Найти в Дзене

Как один мальчик на репетитора надеялся, а я его бесплатными уроками заманивала

Дело было в 2010 году. ЕГЭ только стал обязательным экзаменом: до этого сдавали отдельные регионы или допускался выбор традиционного сочинения. Я работала в вечерней школе учителем в 12-м классе. Это экстернат. Три дня в неделю с 17.00 до 20.00 я сижу в классе и провожу консультации. Точно так же сидят в своих кабинетах учителя математики, физики, обществознания и пр. Предполагается, что взрослые ученики после работы приезжают, задают вопросы, разбирают задания ЕГЭ и удаляются в закат для самостоятельной подготовки. В конце семестра зачет. Нет вопросов – не приезжай. Оценка в аттестате зависит от единственного внутреннего экзамена по предмету. Ученики не обязаны являться к 17.00. Кто-то забегал перед уходом учителя, чтобы показать пособие для подготовки и уточнить, подойдет ли. Не забываем: Интернет в 2010 году был дик и безлюден. К ЕГЭ там было примерно ничего, да еще и с ошибками. Разумеется, были и традиционные 11-е классы, где дети (17-20 лет, там не было совсем взрос

Дело было в 2010 году. ЕГЭ только стал обязательным экзаменом: до этого сдавали отдельные регионы или допускался выбор традиционного сочинения.

Я работала в вечерней школе учителем в 12-м классе. Это экстернат.

Три дня в неделю с 17.00 до 20.00 я сижу в классе и провожу консультации. Точно так же сидят в своих кабинетах учителя математики, физики, обществознания и пр. Предполагается, что взрослые ученики после работы приезжают, задают вопросы, разбирают задания ЕГЭ и удаляются в закат для самостоятельной подготовки. В конце семестра зачет. Нет вопросов – не приезжай. Оценка в аттестате зависит от единственного внутреннего экзамена по предмету.

Ученики не обязаны являться к 17.00. Кто-то забегал перед уходом учителя, чтобы показать пособие для подготовки и уточнить, подойдет ли. Не забываем: Интернет в 2010 году был дик и безлюден. К ЕГЭ там было примерно ничего, да еще и с ошибками.

Разумеется, были и традиционные 11-е классы, где дети (17-20 лет, там не было совсем взрослых) ежедневно сидели на уроках, писали регулярные контрольные и пр. Речь сейчас именно об экстернате.

Там были и умные ребята, которые просто не хотели тратить время на школу. Там были и спортсмены, которым надо было где-то числиться, но не посещать. Были 30-летние матери семейства, которые отправили детей в школу и хотели продолжить свое образование. Были, конечно, и разгильдяи, которых выгнали из обычной школы и прикрепили к вечерней.

И, надеюсь, все понимают, что аншлага на уроках русского не было. Здоровый человек сдает ЕГЭ без подготовки на 50+. А многим больше и не требовалось.

Еще раз: 9 часов в неделю преподаватель бесплатно готов отвечать на любые вопросы, разбирать любые темы в любом порядке. Иногда приходит 7 человек. Чаще - 3. Иногда один. Перед праздниками не приходит никто! Даже к математикам!

Карикатура опубликована в журнале "Крокодил" в 1977 году. Но в интернетах толпы комментаторов уверяют, что в СССР все дети бесконечно и с удовольствием учились.
Карикатура опубликована в журнале "Крокодил" в 1977 году. Но в интернетах толпы комментаторов уверяют, что в СССР все дети бесконечно и с удовольствием учились.

На самом деле несколько взрослых (25-35 лет) отлично понимали, что государство бесплатно предоставило им репетиторов для ЕГЭ, и старались использовать этот кусочек халявы.

Один мальчик на работу не ходил. Ему было 17-18 лет. У него были обеспеченные родители. И вообще…

Он приходил в вечернюю школу часа в три дня и начинал общаться. Сначала с утренними учениками, которые уже расходились по домам, потом с вечерними.

Я знала, как зовут этого мальчика и в каком классе он должен учиться. Он приходил знакомиться буквально в первый учебный день. Нет, не учиться. Рано.

Потом он еженедельно заглядывал в класс, улыбался и говорил что-то вроде «А! Учитесь!» и шел дальше.

– А ты-то к нам придешь? – сначала спрашивала я.

– Нет! – радостно говорил мальчик. – У меня же репетитор есть!

– А смысл? Ты уже пришел сюда. Я сижу. Бесплатно. Давай сочинение разберем?

– Не… Я лучше с репетитором.

Ни разу! Он ни разу не пришел на консультацию по русскому. Я, честно говоря, не расстроилась, потому что пофигисты дурно влияют на других учеников.

И вот начался школьный выпускной экзамен по русскому. Все-все-все ученики зашли в 2 огромные аудитории и получили задания в формате ЕГЭ. 3 часа, комиссия из учителей, пресекающая списывание, все дела. Специальных бланков не было, была Наталья Юрьевна, которая проверяла миллион сочинений, компенсируя отсиженные в одиночестве рабочие часы.

Худо-бедно большинство учеников сдали и получили тройки в аттестат. А один мальчик – нет. То есть он нарисовал несколько циферок в тесте, написал несколько слов в сочинении и пошел гулять. Завуч пыталась донести до него, что это конец и неаттестация, но тщетно. Такой мальчик был не один, человек 5-10 прогуляли финальный экзамен или завалили его в хлам. Я честно написала во всех ведомостях «не аттестован».

Но плохо я знала специфику вечерней школы… Пересдачи, досдачи, что-то там… Аттестат нарисовали. И под ответственность директора один мальчик пошел на ЕГЭ. Я предупреждала, что не сдаст. Директор отмахивалась: в вечерней школе процент несдавших должен быть высок по определению.

Так вот. В том году результаты были по местным меркам блестящие. Несдавших минимум. И среди них один мальчик. С кучей свободного времени. С деньгами. С репетиторами по всем предметам. И без детей.

Может, он потом резко взялся за ум и пересдал в резервный день? Может, решил обойтись без высшего образования? Пошел в армию? Об этом мне уже неизвестно.

Только страшно подумать, что было с его бедным репетитором.