Найти в Дзене
Коротко о фильмах.

Проклятие Джеймса Вана: обзор фильма "Заклятье: 13-й этаж"

Вы спросите меня - а какое отношение к этому индонезийскому фильму имеет Джеймс Ван? Прямо - никакого. Но, на мой взгляд, невозможно не заметить его влияние. Вайб (я знаю модное слово) "Астрала" и "Заклятия" чувствуется даже через постер. Видимо, наши локализаторы тоже чувствуют это, иначе объяснить их желание каждый раз вплетать в название "Заклятье" я не могу. В оригинале этот фильм, вышедший в 2022 году, называется "Слуги Сатаны 2: Причастие", и является прямым продолжением "Слуг Сатаны" (или "Заклятье: Слуги Сатаны", кому как нравится) 2017 года. Кстати, первая часть не является оригинальной идеей - это ремейк культового индонезийского фильма (да, такие бывают) ужасов "Раб Сатаны" 1980 года. Раз уж у нас здесь серия фильмов образовывается, стоит сказать хоть слово о создателе. Режиссер и сценарист двух фильмов - Джоко Анвар. Человек умеющий снимать прибыльные фильмы ужасов за копейки. Сами посудите - на съёмки первого фильма потратили 150 тысяч, а поимели 16,2 млн, второй фильм о

Постер к фильму "Заклятье: 13-й этаж".
Постер к фильму "Заклятье: 13-й этаж".

Вы спросите меня - а какое отношение к этому индонезийскому фильму имеет Джеймс Ван? Прямо - никакого. Но, на мой взгляд, невозможно не заметить его влияние. Вайб (я знаю модное слово) "Астрала" и "Заклятия" чувствуется даже через постер. Видимо, наши локализаторы тоже чувствуют это, иначе объяснить их желание каждый раз вплетать в название "Заклятье" я не могу.

В оригинале этот фильм, вышедший в 2022 году, называется "Слуги Сатаны 2: Причастие", и является прямым продолжением "Слуг Сатаны" (или "Заклятье: Слуги Сатаны", кому как нравится) 2017 года. Кстати, первая часть не является оригинальной идеей - это ремейк культового индонезийского фильма (да, такие бывают) ужасов "Раб Сатаны" 1980 года.

Раз уж у нас здесь серия фильмов образовывается, стоит сказать хоть слово о создателе. Режиссер и сценарист двух фильмов - Джоко Анвар. Человек умеющий снимать прибыльные фильмы ужасов за копейки. Сами посудите - на съёмки первого фильма потратили 150 тысяч, а поимели 16,2 млн, второй фильм обошёлся в 1 млн., а кассовые сборы составили 19,3 млн. И не рупий, а долларов. Неплохо? Даже очень.

Первая часть "Слуг Сатаны" (кажется, я слишком часто пишу слово на букву "С", и рискую открыть портал в Ад) произвела на меня неоднозначное впечатление. Атмосфере я говорила и говорю "да", сюжету - однозначно "нет".

Но, может, вторая часть нас порадует? Давайте посмотрим.

Краткий пересказ и куча спойлеров

Первые кадры фильма погружают нас в атмосферу полицейского произвола в Индонезии 1955 года. Журналиста Будимана (того самого, из первой части, что был похож на Джигурду) мужчины в форме везут в неизвестном направлении. Можно подумать, что везут его в лес, чтобы закопать в мягкую почву за неугодную статью, но нет. Его друг - начальник полиции, таким образом решил организовать с ним встречу в обсерватории, расположенной практически на кладбище. Случилось странное, точнее стрёмное - кто-то выкопал трупы и уложил их в асану "поза гусеницы" перед портретом певицы Маварни Сувоно (мать горемычного семейства из первой части).

Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)

Начальник полиции решил, что это происшествие обязательно нужно осветить в СМИ, а Будиман - единственный журналист среди его друзей. И вообще, у него такое чувство, что грядет что-то страшное. Будиман должен создать отдельное издание чтобы избежать проблем, самую жёлтую прессу из возможных, где среди отвлекающих заголовков типа "Я забеременела от НЛО", "Серебряные пули - лучший подарок на 8 марта", "11 способов увидеть свои прошлые жизни", Будиман будет писать правду, и кто-то эту правду обязательно заметит. Так Будиман основал газету Speed-инфо, для которой писал статьи в первом фильме.

