Андрей МУСАЛОВ
Опубликовано в журнале "Ветеран границы". №4, 2010 г.
Одним из лауреатов Премии ФСБ России за лучшие произведения в области литературы и искусства о деятельности федеральных органов безопасности за 2010 год стал фильм «Брестская крепость». Что же отличает этот фильм от многих других, вышедших в 2010 году в рамках празднования 65-летия Великой Победы?
Созданию фильмов, посвященных истории Второй войны, белорусские кинематографисты уделяют особое внимание. Некоторые работы последних лет можно назвать удачными «В августе 44-го»), другие – провальными («В июне 41-го», «Днепровский рубеж»). Когда стало известно, что режиссер Александр Котт под чутким руководством бывшего шоу-мена, а ныне продюсера Игоря Угольникова берется снять картину об обороне Брестской крепости, предсказать ее успех было достаточно сложно.
В советские времена история обороны Брестской крепости являлась одним из наиболее значимых символов самопожертвования во имя защиты Родины. Судьба защитников легендарной цитадели была примером для подражания, эталоном поведения в лихую годину. Однако после распада СССР целые поколения росли на иных идеалах. Патриотические символы прошлого для многих оказались бесконечно далеки. Неудивительно, что перед создателями фильма «Брестская крепость» стоял вопрос: как воспримет новый зритель историю, случившуюся почти 70 лет назад?
Перед тем как продолжить разговор о фильме, хотелось бы напомнить читателю основные факты об обороне Брестской крепости. Русская крепость у города Брест-Литовска была построена в ХIХ веке и в свое время считалась первоклассным оборонительным сооружением. Однако к середине ХХ века она устарела. Расположенная на нескольких островах, крепость представляла собой цепь укреплений устаревшего типа, не подготовленных для противодействия танкам и авиации.
К началу войны на территории Брестской крепости находились разведывательный и восемь стрелковых батальонов, артиллерийский полк, два артиллерийских дивизиона ПТО и ПВО, некоторые подразделения стрелковых полков и подразделения корпусных частей, часть подразделений 33-го отдельного инженерного полка. Здесь же проходили сборы приписного состава 6-й Орловской и 42-й стрелковой дивизий 28-го стрелкового корпуса 4-й армии.
Помимо армейских частей в крепости размещались части НКВД – 132-й батальон конвойных войск и подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда. Всего в крепости насчитывалось до 500 пограничников. Это был личный состав 9-й и 14-й застав, а также 5-й резервной заставы, автошколы, автороты и саперного взвода Брестского погранотряда. На территории крепости находилось и свыше 300 семей военнослужащих.
21 июня, 12.00… Наряды, несшие службу на Западном острове крепости, доложили о сильном шуме на сопредельной стороне, исходившем от большого числа лошадей, автомобилей и бронетехники. 22 июня в 3.15 по крепости был открыт ураганный артиллерийский огонь. В результате были уничтожены склады, водопровод, прервана связь, нанесены крупные потери гарнизону.
В своей книге «Мой путь с 45-й пехотной дивизией» бывший офицер вермахта Рихард Гшепф, участвовавший в осаде Брестской крепости, писал: «Ровно в 3.15 начался ураган и пронесся над нашими головами с такой силой, какую мы ни разу не испытывали во всем последующем ходе войны».
22 июня в 3.45 начался штурм крепости. Внезапность нападения привела к тому, что единого скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог, образовалось несколько отдельных очагов. Несмотря на это, защитники крепости сумели в руинах цитадели создать устойчивую оборону. Все атаки были отбиты. Рихард Гшепф в своей книге вспоминал о тех боях: «Наши потери, особенно в офицерском составе, приняли прискорбные размеры».
4 июля командир 45-й дивизии, штурмовавшей Брестскую крепость, генерал Шлиппер в третий раз доложил вышестоящему командованию о взятии крепости. Однако ночью того же дня перестрелки возникли на большей части разрушенных фортов. Утром немцы вновь предприняли попытки выбить из руин крепости советских солдат. Бои велись за каждый каземат, то и дело переходя в штыковые схватки.
