Окаменелости одного из таких ископаемых существ возрастом не менее 150 миллионов лет нашли палеонтологи.
Кто такой Говард Филлипс Лавкрафт
Имя Говарда Филлипса ЛАВКРАФТА овеяно тайной. Этот человек создал вселенную ужасов, которая до сих пор пугает больше, чем любые другие выдуманные миры. Никто больше не сумел написать столь страшных текстов, после прочтения которых люди не только не спят по ночам, но порой даже сходят с ума. Но все ли, о чем писал Лавкрафт – чистая фантастика? В том-то и дело, что нет.
20 августа исполнилось 134 года со дня рождения человека-загадки. Кем был Лавкрафт: гением с необычайно богатой фантазией или сумасшедшим? Или он действительно что-то знал об изнанке этого мира, которую тщательно скрывают от обычных людей?
Дед Лавкрафта Уиппл Ван Брюнен Филлипс
Говард был внуком почтенного негоцианта, изобретателя и книжного червя. Его чудак-дед Уиппл Ван Бюрен Филлипс собрал самую большую библиотеку в штате Род-Айленд. Книги эти были особого рода – многие из них относились к разряду колдовских, алхимических. Также старик слыл ярым коллекционером: его особняк был доверху набит уникальными артефактами древних цивилизаций, на которые он спустил все свое состояние.
Лишь избранный круг людей знал, что Уиппл Ван Бюрен – масон и розенкрейцер высоких степеней посвящения. Но если иные американские бизнесмены лишь играли в тайные общества и мистические заклятья, то старик, по некоторым данным, был настоящим хранителем закрытых знаний.
Многие манускрипты из его собрания были не изучены официальной наукой и, по слухам, принадлежали неизвестным цивилизациям, существовавшим задолго до появления человечества, о которых писала русская оккультистка Елена Блаватская.
Кстати, российская религиозно-философская мысль заметила и оценила Лавкрафта гораздо раньше, чем западная: ведь на родине его долгое время не признавали и считали всего лишь за автора вульгарных ужастиков. Но вот богослов и математик Павел Флоренский отмечал, что жуткие образы Лавкрафта выходят за грань рассудка, и их возникновение в голове человека понятно с точки зрения современной психиатрии. И объяснимо с точки зрения оккультизма: все творчество писателя показывает связь между «этим» и «тем» миром, населенным сущностями, кошмарность которых не может сотворить человеческое воображение. Именно их всю жизнь и пытался описывать Лавкрафт.
Надо ли говорить, что только в этой атмосфере древних тайн и магических артефактов дедушкиного особняка мог вырасти подобный мрачный и болезненный гений. В своих книгах Лавкрафт раз за разом будет воспроизводить атмосферу этого странного места в описаниях жутких домов, в которых прячется нечто ужасное. Видимо, именно из-за пугающих чудес старого дома, отец и мать будущего писателя угодили в другой дом – для умалишенных, где оба и скончались.
Первые литературные опыты Говарда Лавкрафта
Первые свои страшные рассказы маленький Говард начал писать в шесть лет, но они, к сожалению, не сохранились. В подростковом возрасте он уже выработал зрелый стиль взрослого писателя. Однако жанр хоррора считался низким, бульварным, и Лавкрафта долго не признавали за серьезного литератора. Он значительно опередил свое время, и тогда никто просто не понимал глубины его ужасающих мистических прозрений, спрятанных под крикливую обертку жанра ужасов.
Ктулху и Йит
Почему Лавкрафт уже после смерти сделался самым влиятельным мастером жанра? Пожалуй, потому, что его образы чудовищных инопланетных существ настолько детально проработаны, что кажутся списанными с натуры. Не случайно один из главных персонажей творчества писателя, глубоководный монстр Ктулху, стал поистине культовым, и поклонение ему у фанатов приобрело почти что религиозный характер. В тени Ктулху осталась другая раса чудовищ из дальнего космоса. Йит, которую Лавкрафт описал в рассказе «За гранью времен».
