Найти в Дзене
Максим Полянских

Александр Сергеевич Даргомыжский: Мастер фортепиано, композитор и творец оперы "Русалка" и не только.

Оглавление

Жизнь и творчество

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в Тульской губернии. Ранние детские годы будущий композитор провел в имении родителей в Смоленской губернии. Затем семья переехала в Санкт-Петербург. Родители будущего композитора были большими любителями музыки и поэзии, а его мать даже писала стихи, которые публиковались в популярных журналах. Несмотря на скромный достаток, родители обеспечили своим детям - их было шестеро - хорошее домашнее воспитание и образование.

Даргомыжский начал играть на фортепиано в шесть лет. А к десяти-одиннадцати годам он уже пытался сам сочинять музыку. Однако первые творческие попытки были связаны с его учителем Андрианом Трофимовичем Данилевским, известным петербургским музыкантом и педагогом. «Всякий раз, когда я приносил ему показать новое сочинение, - вспоминал впоследствии композитор, - в книжке поведения делалась пометка: «довольно дурно», и меня наказывали».

С начала 1830-х годов молодой человек посещал лучшие литературные и художественные салоны Петербурга. В их число входил салон князя Одоевского, который посещали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гоголь и Глинка. Интересная компания собиралась в салонах писателя и историка Карамзина, поэта Козлова, сестры декабриста Лунина - Уваровой, замечательной музыкантши. А молодой Даргомыжский - везде желанный гость. Он много играл на фортепиано, участвовал в различных ансамблях и исполнял свои романсы.

Знакомство с Глинкой

В 1834 году Даргомыжский познакомился с Глинкой, который только что вернулся из-за границы и увлеченно работал над своей первой оперой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если раньше он не придавал серьезного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь вдруг увидел в лице Глинки живой образец художественного шедевра. Перед ним стоял человек, не только талантливый, но и беззаветно преданный своему искусству, для которого музыкальное творчество было не развлечением, а самоотверженным трудом, необходимым условием жизни.

В те годы Даргомыжский уже был известным композитором, автором романсов, песен, фортепианных пьес и даже симфонического произведения «Болеро». Основную часть его творчества составляет вокальная музыка - романсы, песни, арии и дуэты. Не все созданное им удачно и оригинально по сей день. Однако ряд произведений уже свидетельствует о наступающей творческой зрелости композитора.

Особую художественную ценность представляют романсы на слова Пушкина: «Я вас любил», «Юноша и девушка», «Вертоград», «Ночной зефир», «Огонь желанья горит в крови».

В конце 1830-х годов Даргомыжскому - не без влияния Глинки - пришла в голову идея написать оперу. После недолгих поисков темы композитор остановил свой выбор на романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». В этом романе его привлек живой романтический сюжет, правдивое изображение сильных человеческих характеров и напряженный драматизм. Работа над оперой под названием «Эсмеральда» продолжалась три года и была завершена в 1841 году. В это же время композитор увлеченно сочинял кантату «Триумф Вакха» на стихи Пушкина, которую вскоре превратил в оперу.

Постепенно Даргомыжский приобретал все большее признание как значительный и самобытный музыкант. Когда в начале 1840-х годов в Петербурге было основано Общество любителей инструментальной и вокальной музыки, Александр Сергеевич взял на себя руководство оркестром и хором.

Заграничная жизнь

В 1844 году он совершил поездку в крупнейшие музыкальные центры - Берлин, Брюссель, Вену и Париж, где представил свои сочинения европейской публике. Его сочинения были приняты очень хорошо, и многие газеты превозносили блестящий русский талант до небес.

Главным пунктом путешествия Даргомыжского стал Париж, признанный центр европейской культуры, где молодой композитор смог утолить жажду новых художественных впечатлений.

И именно здесь Даргомыжский, автор «Эсмеральды» и поклонник французской литературы, произвел переоценку ценностей. Прослушав интереснейшие спектакли в театре парижской Гранд-Опера, Даргомыжский пришел к неожиданному выводу. «Мастерство и ум невероятны, - писал он об одном из популярных композиторов, - но ни мастерство, ни ум не могут подделаться под человеческое сердце».

Песенная лирика Даргомыжского была прямым откликом на настроения тех лет в России. Особенно показателен романс композитора 1848 года на слова Лермонтова «И скучно, и грустно». Это стихотворение великого русского поэта имело не только литературное, но и общественное значение в годы Николаевской реакции.