Ожесточенные бои велись до 7 июля. Нанеся очередное поражение противнику, защитники крепости скрывались в многочисленных казематах и лабиринтах. Боеприпасов у оборонявшихся практически не осталось, все острее ощущалась нехватка продовольствия и воды. Люди жестоко страдали от голода и жажды. Немцы через звуковещательные станции постоянно призывали их сдаться. Но советские воины продолжали держать оборону.
10 июля командование генерального штаба сухопутных войск Германии назначило расследование по поводу неудачных действий 45-й дивизии, потерявшей в Бресте до половины личного состава. В акте расследования было сказано: «Действовавшей там (в Брестской крепости) 45-й ПД была поставлена чрезвычайно трудная задача. Наступление пехоты встретило упорное сопротивление русских, которые оказывали ожесточенный отпор организацией засад и широким использованием пригодных к обороне сооружений. Потери являются тяжелыми. Крепость имела мощные подземные казематы, бронированные колпаки и закопанные в землю танки».
В послевоенные годы историки по крупицам восстанавливали невероятные по своему накалу и драматизму события, происходившие в крепости в июне–июле 1941 года. Показания очевидцев, рассказы немногих оставшихся в живых защитников крепости, вещественные доказательства, поднятые из-под руин, немецкие документы – все это представило подвиг героев Брестской крепости во всем его величии и славе.
Следует отметить, что отечественный кинематограф неоднократно обращался к теме Брестской крепости. В середине пятидесятых по сценарию Константина Симонова был снят замечательный фильм «Бессмертный гарнизон». Режиссерами выступили Захар Аграненко и Эдуард Тиссэ. В ролях снимались многие замечательные актеры того времени: Антонина Богданова, Анатолий Чемодуров, Николай Крючков, Владимир Емельянов и многие другие.
Фильм получил почетный диплом международного кинофестиваля в Венеции. Но главным его достижением стало то, что о подвиге защитников крепости узнали широкие массы зрителей не только у нас в стране, но и за рубежом. Несмотря на сильный идеологический налет, присущий фильмам той поры, «Бессмертный гарнизон» представлял собой повествование, заставлявшее зрителя по-настоящему сопереживать происходящему на экране. Очевидцы вспоминают, что люди выходили из кинотеатров потрясенные, многие со слезами на глазах.
Вскоре после выхода кинокартины именами защитников крепости были названы улицы в различных населенных пунктах страны. Историки, журналисты и самые обычные люди стали интересоваться судьбой выживших защитников крепости, многие из которых до того времени были незаслуженно забыты. Некоторых, в том числе и одного из руководителей обороны Петра Гаврилова, государство отметило высокими наградами.
Позже кинематографисты неоднократно обращались к теме обороны Брестской крепости, снимая картины о Великой Отечественной войне, но, как правило, речь шла об эпизодах в повествовании. Полноценный фильм о защитниках цитадели – «Я – русский солдат!» появился только в 1995 году. Его по очень популярной в советские времена повести писателя Бориса Васильева «В списках не значится» снял режиссер Андрей Малюков. В работе над картиной были заняты малоизвестные на тот момент актеры: Дмитрий Медведев, Милена Цховребова-Агранович, Петр Юрченков и другие. Единственной медийной фигурой стал актер Алексей Булдаков.
Фильм «Я – русский солдат!» снимался в самые мрачные для отечественного кинематографа времена, что называется, «за копейки». Не удивительно, что он получился сырым и невзрачным. Тем не менее картина благодаря отличной сюжетной линии, перекочевавшей в фильм из повести писателя Васильева, и сегодня смотрится на одном дыхании.
