Найти в Дзене

Матрёшка

У нас в гостях - внештатный научный сотрудник НГИСУ, член Психологической ассоциации РОДК при АГиОН, практикующий психолог, психотерапевт Андрей Германович Фомин. Матрёшка возникла в моём сознании внезапно. Мысли приходили и исчезали, какие-то бесследно, какие-то оставляя за собой тяжёлое послевкусие. В 54 года по утрам часто приходят не самые радостные мысли. Меня периодически мучает вопрос о своём профессиональном невежестве и шарлатанстве. Я работаю практическим психологом, но что я знаю о психологии? Все мои аналитические потуги основаны на банальном историческом исследовании жизни и внутренних переживаний человека. А что это за человек? Почему он проявляет себя столькими различными способами, которые почти никак не соотносятся друг с другом? Если принять, что все эти обличия – лишь роли, сформированные внешними или внутренними обстоятельствами, то где же сам человек? Вопросы не новые и не оригинальные. Да и образ матрёшки, выплывший непонятно откуда, наверняка, приходил в голову м

У нас в гостях - внештатный научный сотрудник НГИСУ, член Психологической ассоциации РОДК при АГиОН, практикующий психолог, психотерапевт Андрей Германович Фомин.

Матрёшка возникла в моём сознании внезапно. Мысли приходили и исчезали, какие-то бесследно, какие-то оставляя за собой тяжёлое послевкусие. В 54 года по утрам часто приходят не самые радостные мысли. Меня периодически мучает вопрос о своём профессиональном невежестве и шарлатанстве. Я работаю практическим психологом, но что я знаю о психологии? Все мои аналитические потуги основаны на банальном историческом исследовании жизни и внутренних переживаний человека. А что это за человек? Почему он проявляет себя столькими различными способами, которые почти никак не соотносятся друг с другом? Если принять, что все эти обличия – лишь роли, сформированные внешними или внутренними обстоятельствами, то где же сам человек?

Вопросы не новые и не оригинальные. Да и образ матрёшки, выплывший непонятно откуда, наверняка, приходил в голову многим моим предшественникам. Пусть так, но я не стремлюсь утвердить своё первенство в психологическом толковании матрёшки. Да и дело, в конце концов, не в деревянной игрушке. Дело в том вихре, который образовался вокруг этого слова. Кружение мыслей говорило о том, что за матрёшкой скрывается некая глубина, и в эту глубину стоит погрузиться. Этим я и занялся.

Вся штука в том, что в детстве у меня всегда среди игрушек была матрёшка. Она не пользовалась моей любовью. Улыбающаяся краснощёкая девица в платке, с черными глазами и маленьким ротиком была слишком лубочной, чтобы вызвать интерес у маленького мальчика. Разбирая матрёшку, я убеждался, что внутри находится всё те же девицы, только в платках и сарафанах другого цвета. Полая фигурка, разделяющаяся на две половинки, была не настоящей. Она воспринималась моим детским сознанием, как обманка, скрывающая в себе другую обманку. Эти обманки, в отличие от солдатиков и плюшевого мишки, не годились для игры, за исключением разбирания и собирания самой матрёшки. Единственное, что привлекало моё внимание, во всём этом процессе – было извлечение последней, самой маленькой фигурки, которая, в отличие от своих более крупных предшественниц, напоминала скорее ребёнка, чем румяную девку. Но симпатию вызывал не только размер, но цельность матрёшкинского детёныша. Как с ним играть было не совсем понятно, но ценностью крошка-матрёшка обладала несомненной. Причём чем больше был размер матрёшки, тем меньшую симпатию и интерес она у меня вызывала.

Но это дела прошлые. Хотя для меня они важны и дороги. Детство давно прошло, и в сегодняшних мыслях матрёшка явилась не в виде румяной девицы, а в виде множества психических оболочек, в которые заключена наша душа. Душа – это самая маленькая, единая и неделимая крошка-матрёшка.

Идея проста. Когда тело отходит к земле, душа отходит в духовный мир. Это и есть истинная наша обитель, к которой ведёт нас жизненный путь. Жизнь возвращается к Жизни, суть возвращается к Сути, видимый конец ведёт к невидимому Истоку.