1984 год.

Рини Сувоно, героически противостоявшая со своей семьёй армии восставших мертвецов, вышедших на поверхность чтобы славить ее младшего брата Яна (сына Сатаны), пытается наладить свою жизнь. Колледж она забросила, и хотела бы доучиться, но для этого ей придется уехать, а оставлять уцелевших родственников - отца и братьев, она не может. Или может. Она ещё не решила.

Семья теперь живёт в Джакарте, где тоже не спокойно - над городом собираются тучи и надвигается шторм, а ещё по ночам орудует некий стрелок, который убивает людей, предположительно - преступников. Но все это мелочи в сравнении с ожившими мертвецами.

Бросив свой кладбищенский дом в деревне герои переехали в социальный дом, находящийся не то чтобы в бедном районе, он стоит вне какого-либо района. На отшибе. К нему даже нормальной подъездной дороги нет - люди вытоптали себе тропу от автобусной остановки. Внутри же дом выглядит как вечное напоминание о депрессии:

Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)

После событий первой части семья состоит из отца, старшей дочери Рини, среднего сына Тони и младшего Бонди. Самый младший, Ян, судя по всему, отправился к родному отцу учиться устраивать апокалипсис. Про Яна нам ничего не говорят. Нет и нет.

Каждый занимается своим делом. Отец работает и каждый раз с работы возвращается с таинственным чемоданом, который убирает в шкаф. Тони влюбился в соседку Тари, которая старше него и, судя по слухам, работает ночной бабочкой. Ну а Бонди роется в грунте вокруг дома и находит могильные камни. У него даже друзья есть, одного из которых - Ари, жёстко третируют отец.

Когда вся семья собирается за столом, Рини сообщает, что планирует уехать учиться, на что братья начинают ныть, что она хочет их бросить, но отец поддерживает желание дочери продолжить учебу.

Если первый фильм подсовывал нам скримеры практически с первых минут и страх поджидал героев на каждом углу, то здесь в первой трети фильма весь экшен происходит возле мусоропровода. Рини оправляется выбрасывать мусор и замечает, что соседи ведут себя как психопаты, дружно таращась на нее из своих квартир. Соседский мальчик Вишну хочет выбросить мусор, но кто-то хочет утянуть его следом за пакетом с отходами.

Тем временем Будиман получает от своего друга-полицейского коробку и письмо о том, что вся эта паранормальная хрень теперь его проблема, а он больше не играет. В коробке куча винтажного барахла и фотографии дома, в котором теперь живёт Рини с семьёй.

А дом начинает требовать крови. События разворачиваются в духе "Пункта назначения". И это один из самых годных эпизодов. Слушайте. В доме есть лифт, и лифт этот "Rusak" - "Поврежден", если перевести с индонезийского. По этой причине лифт часто тормозит и застревает. На первом этаже люди ждут лифт. Женщина рассыпает мелочь и мелочь эта падает в дыру рядом с дверью лифта. Тони с отцом заходят в лифт, но Тони выманивает Тари - ее нужно проводить, ведь к ней пристает хулиган. В лифте едут мальчик Вишну со своей мамой и отец Ари - тот самый который поколачивает своих домашних. Вообще, людей там полно. На первом этаже дверь открылась - лифта нет. Люди решили идти пешком, но четыре девочки увидели внизу, в шахте лифта, монеты и как курочки бросились их собирать:

Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)

Тем временем, лифт решил очень быстро ехать вниз. Падать. Когда люди в кабине поняли, что застрявший лифт срывается вниз, они открыли вручную двери и стали пробовать выбраться. Мать Вишну подсадила его, но сама осталась внутри. Крики, паника, давка. Внизу одна из девочек - она же сестра Ари, услышала скрежет, и вылезла из шахты, зовя других. Но монеты были привлекательнее чем перспектива остаться в живых. Удар, брызги крови, плюс ещё один ребенок с ПТСР.

Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)

Отец Рини, кстати, выжил. Помялся немного, но не критично.

Начинается буря.

В доме планируют похороны. Будиман пытается добраться до семьи Сувоно, но никто не хочет ехать в тот район из-за погоды.

Поздно вечером Рини отправляется к Вишну, чтобы помочь ему - родственники ещё не приехали и он один в квартире с телом матери. Вишну мой фаворит среди всей этой богадельни - серьезный, рассудительный, а то, как он просит Рини помочь подобрать приют, если дядя не заберёт его, даже растрогало.

Мало людям проблем, так ещё и свет отключили.

Бонди проводит вечер с друзьями у Ари, отец которого хоть и погиб, но в его семье никто не расстроился.

Тони встречает муллу, который зовёт его с собой проверять квартиры одиноких погибших, чему Тони ожидаемо не рад. Зайдя в две квартиры мулла сливается, сославшись на больную спину, и просит Тони одного проверить квартиру на 13 этаже. Парень готов сделать массаж старику, лишь бы не идти одному, но мулла беспощаден - всучил парню спички и отправил на 13 этаж.

Бонди с друзьями шарятся по зданию, стучатся в двери и обнаруживают квартиру начальника полиции - друга Будимана. Бесстрашно роясь в вещах полицейского они находят фотографии кладбищенской местности, на которой теперь стоит их дом и много изображений самого дома. На некоторых фотографиях рядом с домом было запечатлено собрание людей с зонтиками и судя по подписям на фото, эти собрания происходят 17 апреля каждые 29 лет. Проведя несложные математические подсчёты, мальчики поняли, что нужный срок подходит через несколько часов.

У Тони все не очень. Найдя нужную квартиру, он не может уйти просто так, ведь окно в комнате с телами открыто и его нужно закрыть. Ветер задувает его спички и пока Тони с ними возится, на заднем фоне тела начинают немного шевелиться:

Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)

Я не могу отделаться от мысли, что турунды в носу у тел - это зубы, и они похожи на зайцев. Особенно с этими узлами на голове.

Закончив с делами в нехорошей квартире Тони встречается с парнем, который досаждает симпатичной ему девушке. Это Дино. Обычно он ведёт себя как козёл, но в этот раз он достаточно мил и даже обращается к Тони с просьбой. Как я поняла, у Тони нет хребта и он не умеет говорить "нет". Просьба подозрительная - через дырку в стене у Дино упала вилка в соседнюю квартиру и ее нужно достать, иначе мать Дино прихлопнет его за пропажу столового прибора. Забравшись в квартиру через дыру в стене Тони достает вилку, но находит фото своей матери и ее пластинки. Бежать - лучший вариант, так Тони и поступает. По дороге они встречают Тари, убегающую от галлюцинаций, посетивших ее во время молитвы, которой она по совету муллы пыталась отогнать зло.

Когда троица встретилась с Рини и Вишну, Рини уже обладала секретным чемоданом отца, открыв который они находят кучу отрубленных членов. Так мне показалось, но присмотревшись я поняла, что это пальцы. И судя по тому, как все скривились, воняют они жутко. Как чемодан мог удерживать смрад распадающейся плоти - не понятно. Рини говорит, что нужно бежать, но сначала нужно найти Бонди.

А у Бонди все лайтово. Они с компанией ищут вход на тайный этаж, который не обозначен, но который по их мнению точно должен быть. Кажется, что Бонди после пережитого в первом фильме не боится вообще ничего, но вся его бравада рушится, когда в одной из квартир он встречает своего младшего брата Яна. И это не галлюцинации - прибежавшие Рини и Тони тоже видят его. Ян ведёт себя как крестный отец, развалившись в кресле. Рини и братья решают выяснить, что с ним случилось, и начинается самый увлекательный диалог - диалог на языке жестов. Рини и Тони забирают младшего несмотря на протесты Бонди.

Помните Дино и Тари? Забудьте, они умерли страшной смертью, пока семья воссоединялась.