Разумеется, создатели фильма 2010 года были прекрасно знакомы с предыдущими кинокартинами и книгами о защитниках цитадели. В одном из интервью Игорь Угольников вспоминает, насколько изменилось его мировоззрение после прочтения книги писателя Сергея Смирнова «Брестская крепость». Он долгое время вынашивал идею экранизации произведения.
Для реализации проекта Угольников привлек режиссера Александра Котта. Сценарий написали Владимир Еремин, Алексей Дударев и Екатерина Тирдатова. Продюсерами, помимо Игоря Угольникова, выступили Рубен Дишдиян и Владимир Заметалин.
Примечательно, что «Брестская крепость» стала одной из первых картин, выпущенных под эгидой Союзного государства. Бюджет фильма составил свыше 7 млн. долларов США. По меркам современной киноиндустрии – копейки. Несмотря на это, создателям картины удалось собрать яркий актерский состав, в который вошли Евгений Цыганов, Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Анна Цканова, Яна Есипович и многие другие.
Съемки картины проводились непосредственно на месте событий – на территории мемориального музея «Брестская крепость». Воссозданные на месте первых боев на границе декорации – копия Холмских ворот, мост через реку Мухавец, здание погранотряда, магазин, конюшня, кусок крепостной стены – добавили правдоподобности происходящему на съемочной площадке. Как позже рассказывал художник-декоратор фильма Алим Матвейчук, в ходе строительства декораций пришлось проводить разминирование нескольких авиационных бомб и десятков снарядов. Также были найдены штурмовая немецкая лодка и останки нескольких человек, которые перезахоронили на прилегающем к крепости кладбище.
Как это принято при съемке исторических фильмов, создатели «Брестской крепости» в интервью журналистам рассказали о кропотливой исторической работе, предшествовавшей началу съемок. По словам Игоря Угольникова, в ходе написания сценария и съемок было проведено огромное количество консультаций с историками. Это было вызвано желанием снять "достоверное, исторически правильное" кино.
– Мы выбрасывали из фильма целые эпизоды, которые в принципе могли бы произойти в реальности, но так и не получили документального подтверждения, – рассказывал Угольников. – На это ушло два года.
Разумеется, огромное внимание было уделено точности исторических деталей. Впервые за долгие годы специалисты по военной истории не будут кривиться от появления в кадре исторически недостоверных деталей. Стрелковое оружие, танки, пушки, униформа – все тщательно выверено и перепроверено.
Впечатляют и натурные съемки. Как отозвался о работе кинооператора Владимира Башты один интернет-критик: «Любой кадр фильма можно вырезать и повесить в рамочку». В кадрах – все то, что присуще современному кинематографу: взрывы, огонь, множество различной техники и декораций, которые дополняют более 500 статистов – жителей города Бреста. И конечно же многочисленные графические спецэффекты: самолеты, падающие бомбы, летящие во все стороны трассеры… Как особо отмечают создатели картины, все спецэффекты созданы не какими-то американцами или немцами, а российскими и белорусскими специалистами.
Итак, смотрим фильм. Повествование идет от лица советского мальчика Сашки – трубача, воспитанника полкового оркестра, родители которого погибли в ходе боев в Испании.
Очевидно, что создатели фильма старательно воспроизводят свидетельства очевидцев и исторические факты. Тот, кто знаком с историей обороны крепости, без труда узнает в киногероях их реальных исторических прототипов: начальника 9-й заставы лейтенанта Кижеватова (Андрей Мерзликин), комиссара Ефима Фомина (Павел Деревянко), майора Гаврилова (Александр Коршунов).
Как это водится, повествование фильма начинает разворачиваться в последний мирный предвоенный день – 21 июня. Городской парк, танцплощадка, безмятежно фланирующие командиры с девушками под ручку… Затем следует нападение – в небе самолеты с крестами, взрывы, пожары, па-ническая беготня…
В этом аду находятся люди, оказывающиеся на своем месте, способные остановить панику, организовать людей для обороны. Ими и оказываются три главных героя картины – Кижеватов, Фомин и Гаврилов. Испытывая голод, жажду и прочие лишения, советские солдаты героически обороняют свой самый главный в жизни рубеж от превосходящих сил противника. В ходе боев почти все они погибают или попадают в плен, до конца выполнив свой долг.