Но если душа живёт в Боге, и крошка-матрёшка, лишившись всех своих оболочек, возвращается к Истоку, её породившему, то, что происходит с самими оболочками?

Лучше всего начать с самой большой матрёшки. Большая матрёшка представляет нас в большом мире. В этом большом мире я, например, присутствую как практический психолог, преподаватель логики, автор туманных текстов, непонятно кому адресованных. У меня есть для этого мира образ и манера представлять себя окружающим. Внешняя матрёшка меняется с годами, облекаясь то в школьную форму, то в костюм студента, то в свитер и джинсы научного сотрудника, то в толстовку психолога-практика. На этой оболочке можно изобразить и альпинистский ледоруб и лыжи, и рюкзак с палаткой.

Внешняя матрёшка – это камуфляж, позволяющий приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Это верхняя одежда. Она защищает от превратностей жизни и должна быть достаточно удобной и дышащей. Со временем верхняя одежда изнашивается и мы выглядим довольно смешно в своих старых джинсах и поношенных пуховках. Тогда возникает дискомфорт. Ощущение выпадения из современного временного потока. Внешняя оболочка ветшает быстрее всего, и в какой-то момент уже не возникает желания её обновлять. Это важный момент. С этого времени начинается осознанный путь в вечность. Можно конечно говорить о разных оболочках, а не валить всё в одну кучу, но для нас важно не что в данный момент на нас надето: лёгкий плащ или тяжёлая шуба. Для нас важно, что в каждый момент — это внешняя матрёшка, которая открывается постороннему наблюдателю.

Следующая матрёшка – это продукт семейной жизни. Того микросоциума, куда мы скрываемся от превратностей внешнего мира и где можем снять куртку и уличную обувь. Семейная оболочка выступает в нескольких ипостасях: в детской, в супружеской, родительской, прародительской и близкородственной. Сюда же относятся и ближайшие друзья семьи. Семейная матрёшка формируется с рождения и вбирает в себя все значимые отношения, которые с нами случаются на протяжении нашей жизни. Это оболочка находится на пересечении многих семейных миров и временных цепей, которые соединяются в отдельных человеческих судьбах и порождают как внутренние детерминанты, так и внутренние конфликты. С этими конфликтами мне приходится постоянно иметь дело в процессе как профессиональной, так и личной жизни. Семейная оболочка есть оболочка внутренняя, и в силу этого человеку легко идентифицировать её со своим подлинным я. Разотождествление даётся с трудом. И если семейные узы являются фундаментом жизненного домостроительства, то работы по реконструкции этого фундамента очень ответственны и небезопасны.

Третьей оболочкой является наше физическое тело. Здесь обычно человек радостно отмечает, что обрёл, наконец, самого себя. Действительно, если моё тело нуждается в чём либо, значит, я сам в этом нуждаюсь. Как же может быть по-другому? Все мои телесные переживания истинны потому, что я так чувствую. Моё тело не может меня обманывать, ведь я и оно неразделимы.

Увы, это совсем не так. Настанет миг - и тело останется лежать на земле, а мы, с удивлением посмотрев на покинутую оболочку и тех, кто её окружает, отправимся в тот путь, который одинаково необходим и неизвестен. Однако уже при жизни мы с годами начинаем понимать, что физическая оболочка ветшает и уже не так послушна нашей воле, как это было раньше. Она начинает болеть и доставляет всё больше и больше неудобств, под конец уже вызывая единственное желание её покинуть. Источником жизни этой матрёшки является кровь и те гормоны, которые этой кровью разносятся. Эта матрёшка живёт наподобие других таких же матрёшек, борясь за место под солнцем, где можно было бы наслаждаться своим телесным благополучием. Эта матрёшка оказывает влияние на две предыдущие оболочки, подчиняя их своим интересам, если человек считает свои телесные потребности наиглавнейшими.