Несмотря ни на что, Даргомыжский мечтал о создании национальной русской оперы. Он выбрал социальную драму Пушкина «Русалка» - правдивую историю о трагической судьбе простой крестьянской девушки, которую предает князь. Чтобы разработать идею оперы, композитор тщательно изучал все значимое в литературе своего времени - образцы устной народной поэзии, описания народного быта и обрядов.

Работы над оперным театром затянулись на долгие годы, почти на десятилетие. Причин тому было много. Главной из них было равнодушие, а порой и враждебность со стороны руководства императорских театров.

В конце 1840-х годов в творческой жизни Даргомыжского произошло важное событие. Его первая опера «Эсмеральда», вызвавшая в свое время столько разочарований и огорчений, была наконец принята к исполнению Московским оперным театром. Премьера состоялась в декабре 1847 года. Она прошла с успехом, и публика наградила автора бурными аплодисментами. Этот успех произвел на композитора исключительно благоприятное впечатление, и он решил представить «Эсмеральду» руководству петербургских театров. Однако в столице опера была отвергнута. Небрежно поставленная в 1851 году, с большими купюрами, она не могла долго оставаться на сцене и была снята с репертуара после трех представлений. Даргомыжский тяжело переживал эту неудачу. «После всех этих убийственных для артиста распоряжений театрального начальства, - писал он, - ясно, что мое драматическое творчество охладело». На некоторое время Даргомыжский оставил сочинение «Русалки» и публичную музыкальную деятельность и посвятил все свое время преимущественно обучению певцов. Как и Глинка, Даргомыжский внес значительный вклад в развитие отечественной певческой школы.

В апреле 1853 года произошло событие, которое значительно ускорило работу композитора над «Русалкой». По инициативе друзей, прежде всего Одоевского, был организован концерт из произведений Даргомыжского. В нем приняли участие лучшие певцы Петербурга, а также гостившая у них Полина Виардо. Успех концерта превзошел все ожидания и оказал на композитора оздоравливающее воздействие. «Я снова возьмусь за свою «Русалку», - писал он в то время. - То почетное внимание, которое я получил... ...со стороны публики, кажется, обязывает меня создать национальное произведение в моем возрасте».

Опера «Русалка»

Мировая премьера «Русалки» состоялась 16 мая 1856 года на сцене Петербургского театра. В этот вечер в спектакле приняли участие лучшие артисты. Тем не менее, опера не имела большого успеха. Аристократическая публика, которая в то время была главным посетителем императорских театров, была равнодушна к операм местных композиторов. Это делало драму крестьянской жизни еще более непривлекательной для них. Постановка оперы также не способствовала ее успеху: Декорации и костюмы были из совершенно другого спектакля: обшарпанные, грязные, не подходящие для «Русалки». Не обошлось и без музыки к «Русалке». В авторскую партитуру были внесены многочисленные сокращения, искажающие содержание оперы. Например, драматическая сцена признания князя Наташе была полностью вырезана. Опера недолго оставалась в репертуаре. Спектакли после премьеры проходили перед почти пустым залом.

К опере Даргомыжского по-разному относились ведущие деятели того времени. Глинка высоко ценил «Русалку». Серов посвятил опере несколько статей. В них он не только превозносил ее до небес, но и подробно анализировал сюжет и музыкальное содержание.

Чайковский восторженно писал о «Русалке»: «По своей мелодической прелести, по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилен и речитативов „Русалка“, несомненно, занимает первое место в ряду русских опер после непревзойденного блеска опер Глинки».

Новый тип оперы требовал новых средств музыкальной выразительности. В «Русалке» главную роль играют не отдельные законченные музыкальные номера - арии и хоры, а драматические сцены, в которых напряженность сценического действия определяется быстрым чередованием речитативных диалогов, ансамблей и небольших ариозо.

«Русалка», как и „Иван Сусанин“, „Руслан и Людмила“, стала одним из классических образцов, на основе которого возникла вся последующая русская национальная опера.

Другие произведения Даргомыжского

В начале 1850-х годов в России назревали большие социальные перемены. И Даргомыжский не оставался в стороне от общественной жизни, что нашло отражение в его творчестве. Особенно значимым для него стало участие в издании сатирического журнала «Искра». Этот прогрессивный журнал просуществовал недолго. Но тот след, который он оставил в русской культуре, невозможно не заметить.

