главредов, барабанящих по старой памяти по клавиатуре так, будто это печатная машинка. За Соней, с её вереницей женихов, наблюдать интересно, за тоскливо влюблённым Гаркушей, за воплощающей материнский архетип Ритой – усталой докторшей, которая, может, и накричит за дело, но пожалеет и накормит пельменями.
Знакомое и незнакомое
Давайте о пельменях вспомним, то есть о быте. Снимать сериалы об исторически недавнем прошлом опасно: как там дело было в Древнем Риме, поди разбери, а 80-е вот только промелькнули. Масса желающих найдётся рассказать, что вазочка не та и узких штанов уже не носили. Но создатели «Мосгаза» – молодцы, попали в десятку аж два раза.
Во-первых, моду и быт 60-х, 70-х, 80-х они отработали по полной, натащив в кадр гору сервантов, сервизов «Мадонна», импортных дублёнок, тортов «Сказка» и варёной колбасы. Там есть на что посмотреть и что покритиковать. Попадаются провалы вроде архивного дела 1999 года, которое Черкасов внимательно изучает, но удачных находок больше. Штатных красавиц «Мосгаза», Соню Тимофееву и бывшую черкасовскую жену Веру, одевают и причёсывают по последней моде. Самый нажористый в отношении платьиц сезон – «Паук», от бантиков и оборочек в глазах рябит.
Во-вторых, наряду со знакомыми декорациями: квартиры обычных граждан, больницы, кино, московские улицы – в сериале много нетипичных. Очевидно, что в дом моделей, Госфильмофонд, дачи мажоров, подпольное казино или американское посольство были вхожи немногие зрители. Они пусть оценивают достоверность, а мы, простые смертные, понарошку заглянем туда, куда в реальности не заглянули.
Приятное разнообразие
Лучшим сезоном «Мосгаза» часто называют второй по счёту, «Палач». Он же и самый мрачный: речь идёт о преступлении времён Великой Отечественной. «Палач» добрался до уровня хорошей крепкой драмы. Остальные, выдерживая общую детективную линию, добавляют что-то своё. У «Шакала» – явные черты триллера, «Операция «Сатана»» – чистой воды шпионское кино, «Формула мести» отбрасывает комедийно-водевильную тень. Пожалуй, мне сейчас больше остальных нравится «Катран», за бархатно-плюшевое казино и самый странный из Сониных романов. А вам?