Но ведь есть ещё и матрёшка внутренних правил и стереотипов. Она включает в себя те ценности и установки, которые управляют человеком, и которые он ещё в большей степени, нежели тело, склонен отождествлять с самим собой. Эта матрёшка состоит из мёртвых суждений, которые мы, по каким то причинам, стали считать истинными. А ведь любое суждение по своей природе может быть как истинным, так и ложным, в зависимости от обстоятельств и контекста. Про эту матрёшку было сказано в древности: «Не судите, да не судимы будете». А родилась эта матрёшка в тот момент, когда человек захотел подобно богу решать, что доброе, а что лукавое, и вкусил от древа познания, отделив, тем самым себя от своего Создателя. Злыми ведь являются не сами помыслы или суждения, а наше желание воплощать их в жизнь так, как будто они и есть сама истина. При этом мы можем делать и вроде бы добро, но само это добро будет иметь в себе зачатки самомнения и самооправдания.

Следующая матрёшка возникает во снах и видениях, и может быть названа матрёшкой-медиумом. Если основой предыдущей матрёшки была система суждений, то основой этой является ощущение присутствия неких невидимых сил. Матрёшка-медиум живёт в мире, где внешние события и явления являются лишь знаками и свидетельством присутствия иных существ, определяющих наше видимое бытие. Находясь на границе видимого и невидимого, материального и духовного, эта матрёшка начинает ясно чувствовать присутствие иного мира, который не только управляет миром внешним, но и стремится завладеть её волей. Постепенно медиум теряет интерес к видимому, вторичному, миру и сосредотачивает свои усилия на общении с невидимым миром и его обитателями. Эта матрёшка может быть прорицателем, творческой личностью, фиксирующей свои духовные озарения - или просто шизофреником, которых, как известно, один на тысячу. Вся проблема заключается в том, что медиум заключен в каждом из нас, и все мы в той или иной степени ощущаем присутствие иного мира и иных существ. Это может проявляться в безотчетном страхе, тревоге, ощущении чужеродного присутствия или в переживании беспричинной эйфории и радости. Невидимый мир не обязательно враждебен по отношению к человеку. Большей частью он вообще к нему безразличен. Есть силы, помогающие человеку на его жизненном пути, поэтому верующему даётся не только дар, но и обязанность различения духов. Бедой эта матрёшка-медиум становится тогда, когда человек воспринимает её как своё истинное я, и главным содержанием жизни считает общение с потусторонним миром.

Следующая или последняя оболочка, о которой пойдёт у нас сегодня речь, — это религиозная матрёшка, которая, признав свою физическую и духовную ограниченность, устремляется на поиски источника жизни, находящегося за пределами как видимого, так и невидимого мира. Эта матрёшка обращается к Богу с надеждой и упованием. Главным содержанием её жизни становится молитва и устранение всего, что этой молитве мешает. Религиозная матрёшка начинает видеть несовершенство своих внешних оболочек и стремится их преодолеть. Постепенно она начинает распознавать присутствие Создателя во всех проявлениях тварного мира. Всё приобретает смысл и значение. Духовный мир перестает быть пугающим и самодовлеющим. Матрёшка начинает различать во всём Изначальный замысел, воплощающийся в действительность. Религиозная матрёшка поднимается по лестнице к Богу, одновременно спускаясь вниз к самой себе. Суть этого движения заключается в добровольном снятии с себя последней самой нижней одежды и полное обнажение себя перед своим Создателем. Все покровы уничтожаются, и душа выходит к Богу в своей беззащитной наготе.

Когда свершается этот последний акт земной жизни матрёшки, Всевышний принимает её в Свои руки - и Бог, который был внутри, становится Богом, который окружает человеческую душу и делает её своим сопричастником. Смерть исчезает, уступая место вечной жизни, а деревянная кукла превращается в душу живую, вернувшуюся к своему Создателю. Круг замыкается, и в матрёшке уже нет нужды. Помните, как кончается сказка "Пиноккио"? Превратившись в мальчика, бывший деревянный человечек смотрится в зеркало и видит в углу нелепую деревянную куклу - бездушную, и ни к чему уже не годную.

Так и матрёшка. Она была не удобна для детских игр, но сыграла свою роль сегодня, чтобы через себя выразить те мысли, которые родились вслед за странным образом, возникшем в моём не до конца пробудившимся сознании. Спасибо тебе, Матрёшка.

Собеседник, составитель и редактор текста - проф. Н.В. Лагутов