Найти в Дзене

Фельетон "Обновлённые валеты", написанный Ильёй Ильфом (тем самым) - журнал «Чудак», декабрь 1929, № 49

Фельетон, написанный Ильёй Ильфом (тем самым, соавтором "12 стульев" и "Золотого телёнка", где про похождения Остапа Бендера) - журнал «Чудак», декабрь 1929, № 49, стр. 9, о новом дизайне игральных карт изданных в тот период, в СССР. Текст -

"Много есть на свете тошнотворных благотворительных затей, филантропических балов с «танцами до утра в использовании капитала узников». Граждан заботливо извещают о том, что на балу будет буфет с крепкими напитками, и будет, кто пожелает капельку для здоровья вышеупомянутых узников, то может не беспокоиться. Есть и буфет, можно и надраться в честь революционеров, томящихся в тюрьмах капиталистического Запада. Открытки, прибыль с того, что мы должны сделать это на основе экономических средств «Общества спасения на воде», вы предлагаете субъектам, лоб которых настолько изрыты пивными морщинами, что невозможно построить дом в том, что ваш двугривенный дойдет до симпатичного правительства, озабоченного спасением утопающих. Не дойдут до общества и двугривенные ваши сограждан. Вернее всего, что эти деньги пойдут на углубление пивных морщин на лбу благотворительного субъекта. Выпьет он на эти деньги. Как видно, такой же изворотливый, напичканный новыми идеями мужчина пробрался недавно в Госкарточную монополию. Это можно рассмотреть по метаморфозе, происшедшей с картами. Танцы сами по себе вещь невинная, но использование голодающих вызывает отвращение к танцам. Карты сами по себе вещь довольно гнусная, но карты с пришитыми к ним «культурными заданиями» совершенно невыносимы. Но Госкарт-монополия решила работать «в плане культурного похода». Вместо королей с дворницкими бородами, вместо надменных дам и валетов с блудливыми глазами, появились представители национальностей нашего Союза. Новая колода называется красиво и благозвучно: «Народность СССР». Бубнового отца заменяет старый узбек в халате и чалме. Нет больше валета с верёвочными усиками. Вместо него — белорус в бараньей шапке. Нет также и пиковой дамы. В нашей стране нет места таким дамам. Сейчас в наличии молодая украинка в расшитой рубашке, молодая украинка пик. Остальные фигуры под статьей. Есть и раскрепощенные женщины Востока (дамы сбросившие чадру), есть и таджики (короли и валеты, образовавшие колхоз). Представлены почти все нацмены. Говоря коротко: — Четыре сбоку, узбека нет! Как, должно быть, обрадуются нацмены! То-то будет ликование в республиках, когда появятся там обновлённые короли. Трудно даже себе представить, как будут благодарны нацмены валетам из Госкарты-монополии."