В целом, «Брестская крепость» по сюжетной линии совпадает с фильмом «Бессмертный гарнизон». Разве что герои не проводят под артобстрелом партсобраний и почти не говорят героических речей. Разумеется, это современное видение событий семидесятилетней давности. Создатели картины пытаются показать героев обороны Бреста обычными людьми, с их сомнениями и слабостями.
С другой стороны, большим плюсом для картины стало отсутствие в ней «псевдодемократического налета», столь свойственного многим военным фильмам последних десятилетий. В нем нет «извергов из НКВД», «идиотов-комиссаров» и культурных нацистов, соблюдающих Женевские конвенции. Более того, наверное впервые в современном кино предпринята попытка создать положительный образ сотрудника НКВД.
Но, несмотря на множество достоинств, фильм не избежал недостатков. В целом, в картине много затянутых эпизодов из-за чего порой повествование становится тягучим и даже скучным, напоминающим школьный спектакль. Но что поделать, далеко не каждый режиссер – Герасимов или Бондарчук-старший.
Странным и наигранным воспринимается эпизод с высадкой на Брестском вокзале диверсантов в форме НКВД. Они громко отдают команды на немецком и ходят строем. Известно, что перед началом войны в Брест проникло большое количество диверсантов из полка «Бранденбург», но делали они это скрытно и строем наверняка не ходили.
Столь же наивно выглядит попытка командира диверсантов в ходе боя посеять среди бойцов НКВД паникерские настроения. И уж совсем удивительно, что матерый шпион одевает на задание личный жетон. Известно: настоящие немецкие диверсанты полностью повторяли советское обмундирование и снаряжение, что называется, вплоть до резинки на трусах.
Глупо выглядят и штыковые атаки с пехотными лопатками и табуретками наперевес против танков. Понятно, что с кинематографической точки зрения это смотрится эффектно, но доверия к фильму не повышает.
Впрочем, все эти недочеты фильму можно простить. Чего действительно не достает «Брестской крепости», так это… идеологии! Очевидно стремление создателей картины избежать любого упоминания о Сталине, ВКП(б), лозунгов о Родине. Лишь в одном эпизоде мы видим, как бойцы выцарапывают на стене легендарную надпись «Прощай, Родина! Умираю, но не сдаюсь!» (кстати, в реальности она была сделана в казарме батальона НКВД).
Понятно, что стремление деидеологизировать кинокартину сделано с целью избежать лишних политических дискуссий и толков. Но это приводит к тому, что в фильме исчезает сама идея подвига. Становится непонятным: ради чего сражаются герои, ради чего они умирают, а не сдаются в плен, как другие?
В фильме много крупных планов оторванных рук и ног, ярких спецэффектов, подробно воссозданной формы и оружия… Но ощущается острый дефицит главного – той самой идеи, которая заставляла защитников крепости сносить раны, жажду, биться до последнего патрона, когда фронт находился уже далеко на востоке. Это принижает происходящее на экране, делает великое частным.
И все же, несмотря на недостатки, фильм нашел своего зрителя. Того самого, неизвестного – юношей и девушек 15–20 лет. Многие из них выходили из кинозалов, с трудом сдерживая слезы, так же, как было в пятидесятые, после выхода на экраны «Бессмертного гарнизона».
После выхода фильма интернет буквально взорвался от запросов по теме «Брестская крепость», форумах вскипели многочисленные обсуждения картины и исторических событий, легших в ее основу. Это означает, что создатели киноленты свою задачу выполнил, лишний раз напомнив молодым поколениям о величии подвига защитников Брестской крепости.
Фото из сети интернет