Под влиянием друзей по «Искре» в творчестве Даргомыжского усилились элементы сатиры и социального обличения. Они проявились в таких песнях, как «Червяк» и «Старый капрал». Творчество Даргомыжского дополняли стихи французского сатирика Беранже.

В конце 1850-х годов Даргомыжский начинает окружать себя группой молодых композиторов - будущих членов творческого коллектива, известного в истории музыки как «Могучая кучка».

Даргомыжский сыграл очень важную роль в художественном воспитании молодых композиторов. Как вспоминал Мусоргский, первые вечера, проведенные с Даргомыжским, стали для него настоящим откровением.

В эти годы отношения между Даргомыжским и Кюи были особенно близкими и дружескими. Молодой композитор очень высоко ценил талант своего старшего коллеги и старался не пропускать ни одного музыкального вечера с ним.

Даргомыжский решил испытать свой талант в области симфонической музыки. Он написал последовательно два оркестровых произведения - «Украинский казак» и «Баба Яга».

Сергей Николаевич Даргомыжский умер в апреле 1864 года. Смерть отца стала для композитора тяжелой утратой. Не имея своей семьи и много лет живя с отцом вдвоем (мать умерла в 1852 году), Александр Сергеевич был очень привязан к нему и считал его своим близким другом и постоянным советчиком во всех делах. Теперь же он чувствовал себя совершенно одиноким.

Возвращение в Петербург

В августе Даргомыжский вернулся в Петербург, а в начале ноября решил отправиться за границу. Маршрут он выбрал почти тот же, что и двадцать лет назад: Варшава, Лейпциг, Брюссель и Париж. Путешествие принесло ему огромное удовлетворение. Там, в европейских столицах, он услышал свои произведения, которые имели большой успех. И не только потому, что их исполняли выдающиеся оркестры. Сама музыка содержала, как отмечали критики, «много оригинальности, большую энергию мысли, не исключая изящества, мелодичности, острой гармонии...». Некоторые концерты, состоящие исключительно из произведений Даргомыжского, стали настоящим триумфом.

Во время пребывания Даргомыжского за границей сестра композитора Софья и друзья обратились к руководству императорских театров с просьбой включить в репертуар «Русалку», которая не исполнялась с 1862 года.

Препятствия, воздвигнутые театральными властями, были устранены самым неожиданным образом: Тенор Комиссаржевский потребовал, чтобы опера была исполнена в его пользу. Руководство вынуждено было согласиться, поскольку, согласно действующим правилам, бенефициант имел право выбирать постановку.

Представление «Русалки» было запланировано на последние месяцы 1865 года. За несколько дней до представления все билеты были распроданы, хотя цены на них были повышены в честь благотворительной акции. Наконец наступил долгожданный вечер. Опера имела полный успех уже после первого акта; аплодисменты, обращения к композитору и артистам были горячими и продолжительными.

Восторженный прием «Русалки» и овации на первом представлении стали для Даргомыжского полной неожиданностью. Накануне третьего представления он писал одному из своих друзей: «Наконец-то публика поняла мою музыку... Все билеты на завтра уже распроданы». В другом тоне отозвались и газеты. Короче говоря, все как будто проснулись после десяти лет летаргии».

Последние труды композитора

В 1867 году Даргомыжскому вновь суждено было проявить себя на музыкальном и общественном поприще. После отъезда Антона Григорьевича Рубинштейна за границу Даргомыжский был назначен членом правления Русского музыкального общества, председателем которого он вскоре стал. Успеху Даргомыжского значительно способствовал Балакирев, которого в том же году пригласили дирижировать симфоническими концертами в РМО.

Интерес к творчеству композитора вселил в него новые надежды и породил новые идеи. Лучшим из этих замыслов стала опера «Каменный гость». Эта опера, написанная на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина, была необычайно смелым творческим начинанием. Вся опера написана речитативом, в ней нет ни одной арии, и только две песни Лауры - словно островки среди речитативных монологов ансамблей. Даргомыжский не завершил оперу «Каменный гость». Предчувствуя свою скорую смерть, композитор поручил ее своим младшим друзьям Кюи и Римскому-Корсакову. Они завершили ее и исполнили в 1872 году.

Находясь за границей, Даргомыжский заболел ревматизмом. Тогда он не придавал этому серьезного значения, но теперь все яснее ощущал, что болезнь не только не исчезла, но и значительно прогрессировала. Именитые врачи, лечившие композитора, уже ничем не могли ему помочь. Даргомыжский умер 17 января 1869 года около пяти часов утра.