Эта раса научилась управлять временем и проецировать свое сознание на миллионы лет в прошлое и будущее, путешествуя по эпохам и планетам. Все оккультные практики человечества, все прозрения пророков и медиумов, сбывшиеся предсказания будущего Лавкрафт объяснял знаниями Йит, которые умеют пронзать своим разумом время. На беду, в какой-то момент эти монстры облюбовали нашу планету.
Вот как их описывает Лавкрафт. Это складчатые конусы трехметровой высоты с длинными отростками наверху, на которых находятся голова и прочие органы. Речь их состоит из щелчков и скрипов, а передвигаются они с помощью сокращения нижней части конуса, покрытой липкой субстанцией – как улитки. Половых различий у Йит не существовало, размножалась она спорами, гроздья которых болтались в нижней части конуса. В общем, жуть та еще.
Можно считать Йит порождением больной фантазии Лавкрафта, который жил затворником и, возможно, унаследовал психический недуг своих родителей. Однако в 1959 году американский палеонтолог Доусон описал только что найденное ископаемое «дерево». Ученый назвал его Prototaxites. Оно существовало 420–150 млн лет назад, когда настоящими деревьями в современном виде еще не пахло, и было самым крупным сухопутным организмом. Это время появления позвоночных животных.
Супергриб Prototaxites
Самые первые сосудистые растения, предки нынешних елей и сосен, появились на 40 миллионов лет раньше Prototaxites. Они были настоящими карликами – не выше метра. А вот Prototaxites были трехметровыми – совсем как Йит, хотя встречались и экземпляры намного крупнее. Формой они напоминали конус.
Интересно, что у Prototaxites не было клеток, как у растений – их заменяла система капилляров. Ученые полагают, что это не растение, а вид гигантского гриба, размножающегося спорами. Супергриб был самостоятельным организмом, он кормился жирным бульоном из микроорганизмов. Лавкрафт писал про Йит, что они также пожирали пищу в полужидком виде. Поразительное сходство между ископаемым организмом и космической расой, описанной в рассказе «За гранью времен», не может не броситься в глаза.
«Возможны различные теории, но перед нами что-то абсолютно сумасшедшее», – заявил об этом существе современный ученый Чикагского университета Чарльз Бойс.
Самая фантастическая гипотеза состоит в том, что супергриб Prototaxites был разумен. Это предположение подкрепляют недавние исследования японских ученых.
Доцент университета в Хоккайдо Тошиюки Накагаки исследовал образцы желтой плесени, которая близка по строению к структуре ископаемого гриба-гиганта. Ее разложили у входа в сложный лабиринт, который обычно применяют для опытов с крысами. В конце лабиринта была «награда» за его прохождение – кусок сахара.
Плесень почуяла сладкое и начала тянуться своими отростками вглубь лабиринта. Тоненькие ниточки-разведчики разделялись на каждом перекрестке, устремляясь во все повороты. Те, которые упирались в тупик, мгновенно втягивались обратно, а успешные продолжали путь к сахару.
Чтобы до него добраться, грибу понадобилось всего несколько часов. За это время он заполнил собой чуть ли не весь лабиринт.
Дальше было еще интереснее. Через сутки ученые взяли кусочек плесени, которая использовалась в первом эксперименте, и положили ее у входа в точно такой же лабиринт с сахаром. На этот раз щупальце не плутало по закоулкам, а четко шло к цели – куску сахара на противоположном конце! Гриб продемонстрировал память, какой обладает далеко не каждый человек. В какой-то момент от гриба отделилось еще одно щупальце, которое не стало путешествовать по извивам лабиринта, а полезло вверх по стенке. Оно поползло по диагонали, перелезая через стенки – кратчайшим путем к награде!
Выходит, гриб обладает не только памятью, но и интеллектом. Как это возможно при отсутствии мозга – ученые пока объяснить затрудняются.
Грибы, в том числе ископаемый Prototaxites, напоминающий лавкрафтовского монстра, ближе к животным, чем к растениям. Например, Ophiocordyceps unilateralis прорастает в организм насекомых, присасывается к их нервным окончаниям и подчиняет своей воле, превращая в зомби. По этой же схеме действовали и Йит. Так что же нашли палеонтологи: гигантский сгусток плесени или останки инопланетного монстра? Возможно, тайну знал Лавкрафт, но его уже не спросишь.