Из дома не убежать - нижние этажи затоплены и через воду идёт ток.

Рини с братьями встречают отца и после короткой перепалки выясняется, что это отец отправил их мать заключить сделку с культом Рамином. Увидев Яна отец пробует забить его тростью, но Рини мешает ему.

Начинается гроза, а вместе с ней какой-то операторский Паркинсон и сценарный маразм, перемешавший родственников, людей с зонтами и восставших мертвецов (тех самых, которые лежали в квартирах).

Рини падает без сознания и приходит в себя от вспышек камеры. В этих вспышках мы видим, как Ян дирижирует хором людей в капюшонах, а ее оставшиеся члены семьи стоят на коленях. Ян засовывает Рини в рот какой-то подорожник, который поможет ей все забыть.

Приходит в себя Рини в красивой комнате, в красивой одежде. Она студентка, отличница, получила стипендию в Нидерланды. Слишком хорошо, чтобы быть правдой. Даже Рини это понимает и просыпается, выплюнув лист.

Вокруг продолжается вакханалия, но уже с лошадьми, которые четвертуют ее отца. Следующим привязывают Тони, но звуки выстрелов тормозят вечеринку.

Это Будиман с Вишну пришли на помощь, и у Будимана есть ствол, что делает его серьезным противником.

Рини палкой вырубает Яна, который отдает приказы зомби с помощью языка жестов (почему именно так - кто бы знал). Как хорошо, что Вишну тоже знает язык жестов и велит зомби остановиться. И они слушаются, что удивительно. Видимо, им нет разницы, кому подчиняться.

Все уцелевшие убегают по потайной лестнице, которая вела на потайной этаж.

Будиман приплыл на резиновой лодке, и электричество им не страшно. Усадив всех в лодку, как Мазай зайцев, Будиман уплывает.

По пути он рассказывает, что их отец работал в полиции и узнав о культе Рамином попросил их мать присоединиться к ним, чтобы родились дети, а она стала звездой. Он пытался расторгнуть договор, но цена была высока - убийство 1000 человек. Отец детей и был тем стрелком, который убивал преступников.

Дальше Будиман ещё больше запутал сюжет, сказав, что культу изначально нужен был отец, а мать культ использовал. И грядет что-то страшное.

В финале в квартиру, из которой спасали вилку, приехали странные соседи из финала первого фильма. Кто они - нам опять не сказали. Зачем их показали - загадка.

А в семье Сувоно на одного человека стало меньше.

Вывод

Ну что же...Третьему фильму однозначно быть.

Сложно представить, но по смыслу вторая часть ещё менее наполненная, чем первая. Если брать в отдельности персонажей, то за развитием их сюжетных линий наблюдать интересно. Персонажи характерные, к кому-то успеваешь проникнуться симпатией, а кто-то вызывает негатив.

Но вот общая история - катастрофа. Культ Рамином. Мы должны гуглить, что это за культ? Эти два персонажа в конце, будто сбежавшие из Болливуда:

Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)
Кадр из фильма "Заклятье: 13-й этаж" (2022 г.)

Необходимость их присутствия я так и не смогла постичь.

Бесконечное "что-то страшное грядет". Конкретики хочется. Сюжетный поворот о том, что культу нужен был отец семейства для меня нелогичный. Для чего он им? Убивать преступников? Не думаю, что это цель дьявольского культа.

Свои названия фильм не оправдывает. Если брать оригинальное, то что во всём происходящем мракобесии было причастием - не понятно. Название для проката в нашей стране вызывает не меньше вопросов. Самый главный - почему этаж 13, если действия разворачивались где-то выше, на чердаке? Тогда бы уже назвали "Заклятье. Дьявольский чердак". Хотя, что-то такое кажется уже есть.

Первому фильму я поставила 4,5/10, этому я поставлю столько же. Бюджет вырос, а сюжет как был рваный, таким и остался.

Интересно, о чем будет третий фильм, и на сколько частей запланировано растянуть эту эпопею. Хотя, пока сборы есть, будут тянуть. Так уже 5 "Астралов" вышло.